04.02.2023 15:00

Представляем книги лауреатов и финалистов литературной премии для молодых писателей «Лицей»

Рождённые в 90‑е, они пишут о своём жизненном опыте, проблемах и вопросах, по‑настоящему их волнующих, создавая ни на что не похожую, оригинальную, запоминающуюся прозу
Pxhere ©

Екатерина Манойло «Отец смотрит на запад», 2022

Дебютная книга автора удостоена главной награды шестого сезона премии «Лицей» в номинации «Проза» и специальной номинации издательского сервиса Rideró «Выбор книжных блогеров».

В романе много автобиографических деталей – он как «лоскутное одеяло, корпе из пережитых и выдуманных мною историй». Жизнь главной героини Кати, дочери казаха Серикбая и его русской жены Наины, определяется и упорядочивается традициями. Сварливая тётка Аманбеке с первых дней зло зовёт девочку Улбосын просто потому, что в семье брата родился не мальчик. «Имя Улболсын в посёлке давали старшим дочерям в семьях, где ждали наследника. Имя означало «Да будет сын», и каждый день и час оно звучало как молитва».

Роман начинается с похорон долгожданного брата Кати Маратика, после смерти которого семья распадается. Мать уходит в религию, а потом и вовсе уезжает из города, отец пьёт, тётка одержима деньгами и судьбой собственного непутёвого сына. Для Кати всё это понятно и привычно. Пока в городок не приезжает незнакомая, но доброжелательная и уверенная в собственной правоте московская бабушка и не забирает её с собой, девочка и не понимает, что можно жить совсем по‑другому. Пройдёт время, и Катя вернётся в родной город, чтобы посмотреть на прошлое другими глазами, простить и проститься, а ещё чтобы дать другому человеку надежду на спасение.

Роман о свободе, поиске идентичности, о силе и слабости. «О том, какими мы можем быть сильными, когда в нас верят, и наоборот. Мне бы хотелось, чтобы читатель спустя время возвращался к роману и открывал новые для себя смыслы».

Михаил Турбин «Выше ноги от земли», 2022

Роман лауреата второй награды премии «Лицей – 22» сочетает в себе элементы многих жанров: психологического романа, детектива, мистического триллера. Эта книга о том, что счастье и душевный покой вполне реальны, даже если порой кажется, что это не так. Спасать других, протягивая руку помощи, и тем самым спасаться самому, чтобы всё же посмотреть на этот мир под другим углом и не потерять веру в себя.

Илья Сергеевич Руднев – талантливый врач-хирург детской реанимации – работает в провинциальной детской больнице. Он упорно, иногда без надежды на успех, бьётся за хрупкие жизни. Это не просто работа – со смертью у Руднева личные счёты. Год назад в один день он потерял жену и сына. Руднев старается забыться в работе, вынырнуть из чувства вины, и это почти получается.

Но когда в больницу привозят сбитого машиной на ночной трассе мальчика, Руднев осознаёт, что он как две капли воды похож на погибшего сына. Как он оказался ночью в лесу? Где родители? Почему его никто не ищет? Илья в одиночку проводит собственное расследование и узнаёт, что недалеко от дороги есть заброшенная деревня, где почти никого не осталось, кроме семьи странного и неприятного старика. Он сообщает Рудневу, что в этих местах случился пожар, унёсший жизни отца и трёх детей, хотя тел двух девочек и мальчика так не нашли.

В прозе Турбина нет ничего лишнего. Случайно встреченный человек обязательно сыграет свою роль; упомянутый предмет неожиданно отзовётся через несколько глав; нашедшее героя в начале книги воспоминание раскроет свой смысл только в конце.

Ася Володина «Протагонист», 2022

Ася Володина – филолог, литературовед, преподаватель МГУ, переводчик.

Начинающийся как карантинный роман о переходе на «дистанционку» и масочную систему, «Протагонист» оборачивается древнегреческой трагедией, в которой персонажи скрываются за разными масками. Студент престижной академии, куда он попал в результате игры «Умнейшему», Никита Буянов погиб, выпрыгнув из окна 11 этажа общежития. В предсмертной записке, которая буквально сразу же появилась в Сети, парень винит преподавательницу немецкого языка и деканат философского факультета, который «не даёт вторых шансов».

Но в окружении юноши находятся те, кого не устраивает стандартная причина самоубийства в виде большой нагрузки и плохой успеваемости, и те, кто уверен, что именно они виноваты в гибели Никиты. Его история рассказывается на девять голосов, и каждый новый протагонист дополняет или разрушает предыдущие версии событий. Рассказывают девять человек, которые имели какое‑то отношение к Никите или к университету – мать, старшая сестра, сосед по комнате, староста группы, декан факультета, его секретарь, университетский психолог и другие.

Их поступки собраны в три «агона» – этаких «словесных спора», смысловых части, названия которых: «Терпеть», «Служить» и «Любить». Через одну смерть раскрывается множество жизней, и понятно, что абсолютно каждый является как протагонистом, так и антагонистом. И для себя, и для других. Виноваты все – и в то же время не виноват никто, потому что жизнь нельзя раскрасить одним цветом, потому что всё взаимосвязано.

Александра Николаенко «Муравьиный бог: реквием», 2022

Автор – по образованию художник, увлекалась литературой, начала писать рассказы и рисовать к ним иллюстрации. В 2017 году дебютный роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства» стал лауреатом литературной премии «Русский Букер». Новая книга Саши Николаенко необычна не только языком, но и взглядом на жизнь и на смерть, на время, на любовь.

Восьмилетний Петруша – сирота, родители погибли в автокатастрофе, живёт в подмосковном дачном посёлке у бабушки с дедушкой. Казалось бы, лето в деревне, прогулки на велосипеде, купание в речке, поле и лес… Вот только самому Пете здесь не очень хорошо. Он и раньше не очень любил сюда приезжать, а сейчас попросту вынужден день за днём проводить в маленьком, забитом хламом доме.

В романе противостоят друг другу два мира – Детство и Старость. Наверняка каждый читатель узнает бабу Веру – её привычки, суеверия, поговорки на каждое слово внука. Речь характеризует её лучше любых портретов. Нелепые присказки, ни одного доброго слова, зависть и злость. Потому что больше нечего. Больше значит – близость. Больше значит – соучастие. И Петя полностью зависит от всесильной бабушки, живёт в мире, где она бог и вершитель. И живёт он будто не сам, будто не изнутри себя, а лишь в противовес ей или в исполнение её воли. Каждый абзац романа как отдельное стихотворение, как волна образов, чувств и воспоминаний. Ритмическая проза несколько непривычна, поражает многообразие авторского воображения, тонкости проникновения в мир ребёнка и природы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.