29.01.2023 11:01

Память сердца: По тонкому льду

Замёрзшая Кузнечиха и спешащая женщина с ребёнком на льду
Фото автора

Выбирая название, перебирал близкие темы, и не было лучше строки из последней песни великого Джона Леннона «По тонкому льду» (Walking On Thin Ice)

Фраза из «Битлз» всё крутилась и крутилась в моей голове:

«Знал я девушку, что пыталась пройти по тонкому льду.

Но идя по льду, ты платишь большую цену…»

Эти строки не из физики состояний кристаллов воды, а метафора жизни и одного человека, и даже целой России…

Помню, как сидел на разбитой лодке на бережке Кузнечихи. Тогда был июнь, и солнце стояло в зените, а с моря ощущалась прохлада, и было довольно ветрено… Совсем рядом, чуть ли не на длину вытянутой руки, виднелся Кузнечевский мост с оранжевыми гирляндами подвесных тросов, а за ним — устремлённые в небо кресты старинного Троицкого храма…

Чайки садились на воду, на сваи, сто лет назад вбитые в речное дно, потом с криком взлетали, нарезая восьмёрки в небесном ультрамарине. Напротив, на буе, что качался на открытой воде, бодро развевался флаг, означавший «финиш» гонки яхт класса «Кадет». Мальчики и девочки в оранжевых спас-жилетах старались прийти в тройке лучших, делая первые шаги к чемпионским медалям. А двинская волна закаляла поморский характер, учила стойкости и умению прокладывать верный курс в нелёгком пути…

А из‑за песчаной косы, что в начале речки Соломбалки, было явление настоящего чуда! Неспешно выплывала надувная лодка с… ангелом на вёслах! Да, ангел на вёслах! У него белое облачение и большие крылья, бороздившие за бортом двинскую волну. Наподобие поморского кормчего-рулевого, но только на носу лодки сидел рыжий и чрезвычайно мудрый пёс. Он зорко следил за приближением моста, за шумной гонкой маленьких яхт. Зорко разглядывал воду и своим подвыванием предупреждал сидящего спиной Ангела о препятствиях — ржавых тросах и брёвнах, торчащих из воды…

Знакомый всему Архангельску ангел налёг на правое весло и причалил рядом. И этому была веская причина: надувная лодка спускала воздух, того и гляди начала бы черпать бортом. Ангел, известный мне как Андрей Христофоров, в двух словах набросал суть произошедшей истории…

– Стоп! Приехали! Авария! Надо подкачаться!.. Киношники пригласили на заглавную роль в фильме «Девочка и Ангел», снимали на Соломбалке у Горбатого мостика. Мы с девочкой-феей спасаем мир и на земле всюду творим добрые дела. Посмотри на Youtube — светлое будет кино! Дел много! Завтра еду на Шиес, надо нашу область от чужого мусора спасать!

Ангел достал ножной насос и стал деловито подкачивать резиновую лодку. Затем столкнул её с вязкого речного ила, взмахнул алюминиевыми вёслами и вскоре был на большой воде посреди гонки класса «Кадет». А будущие чемпионы весело кричали: «Ангел, догоняй! Ангел, догоняй!»

Кузнечиха не в пример Соломбале, не столь обласканная славою сторонка! К примеру: на соломбальских верфях создавался военный и торговый флот России. В 1694 году спустили первый петровский корабль, а следом со стапелей сошли ещё пять сотен больших и малых судов… И всегда это было событие, шумный праздник, а то и настоящий бал для трудовой Соломбалы!

А что же досталось на долю бывшей городской окраине — Кузнечихе? Помню, как в детстве на её речных берегах находили медные монеты с царскими двуглавыми орлами и живописными вензелями «Е» и «Н»! Попадались и голландские курительные трубки, кованые корабельные гвозди, пузырьки из‑под старинных лекарств, осколки глиняных горшков и даже кремнёвые скребки первобытного человека. Здесь везде и всюду артефакты и ещё более древней истории! Шутка ли: нашёлся огромный зуб шерстистого носорога, который, по мнению науки, вымер 13 000 лет назад. Непорядок! Неужто эти травоядные великаны в поисках пропитания рыли туннели в «кузнечевских ледниках»?! И где же тогда проходила граница самого последнего, валдайского оледенения?! Вот и оживает древнейшая история Кузнечихи!..

Как‑то рядом с берегом Кузнечихи подпирал небеса всемирно известный «Дом Сутягина». Деревенский домишко 44 метра в высоту! То было самое высокое деревянное здание в мире, на века вписавшее город в учебники архитектуры и книги рекордов Гиннесса. Помню, как с Николаем Сутягиным не менее получаса, неспешно да с прибаутками, поднимались на четырнадцатый этаж. Здесь, в щели продуваемого всеми ветрами небесного вигвама, был виден и Двинский залив Белого моря, и озёра, и бескрайние леса… А в гостиной на первом этаже висела писанная маслом большая картина «Девушка-Ангел». Героиня в образе мечты и судьбы самого хозяина небоскрёба была в белом платье и парила над волнами сурового океана. Как же сейчас не хватает этого строения на берегу Кузнечихи! Как же не нашлось более верного решения во славу Архангельска?! Почему же мы потеряли памятник, пусть одной, но очень высокой человеческой мечте?!

Кузнечевская слободка, возникшая в 1721 году, была местом проживания повоевавших и сошедших на берег моряков-поморов, участников Северной войны. Названия её переулков были по‑военному просты: Шестой, Седьмой, Осьмой и в конце — Последний, на месте современной улицы Гагарина. Везде небогатые одноэтажные домики со скудными огородами, дощатые тротуары трёх футов шириной, были и кузни, крутили лопасти ветряные мельницы. Слободка славилась по медицинской части. В 1827 году на берегу Кузнечихи, где современная клиника им. Е. Е. Волосевич, была двухэтажная каменная военно-сухопутная больница на 300 коек! А за улочкой Последней был построенный в 1779 году морской госпиталь с аптекой и церковью.

Духовным центром слободки была Троицкая церковь, возведённая на скромные солдатские сбережения в 1764 году. В овражке подле неё шла дорога на «наплавной мост», установленный в 1805 году на стоящих борт о борт многочисленных ладьях. В 1838‑м через речку Кузнечиху соорудили мост на сваях с оплатой за переезд. И именно здесь, от опор Соломбальского моста, с середины XIX века проводилась городская гребная гонка шестивёсельных карбасов с «тотчас вручаемым призом в 20 рублей». На зиму мост разбирали и наплавляли «зимник» — особо прочную дорогу по льду. А в начале XX века трамвайные рельсы в Соломбалу ставили на вмороженные шпалы. А эта идея была прообразом железной дороги по замёрзшей Ладоге — «дороге жизни» для осаждённого Ленинграда…

Минуя лёд Кузнечихи, уже на соломбальском берегу из окна резво летящего трамвая можно было увидеть особняк купца Макарова — владельца бань и пароходов, домину коменданта порта, длиннющее строение казённой канатной фабрики, а далее — Спасо-Преображенский морской собор. Именно его в начале XIX века достраивали… пленные французы и поляки, плюс вояки ещё десятка наций, поддержавших бесславный поход Наполеона в Россию…

Вот вам и Кузнечиха в ощущениях и фактах истории. Таковы смысл и метафора грустной песенки: «Идя по тонкому льду, оплати свою цену…»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Николай ЧЕСНОКОВ