22.01.2023 11:00

Как на Севере во время Святок колядовали и озорничали

Две недели, начиная с Рождества и заканчивая Крещенским сочельником, проходили в старину на Руси Святочные гуляния
На празднике в музее «Малые Корелы» Ирина Лоренц сыграла хозяйку дома, у которой девушки выкупали избу для святочных гуляний
Маски ряженым в деревнях делали из бересты. Вырезали прорези для глаз, рисовали брови углём, а затем приклеивали усы, бороду и волосы из лыка
В деревнях девушки гадали так: если достанешь из туеска женский головной убор повойник, то выйдешь замуж. Если ленту, то ещё год в девках ходить
Во время святочных гуляний ряженые часто переодевались в козу, так как это символ плодородия. В старину говорили: «Где коза ходит, там жито родит…»
На празднике сотрудники музея показали детям и взрослым, как можно сделать игрушечную козочку из текстиля
Ряженая цыганка подкараулила деревенских ребят, чтобы погадать им на судьбу
Курица – ещё один персонаж гуляний. Считалось, если курочка «снесёт» на празднике яйцо, год будет плодородным

Словно кто‑то укрывал заснеженные деревушки, большие и маленькие города домотканым полотном, расшитым причудливыми узорами народных традиций. В это время в русской культуре удивительным образом соединялись православие и язычество: тихая радость семейных вечеров и шумные игры, молитва и ряженье, прославление Христа и обращение к потусторонней силе.

О том, как в деревнях на Севере праздновали Святки, нам рассказала специалист по фольклору музея-заповедника «Малые Корелы» Ирина Лоренц.

«Славите-славите, сами люди знаете…»

Первый день Святок посвящался славлению Христа. По деревням шли христославцы, которые несли в руках восьмиконечную звезду. Так заходили они в каждый дом, пели церковные песни, прославляющие Спасителя.

– Правда, деревенские тексты отличаются от церковных. Возможно, потому, что не в каждой деревне был храм, в котором служил батюшка, – отмечает Ирина Георгиевна, – как народ услышал слова, как запомнил, так и пел.

После этого наступало время колядовщиков: «Коляда, коляда, подай пирога!»

Первыми славить Христа, а потом и колядовать отправляли детей да давали наказ: «Зайти нужно в каждый дом». Считалось, что если чей‑то дом колядовщики обойдут стороной, значит, жильцы чем‑то провинились перед деревенскими, поэтому хозяйки ревностно относились к этому обычаю и готовились к приходу гостей. Ребятишек одаривали козулями, которые пекли накануне Рождества.

– Чем больше подаришь, тем больше тебе вернётся, – объясняет Ирина Георгиевна.

Нужно отметить, что старинные козули совсем не похожи на современные, расписанные глазурью пряники. В деревнях всё было гораздо проще: смешивали ржаную муку, воду да добавляли немного соли. В Лешуконье или Мезени хозяйки скатывали из теста жгутики и делали замысловатые фигурки с завитушками. В других районах козули напоминали глиняные игрушки: объёмные фигурки домашних и лесных животных. Детишки ими играли, потом мусолили, как сухарики. Сразу становилось и весело, и сытно.

– Прежде чем отправиться колядовать, дети выбирали мехоношу, то есть того, кто будет нести мешок для угощений. Ребятня стайкой забегала в дом и пела простые, легко запоминающиеся песни. Например, в Пинежском районе ребятишки пели так:

– Славите-славите, чего подадите.

Пирожок ли шанежку.

Ходи на Божью славушку,

– поёт Ирина Георгиевна. – Или вот ещё:

– Рождество рождалосе,

По печи каталосе.

С печи на порог, подавай пирог!»

Затем маленькие колядовщики собирались в избе, высыпали гостинцы на стол и делили их поровну.

Кому споют «виноградия», а кому и «корильную»

Тексты песен, поздравительных «виноградий», которые исполняли колядовщики, напоминают витиеватые ветви виноградной лозы. Ирина Георгиевна отмечает, что они вместе с артистами фольклорно-этнографического театра «Новиця» засекли время: одна песня длится 14 минут, и это ещё не рекорд.

Женщина тут же запевает весёлую народную песню, в которой подробно описывается, как колядовщики ищут нужный двор, спрашивают разрешения зайти на крыльцо да взяться за кольцо. После каждой строчки повторяется припев: «Виноградиё – красно-зеленоё». Заходя в гости к молодожёнам, колядовщики воспевают «кроватку тесову, перину пухову, простыню полотняну». По словам фольклориста, неспроста так подробно в песне описывается кровать: молодым желают ребёночка. Затем так же в песенной форме хозяина просят расплачиваться: «Неси пивнушкой ведром, кати пиво лагуном…» Молодые одаривают колядовщиков пирогами, ставят пиво. Если хорошо одарили, то гости благодарят в ответ: «Как у нашей‑то мамки телятки‑то гладки, скачут через грядки, копытцами щёлкают, хвосты не задевают. Хозяин, хозяюшка, с праздничком».

Ежели гостей плохо одарили, не угодили, то те в долгу не оставались: пели корильную. Ирина Георгиевна начинает петь задорное:

«Тешен-потешен,

Хозяин от повешен,

за задний жёлоб,

за чёрный волос.

Волос от сорвалсе,

хозяин оборвалсе.

О камень зубами,

о тын головой, о щепицу

(шиповник. – Прим. ред.) бородой!»

После такой песни в доме сразу находились и пироги, и другое угощение.

– Многие спрашивают, почему песни называются «Виноградия», ведь и винограда у нас, на Севере, нет, – рассуждает фольклорист, – думаю, это связано с тем, что киоты икон порой украшали резьбой в форме виноградной лозы, символизирующей райскую жизнь.

Девок – испачкать, детишек – «посолить»!

Девушки собирались на колядки отдельно своей компанией, ходили по домам и просили: «Кумушка, голубушка, пожертвуйте лучинки на святые вечера, на игрища, на сборища». Так они собирали лучину для гаданий.

Ирина Георгиевна объясняет:

– Всё, что они наколядуют, шло на выкуп избы для святочных игрищ. Дело в том, что не каждая хозяйка пустит к себе в дом большую компанию молодёжи. Во время игр могут и грязи, и сажи нанести, и воды налить.

На такие праздничные посиделки приходили ряженые.

– Например, парень наряжался журавлём, – рассказывает Ирина Георгиевна, – выворачивал шубу наизнанку, в рукав засовывал клюку наподобие клюва, сзади привязывал веник, вымазанный в саже. Лицо прятал под шубу. Он должен был молчать, так как если его узнают, то придётся разряжаться. Все его звали: «Жура, жура, иди к нам». А он выбирал ту девку, которая ему чем‑то насолила, может, не пошла с ним в пляску, в кадриль. Подходил к ней ближе, ближе, а потом пачкал её сажей!

Ряженые и детей приходили повеселить. Войдут в дом, говорят: «Давайте рыбу солить!» А тут ребятишки голопузые бегают. Напихают малышню в двуручные корзины, «размешают», а сверху снегом посолят, да ещё водой зальют. Визг стоит! Ирина Георгиевна говорит, что в этом году во время праздника в музее «Малые Корелы» тоже детвору «солили»: «Мы на них корзину снега высыпали – они довольные».

Суженый, ряженый, покажись…

Самая таинственная святочная традиция – гадания. Девушки собирались в избах и банях, распускали косы, снимали крестики и начинали гадать.

Ирина Георгиевна рассказывает, как девушки бегали к проруби на реку, опускали в воду лучину, затем снова бежали обратно в баню и держали её у огня. У кого первой мокрая лучинка загорится, та вперёд всех замуж пойдёт.

Одно из самых страшных гаданий описано во многих книгах, посвящённых русскому фольклору. В полночь девушка оставалась одна в комнате и ставила два зеркала друг напротив друга, рядом зажигала две свечи. Получался зеркальный «коридор». Если верить преданиям, суженый появлялся и смотрел в зеркало через её плечо. Девушка, не смея оглянуться от страха, должна была сказать: «Чур сего места!»

– Были и смешные случаи, – смеётся Ирина Георгиевна, – бабушки рассказывали, что парни подслушивали, в какую баню девки пойдут гадать. Было такое гадание: надо в двери бани выставить «зад‑то свой» и ждать, какая рука погладит. Если в меховой рукавице, то богатый жених будет. Если голой рукой, то за бедного замуж выйдешь. Вот парни‑то и ждали!

Чего только северные девушки не делали, чтобы узнать свою судьбу. Например, шли ночью на перекрёсток. При этом из уличного освещения – только луна. Расстилали шубу прямо на дороге, садились и слушали. Если услышат, как кто‑то поёт, возвращаясь из гостей, значит, веселье будет. Стук топора – плохая примета – «гроб заколачивают». Звон колокольчиков тройки – к свадьбе, лай собак – к ссорам и ругани.

Ирина Георгиевна рассказала о «подблюдном гадании», которое было широко распространено на Севере и проходило, как правило, в Васильев вечер, то есть канун Нового года. Девушки складывали в блюдо с водой свои украшения: колечки, серёжку или брошку. Затем закрывали всё полотенцем, а сверху ставили хлеб. Обязательно пели песню во славу хлеба – символа земли: «Хлебу честь воздаём». Все участницы гадания отламывали кусочек хлеба, припрятывали его, чтобы потом, например, положить его под подушку и увидеть вещий сон. В этот момент одна из девушек начинала петь короткую песню, предсказывающую судьбу, и вынимала первое попавшееся украшение. Так, по словам из песни узнавали, выйдет в этом году девица замуж или нет, будет ли «жить богато и ходить хорошо», ждёт её свидание с любимым или, наоборот, разлука.

Может и «покойник» в гости зайти

Со второй половины Святок начинались страстные вечера – время веселья нечистой силы. Вот тут по деревне могли и «черти» пробежать с вымазанным в дёгте хвостом, чтобы всех запачкать, или «кикиморы» с визгом прибегали и пряжу на прялках у девушек путали. Конечно же, всё это были ряженые.

Ирина Георгиевна рассказывает, что молодые люди любили наряжаться медведем. Во время игр к ряженому тащили девку, парень должен был её помять, потискать, на себе покатать. Считали, кого медведь покатает, та молодка родит.

Молодёжь всегда любила попугать народ. Например, ряженые могли пронести по деревне «покойника», укрытого простынёй. За процессией шёл «поп», который его отпевал. Такого «гостя» могли занести в любой дом. Участники розыгрыша заставляли девок прощаться с покойником. Те упирались, боялись, не хотели подходить. Когда девушки подходили, «покойник» вдруг начинал шевелиться. Смеялись, что девки даже мёртвого поднимут.

Ирина Георгиевна вспоминает, как над ней подшутили в деревне Сосновке Пинежского района, в которую она приехала работать музыкальным руководителем в детский сад по распределению после педагогического училища.

– Я жила одна, и люди меня предупредили, мол, смотри, приморозят тебе двери, – рассказывает она. – На ночь к ней пришла подруга. Хоть девушки и услышали какой‑то шорох, значения ему не придали. На следующий день она обнаружила, что крыльцо дома усыпано углём и пеплом, да сверху залито водой… И так от её дома до дома молодого человека, который за ней тогда ухаживал. Чёрную от пепла дорожку даже трактор не мог отчистить! Так вся деревня узнала, кто к кому в гости ходит, а вот имя шутника до сих пор неизвестно.

Но за проказы, по словам Ирины Георгиевны, во время Святок не наказывали. Хотя некоторые забавы граничили с хулиганством. Поутру хозяева могли обнаружить, что им раскатали во дворе поленницу или забросили сани на крышу дома. Кому‑то могли залить ночью двери и приморозить их или снять с верёвки забытую простыню и залепить ею окно и тоже залить водой. Пусть помучаются, отмораживая окна.

Так люди через смех и юмор заряжались энергией на следующий год. Вот только у забав был свой предел: в Крещение все, кто гадал или озорничал, обязательно должен был окунуться в прорубь и очиститься. После окончания Святок в деревне снова устанавливался мир и порядок.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА