04.02.2023 13:30

Память сердца: Пекинский поезд

Однажды задали простой, а вместе с тем и сложный вопрос: «Объехал ты область, всё повидал: пейзажи, людей, дела человеческих рук… И что же у нас самое-самое, что непременно надо туристам показывать?»
Фото автора

Ответил без запинки: «Всего красивее иконостас Введенской церкви в Сольвычегодске!»

В конце прошлого года прозвучало долгожданное: «Сольвычегодск – столица „Серебряного ожерелья“ на 2023 год». И это известие – повод рассказать давнюю историю…

В Сольвычегодске физически чувствуется дыхание веков. Какие жили здесь люди! Какие глыбы, какие имена! Каков был размах их свершений! В XVI веке родоначальником династии был крестьянин Аника Строганов. Три его сына – Яков, Григорий и Семён – были трудолюбивы, предприимчивы, с фантазией и размахом. Укротили бьющий из земли-матушки соляной фонтан и смастерили добрую сотню солеварен. Негоже добру пропадать. Да и дело нехитрое: из сосны «в лапу» рубили строения размерами 4 × 4 сажени, сильно похожие на огромные бани. Эти «соляные баньки» топились по‑чёрному, и дым от незатухающего костра, что разводился в глубокой яме, уходил в «амбразуры» под скатами крыш.

Подрядили тысячи крестьян, и каждый делал только своё: железных дел мастера гнули цепи и клепали «црены» – преогромные сковороды для выпарки соляного раствора. Дровосеки валили лес, кололи на поленья да держали постоянный огонь. Третьи ссыпали соль и везли на ярмарки по всей Руси. Так добывали до пятисот тысяч пудов ежегодно – оттого‑то и несметные богатства.

Ничего не упускали из виду, всё прибирали к рукам… Вот безобразничал на Двине разбойник Ермак Тимофеевич, родом из деревушки Борок – так и того подобрали. Вооружили пятью сотнями ружей, сколотили флотилию лодок-ушкуек и указали рукой за Урал. Дуй, мол, туда. А те и хана Кучума победили, и форсировали Обь, Иртыш, Енисей, Лену, Амур, и все таёжные перевалы преодолели… Как поётся в суровой советской песне: «…И на Тихом океане свой закончили поход». Строгановский полк Ермака сгоряча присоединил всю вторую половину России. Понятно, событие немалое, нерядовое, а вернее – неслыханное. Поговаривают, что сам царь был не в курсе этакой затеи… Ай да Сольвычегодск: мал городок, да удал! Туристов столицы «Серебряного ожерелья России» не грех бы ознакомить именно с этим, строгановским, ходом российской истории. У кого ещё слава такая?

В России говаривали: «У Строгановых деньга к деньге катится да в кубышку складывается». Они и соли, и злата, и изумрудов, и железа добытчики… дипломаты, меценаты, иконописцы, строители кораблей и самых величавых питерских соборов. Дальний потомок Аники, князь Александр Строганов, своё состояние без остатка вложил в постройку Казанского собора в Санкт-Петербурге. Вот какую славу о себе оставил! Князь поручил каменотёсу Самсону Суханову, родом из Красноборска, до того бурлачившему на Северной Двине, соорудить грандиозную колоннаду из чёрного гранита – самое главное украшение собора. Строганов не жалел себя, застудился на стройке и помер в день освящения собора.

Сольвычегодск и ныне украшает древний Благовещенский собор. Освящён он, как и основан Архангельск, в том же 1584 году. Там есть памятный рубец от попадания молнии в 1713 году: металл колокольни закрутился в штопор, но выдержал. Крест не упал. А внутри – средневековый реализм: углём и фреской писаные сцены из ада на земле. Не дай бог дожить до такого.

Здесь и поныне из‑под земли бьёт соляной фонтан, некогда создавший богатейшую империю Строгановых, возможно, и он тоже сыграл некую роль в прирастании Сибири к России. А из самой последней главы истории – в Сольвычегодске некогда было место ссылки церковного семинариста, грабителя банков и вождя народов Иосифа Сталина… Есть на что посмотреть.

Семиярусный иконостас Введенского храма по благолепию своему – соперник храмов Кремля. Строгановы, отдыхая от тяжких «солеварных» трудов, порой сами брались за кисти, достигая в искусстве божественных высот. Основали иконописную школу, приглашали и других мастеров. Писали благородные лики апостолов в сияющих облачениях, построенные ими соборы с золотыми главками и слюдяными оконцами. Очень точно передавали природу: речные берега и папоротники, как на Вычегде или Двине. Радость жизни, красота и светлость образов – вот вся премудрость строгановской иконописи…

Но одна связанная с иконописью история запомнилась навсегда. В смутные времена перестройки, когда рушилось всё вокруг, крушились судьбы и под откос катилась наша страна, не поверите, в Москве задумали выставку шедевров строгановской иконописи. В Архангельске обратились с убедительной просьбой: «Побудь денёк-другой курьером по живописи, иконы отвези для выставки в Москву. Мы все заняты, кроме тебя – некому». Но не выдали ни берданки, ни пустой кобуры, и охранной грамоты не было, как при Иване Грозном. Но подозрительно весело успокоили: «Довезти до Москвы – дело нехитрое. Мы сообщим кому и куда надо. Тебя встретят столичные искусствоведы с транспортом и весь груз заберут. Справишься».

Перед отъездом на станции «Архангельск» в купе московского поезда рабочие всё заносили и заносили множество ящиков с иконами и заполнили объём полностью под самый сводчатый потолок, заняли верхние и одну нижнюю полки. Даже шевельнуться невозможно: из занятий – только этикетки на ящиках читать, на которых только названия строгановских работ.

Проводница Таня понимала, что в этом купе ценный груз, и помалкивала, не проронив за сутки ни слова. Общение случилось ночью на Ярославском вокзале в Москве, когда пассажиры вышли, а этот «государственный груз» никто не встречал. Катастрофа! Татьяна, смекнув, что дело дрянь, сказала: «Я вагон закрываю на ключ, никого не пущу. Вывешу красный флажок, и поезд не тронется. Беда, что нашему поезду сразу в депо, а следом на первый путь пекинский приходит. Дуй в пункт милиции по перрону налево».

Там выдал:

– У меня государственной важности груз. Строгановская живопись, а организатор не встретил. Дождь, ночь, поезд уходит в депо. Архангельский поезд надо задерживать.

– Петрович, слыхал про такие чудеса? – спросил дежурный своего коллегу. – Мы с грузом до пекинского поезда явно не справимся. Звони диспетчеру – архангельский держим, а китайский отправим на второй путь… Бежим строгановских выручать.

Под аккорды ночного дождя милиция Ярославского вокзала переносила из вагона по сырому перрону ящики с иконописью и грузила в свои фургоны. Тут были «Успение Богоматери» Степана Арефьева, «Иоанн Предтеча» Никифора Савина, шедевры Прокопия Чирина, Гаврилы Кондратьева, Емельяна Москвитина, Семёна Бороздина и многих других… Благо, все они свои работы аккуратно подписывали. Какие это величины в русской иконописи!

…А скорый поезд «Пекин – Москва» уже стоял на втором пути.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Николай ЧЕСНОКОВ