11.02.2023 09:00

Настоящее полевое исследование сельхозпроизводителей провёл стартап из Северодвинска

Его создатели проехали по десяти районам и городам области, оценили свыше 600 переработчиков и производителей сельхозпродукции, а 50 из них изучили «вживую»

Одно дело, когда информацию собирают для отчёта, совсем другое — когда от неё зависит собственный заработок. Создатели компании «Продукты Поморья» планируют открыть сеть мини-маркетов с товарами местных производителей. Чтобы выбрать поставщиков, руководитель проекта Михаил Кононов отправился в экспедицию по области. Результатами предприниматель поделился с «Правдой Севера».

– Где ваша команда проводила исследование, с кем встречалась?

– Проехали по районам в разумной досягаемости от Северодвинска — Приморскому, Каргопольскому, Няндомскому, Вельскому, Устьянскому, Шенкурскому, Онежскому, Приморскому, Котласскому, приезжали в Котлас и Коряжму. В основном нас интересовали переработчики, чей продукт мы можем поставить на полку. Во вторую очередь — производители сельхозпродукции, фермеры. Пообщались минимум с 50 поставщиками. А вся база, которую мы рассматривали, превышала 600 переработчиков и фермеров. Для нашего старта выбрали 45.

– Каков сегодня средний портрет аграрного предпринимателя?

– Чаще всего это семьи в возрасте 35–50 лет. Как правило, с уже немаленькими детьми. Их воспринимают как помощников в деле. Выращивают овощи, производят сыр, разводят крупный рогатый скот… Люди с опытом, для которых осознанный выбор — заниматься сельским хозяйством или переработкой. И у них я вижу огонь в глазах. Есть фермеры, которые готовят продукты не для магазинов, а чтобы продавать её во время экскурсий, которые проводят сами. Очень большой разброс в сырах: от чисто домашнего занятия до известных компаний в Архангельске, для которых это дополнительное направление бизнеса.

– В чём главная проблема переработчиков?

– В кадрах! Спрашиваешь: готовы встать на полку? Нет. Почему? Сложности с рабочей силой. Не уверены в том, что обеспечат стабильные поставки. Бывает, один человек знает весь технологический процесс, остальные — его ученики, а другие жители ориентированы на бюджетную работу и пособия.

Я вижу разрыв между фермерами, переработчиками и торговлей. Продукция фермеров не совсем готова для продажи через ретейл. Или объёмы не те, или не хватает разрешительной документации. Например, всей молочной продукции нужна маркировка. Но рынок перестраивается, многие ещё на начальной стадии.

У многих переработчиков производства недозагружены. Один из вопросов, которые я задавал: сегодня открываю один магазин, допустим, вашего сыра будет достаточно; а готовы ли к увеличению спроса? Вы загрузите мощности до 100 процентов, поставите ещё людей, но хватит ли молока в округе? Некоторые сразу задумывались.

Переработчики мяса зачастую используют сырьё не из Архангельской области. Например, производители тушёнки закупают мясо в центральных регионах. Многие колбасные заводы используют привозное сырьё. В области по многим причинам нет производства курицы, практически нет свинины; не такие большие объёмы говядины, хотя мы ей обеспечены, но возим и из Вологды.

– В агломерации Архангельск — Северодвинск — Новодвинск почти половина населения области. Но расстояния делают этот большой рынок невыгодным для многих районов.

– Да, для части поставщиков мы не подошли. Их продукция с малыми сроками хранения отпала по географическому признаку. Есть небольшие компании, которые ориентированы на свой район. Например, прекраснейшее молоко из Тихманьги, Каргопольский район: срок годности — три дня. Пока мы его довезём, половина срока пройдёт. Хотя на ярмарки такие продукты привозить нужно.

Вообще, сбыт часто устроен по кустовому принципу, люди рассчитывают только на локальный спрос. Очень немногие стараются идти дальше, например, из Вельска свободно торгуют в Шенкурске, в Устьянах, из Каргополя — в Няндоме и Плесецке. Иногда даже объединяют предприятия. Но не все стремятся в организованную торговлю. Некоторые держат двух-четырёх коров, продают молоко соседям и не хотят заниматься никакой автоматизацией. Приходить и навязывать им потребкооперацию, поставки в магазины — зачем?

– Часто жалуются: рыба стоит как мясо или дороже. Нормально ли это?

– Вполне. Есть ценные породы рыб, которые всегда дороже мяса, — сёмга, тунец. Почему, мол, наша мезенская сёмга — 1500–1700 рублей за килограмм? Но это абсолютно адекватная цена: во всём мире разброс цен между диким лососем и фермерским, выращенным, — до двух раз. В рыбе диапазон цен шире, чем в мясе: есть беломорская селёдка, которая на рынке стоит 120 рублей за килограмм; есть навага и другие породы подороже — и так далее до 2000 рублей. С другой стороны: есть мясо кур от 100 рублей за килограмм в живом весе — и есть телятина за 800 рублей. Разбег большой, глупо их сравнивать.

На стоимость рыбы накладываются ещё и квоты, плюс заморозка, переработка, транспортировка, хранение. А есть рыба, которая не хранится долго в заморозке — та же селёдка. Важно, чтобы был стабильный доступ к местной рыбе. Наша рыбодобывающая промышленность не задействована полностью. Радуют успехи крупных архангельских рыболовных компаний, но где они добывают? В основном в Баренцевом море.

– Есть ли у местных производителей потенциал выхода в соседние регионы, если будет налажена дешёвая перевозка?

– Огромный. Как и вообще у сельского хозяйства Архангельской области. Я очень верю в него, главное — не пытаться делать всё. Сейчас мы в стадии исследований, тестирования гипотез. Пример — в регионе планомерно обследуют водоёмы, оценивают их для рыбоводства. В бизнесе не найдёшь то, что нужно, не отработав гипотезу. Да, умерли птицефабрики. Возможно, при наших издержках это неподходящее занятие. Но вот телятина, молоко и многое другое — производства живут.

Нас качало из крайности в крайность. Сначала плановая экономика, которая показала свою неэффективность в сельском хозяйстве. Потом частный бизнес, брошенный на произвол судьбы, хотя мировой опыт показывает: без дотаций в сложном климате агробизнесом заниматься невозможно. А вот с дотациями и аккуратным вмешательством государства всё получается. У меня оптимистичное ощущение. В диалоге власти и бизнеса изменилась тенденция, идёт поиск формата. Власть начинает понимать, что её задача — содействовать: подготовить инфраструктуру, помочь грантом на старте, взять на себя часть исследований рынка.

– Как сегодня видится сельский уклад с подсобным хозяйством — как хлопотный вид бизнеса или образ жизни?

– Это вопрос культуры. За последние 30 лет мы совместными усилиями её убивали, «колхозник», «из села» было однозначно негативной оценкой. Каждое лето в детстве я проводил в хорошем хозяйстве у бабушки с дедушкой, где были поросята, коровы, телята, лошади, бараны, утки. Мы втроём этим всем занимались. И могу сказать, что село лентяев не терпит. Там не получится истории напоказ, приехать и быстро заработать. Пахать придётся. Нужны люди труда. Они начинают выходить в почёт, но культура их поддержки пока слабо распространена. Скорее, есть убеждения, что кто‑то кому‑то должен. Или сельские производители «должны» нас кормить, или государство «должно» сельчанам, или наоборот — в разных комбинациях. А нужно развивать культуру партнёрства.

Я верю в бизнес, в частную инициативу, но при поддержке государства. Его роль — создавать условия для производств, которые являются ключевыми в своей отрасли. Для сельского хозяйства это производство кормов, потому что они нужны всем фермерам. Если нерационально поддерживать, то хотя бы не мешать. Одно из надзорных ведомств, которое следит за гигиеной в торговле, сильно изменилось. Раньше его сотрудники приходили с проверками, после чего ты в судах отбивался от штрафов на сотни тысяч, потому что всю кипу их правил просто не выполнить. Сейчас это ведомство заняло прекрасную позицию: ребята, мы вас не будем мучить, если хотите — придём и подскажем. Так и должно работать государство.

– Стоит ли биться за фермерские продукты, за доступ к покупателю, когда климат явно не для плантаций?

– Я очень люблю местную продукцию. Её прелесть в том, что она нестандартна. Каргопольское молоко отличается от вельского и северодвинского, и так во всём. Когда выбор шире, каждый сможет найти то, что ему ближе, лучше, качественнее. Благодаря отдельным торговым сетям появилось представление: местное обязательно будет дорогим. Это неправда. Местные производители представляют множество продуктов в том же ценовом сегменте, в котором люди покупают в крупных сетях. Но зачастую их продукты интереснее и вкуснее. Несмотря на то что я захожу в ту же нишу, я буду радоваться любому конкуренту, потому что это даёт производителям больше возможностей вставать на полки и развивает культуру потребления.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вячеслав ИЛАТОВСКИЙ