01.02.2023 16:40

Судьба судна «Эклипс», покоящегося на дне Двины, решается в Архангельске

Судно успело «пожить» дважды — впервые оно загорелось и было затоплено в 1919 году, а окончательно погрузилось под воду в 1942 году
Фото: страница Евгения Тенетова в социальной сети «Вконтакте»

Как сообщает информационное агентство «Регион 29», судно «Эклипс» было возведено в Шотландии в 19 веке, спустя 50 лет прошло по Севморпути от Владивостока до Архангельска, а в наши дни — покоится на дне Северной Двины. Вернуть корабль из глубин совсем не просто.

Часто судьбы морского транспорта складываются так, как не смог бы придумать ни один писатель. История барка «Эклипс» тому подтверждение. Судно «родилось» в Шотландии в 1867 году для китобойного промысла, но позже было подарено России с капитаном Отто Свердрупом «на борту». В 1915 году «Эклипс» — в переводе «Затмение» — первым прошёл Севморпуть от Владивостока до Архангельска, обнаружив по пути экспедицию Вилькицкого.

— Экспедиция Вилькицкого потерялась в Арктическом пространстве и тоже считалась пропавшей, наряду с экспедицией Русанова, Брусилова и Седова на тот момент. Барк «Эклипс», который отправился во главе с капитаном Отто Свердрупом искать эти экспедиции, благодаря современной радиосвязи нашёл как раз экспедицию Вилькицкого, — рассказал директор Северного морского музея Евгений Тенетов.

К слову, экспедиция Вилькицкого сделала последнее географическое открытие — был обнаружен архипелаг Николая Второго, ныне Северная земля. Примечательна судьба «Эклипса» и тем, что на его борту духом приключений и открытий заразился «отец» неугомонного Шерлока Холмса — Конан Дойль.

— Видимо уже обнаруживая в себе писательский дар, Конан Дойль ведёт очень интересный, плотный, живописный дневник. Причем, живописный — не только в переносном, но и в прямом смысле, потому что он ещё и зарисовывает. Таким образом мы видим «Эклипс» ещё и в графическом изображении рукой Конан Дойля. Этот дневник — совершенно бесценное сокровище, — рассказывает директор Северного морского музея Евгений Тенетов.

«Эклипс», можно сказать, жил дважды. Судно, обшитое гринхартом — редким деревом, которому не страшен ни один айсберг — загорелось в 1919 году и было затоплено. Через 10 лет барк подняли на сушу, сменили парусную систему и переименовали в шхуну «Ломоносов». Она стала участницей исследования Белого и Баренцева морей. Но в 1938 году по халатности людей легендарная конструкция начала гнить у берега Соломбалки, а в 1942 году её судьбу довершила немецкая бомба.

Сейчас «Эклипс» лежит под водой в 10 километрах от Архангельска. Поднять его с глубин — дело архизатратное. Но в музее верят, что единомышленники в этом вопросе найдутся. Чтобы «Затмению» никогда не грозило полное забвение.

Напомним, ранее в «Правде Севера» сообщали, что затонувшее судно расположено в Мурманском рукаве Северной Двины, к северу от деревни Красное. К останкам судна погрузился водолаз Николай Устинов — он около получаса обследовал корпус.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.