– Главная тема фильма — Байкал как
характер и как явление природы. И как
он проецируется на характеры писателей,
живущих на Байкале, а также на их
произведения, — рассказывает Клавдия
Михайловна.
Сейчас она
проводит зимнюю съёмку, а ещё предстоят
весенняя и осенняя.
– Снимаем
в Голоустье, на берегу Байкала, —
рассказывает Клавдия Михайловна. —
Очень холодно, руки мёрзнут. Но я чувствую
мощь Байкала под толщей ледяного покрова.
И представляю, как начнёт ломаться и
громыхать лёд. Обязательно хочу заснять
этот момент весной. А потом — осеннее
многоцветье берегов Байкала.
Фильм снимается
при содействии Союза писателей России.
И в нём примут участие писатели, чья
судьба и творчество связаны с озером —
это Владимир Скиф, Анатолий Байбородин,
Василий Забелло, Ирина Прищепова, Олег
Шемякин.
– Со мной
работает красноярский оператор Юрий
Суетов, с которым я снимала ещё свой
дипломный фильм, — рассказывает Клавдия
Михайловна. — Здесь нас встретил Олег
Шемякин, который круглогодично живёт
на берегу Байкала, к тому же он
предприниматель, организовал туристическую
фирму «Байкал-сафари». Он сам рыболов,
охотник и большой друг славного моря,
пишет о нём книги.
По словам
Клавдии Михайловны, он так расчистил
лёд, что через него можно было увидеть
и заснять подводную жизнь Байкала.
– Так нам
удалось заглянуть в «око России», как
ещё называют Байкал, — говорит Клавдия
Хорошавина.
Небольшая
съёмочная группа в составе режиссёра
и оператора также побывала на Ангаре и
Енисее.
– Мы хотели
попасть в дом Валентина Распутина, но
зимой это невозможно, — рассказывает
Клавдия Хорошавина, — в том месте Ангара
вырывается из Байкала и вода не замерзает.
Клавдия
Михайловна родом из Сибири, и это всё
её родные места. После окончания
Ленинградского института театра, музыки
и кинематографии она работала на
телестудии в Красноярске. Не раз общалась
с Валентином Распутиным, который
впоследствии участвовал в её фильмах,
в частности в документальном фильме
«Неистовый», который посвящён творчеству
Фёдора Абрамова.
С Виктором
Астафьевым Клавдия Хорошавина
познакомилась ещё второкурсницей, когда
снимала о писателе киноочерк. Будучи
профессиональным режиссёром, сняла
шестисерийный фильм для телеканала
«Культура», в котором Виктор Астафьев
рассказывает о себе и читает отрывки
из своих произведений.
Первый,
дипломный фильм Клавдии Хорошавиной
получился весьма драматичным — он тоже
посвящён родным краям. В нём речь идёт
о том, как выселяли её родную сибирскую
деревню, которая должна была пойти на
дно рукотворного моря. Сюжет схож со
знаменитой повестью Валентина Распутина
«Прощание с Матёрой». Но продолжение
оказалось неожиданным — деревню
выселили, людей расселили по разным
сёлам и посёлкам, оторвав от родной
земли. Но море до деревни не дошло. И она
навсегда осталась призраком и сердечной
болью — ведь жить в ней было невозможно.
Затем Клавдия
Хорошавина вернулась к этой теме уже в
современных условиях, сняв фильм «На
дне». В нём шла речь об экологических
последствиях строительства Богучанской
ГЭС в Приангарье. А также о том, как новое
большое переселение скажется на судьбах
людей, их последующей жизни и характерах.
Поэтому можно сказать, что новый фильм — продолжение темы, которую режиссёр проводит на протяжении всего своего творческого пути.