21.01.2023 11:00

Почему из Амдермы не уезжают те, кому есть куда ехать?

Амдерма в восприятии многих – умирающий посёлок. Однако, не всё так однозначно
Амдерминцы и туристы в жаркую погоду любят купаться в Карском море и в водопадах
Елена Алешина в центре с учениками и родителями
Девочки-маки, отрывок спектакля «Волшебник Изумрудного города», 2022 г.
Пушкинский бал собрал всех учителей и учеников школы
Чета педагогов Порывкиных работает в школе с советских времён
Елена Алёшина с дочерью Настей отдыхают в тундре

– Выйдешь в тундру, где всё бело и нет горизонта. И думаешь, как это страшно, когда нет нити. Ниточка нужна, иначе погибнешь…

Мы разговариваем с Еленой Алёшиной, учительницей Амдерминской школы. Елена в этом посёлке пошла в первый класс и свой первый урок после окончания Поморского государственного университета она провела тоже в родной школе. И работает там до сих пор, хотя в Архангельске куплена в ипотеку двухкомнатная квартира. Елена останавливается в ней, когда сюда приезжает. Но чтобы переехать насовсем? Этого шага она сделать не готова… Почему?

Как Амдерма стала большой и малой родиной

Елена рассказывает, что её родители из Брянской области. В начале семидесятых её отца, который был военным, отправили служить в Амдерму. Здесь в 1973 году родился её брат, а затем в 1979 году и она. Потом родители развелись, отец уехал, а мама осталась в Амдерме, где работала учителем музыки.

– Я пошла в первый класс в 1986 году, – говорит Елена, – Мы ещё застали коммунальные квартиры с общими кухнями, но жизнь была такая весёлая и интересная, что мы никаких трудностей не замечали. К тому же наш посёлок очень хорошо снабжался. На прилавках поселкового магазина всегда присутствовали дефицитные в то время в стране сгущёнка, тушёнка, всевозможные колбасы. А также в Амдерму привозили одежду хорошего качества, например костюмы фирмы Seabeco, по которым амдерминцы узнавали друг друга по всему Союзу.

И всё же самое ценное было не в этом, а в северном братстве. Мы жили поистине счастливо – в посёлок приезжали специалисты со всего Советского Союза, это было прекрасное смешение разных культур во всех смыслах слова. Это и национальный юмор, и национальная кухня, и всевозможные традиции, которые становились общим достоянием. Именно в то время появилось много стихов и песен про Амдерму, которая стала для нас и большой, и малой родиной…

Вдруг колбаса исчезла и больше не появилась

Елена Евгеньевна рассказывает, что проблемы в посёлке начались, когда она ещё училась в школе.

– Обычно, когда мы ехали в отпуск, бабушкам в подарок покупали дефицитную копчёную колбасу, которая всегда лежала на прилавке, – рассказывает она. – И вот где‑то в начале девяностых перед отъездом мы пошли в магазин, а колбаса исчезла. И больше так и не появилась… Снабжение стало совершенно другим – теперь после навигации люди запасались сушёным картофелем, луком, морковкой, тушёнкой, сухим молоком и яичной смесью, потому что свежие продукты стали настоящим дефицитом.

Вторая примета перестроечных времён стала ощущаться в нехватке учителей.

– Когда мы учились в средних классах, постепенно стали разъезжаться преподаватели, и к десятому классу вести английский просто стало некому, – рассказывает Елена. – Нам предложили изучать новый иностранный язык – французский, преподавала его наша классная руководительница Ольга Михайловна Вороновская. И наша «француженка» настолько заразила нас любовью к своему предмету, что мы даже ставили пьесы на французском, например отрывок из «Мещанина во дворянстве» Мольера.

Елена Евгеньевна рассказывает, что с середины восьмидесятых в Амдерминской школе сложилась традиция в конце декабря проводить праздники, на которых дети могли бы лучше узнать культуру стран изучаемых языков. А это, кстати, требование учебной программы.

– Мы очень полюбили костюмированные балы, которые проводились в конце декабря, там мы читали стихи, разыгрывали сценки, пели песни на иностранных языках. Это было очень интересно. Мы тогда считали это нормой, но когда я поступила в Поморский университет на факультет иностранных языков, поняла, что в других школах такого не было.

Возвращение домой

– Пока я училась в университете, – рассказывает Елена, – во многих организациях произошли сокращения, немалое количество людей покинуло Амдерму, соответственно, сократилось количество учащихся и учителей, из иностранных языков в школе остался только немецкий. После окончания вуза в поисках работы я обратилась к директору нашей школы Галине Алексеевне Порывкиной. Эта мировая женщина, кстати, родом из Онеги, всю жизнь проработала в Амдерме и всегда радела за нашу школу. Она предложила мне вернуться в родную школу, и постепенно все классы были переведены с немецкого на английский.

И Елена вернулась в посёлок, переживавший тяжелейшие времена. Уехали геологи, ушла военная часть. В прямом смысле слова посёлок оказался не нужен стране, хотя дал для неё очень много. Люди уезжали, не видя возможности хоть как‑то выжить, а оставленные дома разрушались. В интернете до сих пор преобладают фотографии посёлка, где мёртвые дома с выбитыми окнами и дверями.

И всё же для Елены Амдерма оставалась родным домом.

– Правда, тогда я не знала, надолго ли задержусь в Амдерме, – рассказывает она. – Но потом встретила своего будущего мужа, родила дочку, закрепилась здесь – ведь меня окружали близкие люди, а ещё у меня была интересная работа, которую я очень любила и посредством которой могла себя реализовать. И я поняла, что вернулась домой…

Осколок советского времени

У Габриэля Маркеса есть яркий образ – кусок времени, застрявший в комнате. В Амдерме, похоже, тоже есть такой кусок или осколок времени, сохранившийся с советских времён.

Елена говорит, что нынешние традиции в школе во многом продолжают лучшее из того, что было в советские времена. Она вспоминает своих любимых учителей, некоторые из них работают до сих пор. Например, Надежда Александровна Шестакова, которая преподавала изобразительное искусство Елене и стала первым учителем для старшей дочки Анастасии.

Вспоминает она и свою первую учительницу – преподавательницу младших классов Галину Анатольевну Леденёву, у который были весьма продвинутые на то время, хоть и самодельные, пособия.

– Соединил правильно пример и ответ – на стенде загоралась лампочка, – рассказывает Елена. – Галина Анатольевна настолько была творческая, что зарядила этой энергией всех своих учеников. Благодаря нашей первой учительнице мы поняли, что в школе может быть очень интересно и учиться, и проводить праздники. И очень важно взять лучшее, что было в той, советской школе, которую многие из нас ещё застали.

По сорок минут у доски

В данном случае речь идёт не об учителях, а об учениках.

Амдерминская школа, в которой в восьмидесятые годы обучалось в две смены около восьмисот учеников с первого по десятый класс, сейчас превратилась в малокомплектную основную школу, а количество учащихся сократилось до двадцати одного. Трёхэтажное здание школы три года назад было признано аварийным, поэтому на данный момент ребята обучаются на втором этаже в здании детского сада. Но здесь есть как минусы, так и плюсы.

– Сокращение учащихся и последовавшее преобразование классов в классы-комплекты – очень болезненная тема, – рассказывает Елена Евгеньевна. – Особенно тяжело далось преобразование средней школы в основную. Это решение было принято в середине учебного года, а в выпускном классе тогда учился один ученик. Мы были готовы учить его бесплатно, но только бы не срывали парня посреди года перед экзаменами в другой посёлок. И всё же его отправили в Каратайскую школу-интернат. Очень жаль, что тогда не удалось противостоять этому первому шагу к сокращению школы. Потом финансирование постепенно уменьшалось, пришлось «сливать» классы в комплекты. Сейчас у нас в классах по одному, по двое, трое учеников, самое большое количество – в шестом классе – пятеро. А в выпускном, девятом, один ученик, который с первого класса учится один. И все эти годы почти на каждом уроке ему приходится по сорок минут стоять у доски.

Так что в такой школе есть преимущества – хотят дети или не хотят, а знания получат. Ведь с ними по сути проводятся индивидуальные занятия.

– У нас есть и троечники, – говорит Елена Евгеньевна. – Но их тройки настолько твёрдые, что, возможно, стоят некоторых отличных оценок.

А уж кто хочет выучить иностранный язык – здесь имеет все условия.

– Представляю, как тяжело моим коллегам, преподавателям иностранного языка, в больших классах, – говорит Елена Евгеньевна, – у них просто нет возможности позаниматься с каждым учеником на каждом уроке. А у меня есть. Поэтому, когда наши выпускники поступают в высшие учебные заведения, в том числе в Москву и Санкт-Петербург, преподаватели удивляются, что с ними можно свободно говорить по‑английски. Бывало, что мне звонили и благодарили за такую подготовку.

Так что выпускники столь отдалённой школы весьма конкурентоспособные…

«Это то, что я умею и люблю»

На протяжении двадцати лет работы в Амдерминской школе Елена Евгеньевна продолжает проводить традиционные декабрьские вечера в рамках недели иностранных языков и организовывает праздники для всего посёлка. Одним из самых запоминающихся спектаклей стала постановка «Рождественская песнь» по мотивам повести Чарльза Диккенса. В конце спектакля, когда скряга Скрудж изменился и стал добрым и щедрым, все учащиеся младшей школы пришли к нему колядовать со стихами и песнями на английском языке, за что и получили согласно традиции угощения.

В прошлом декабре на школьной сцене встретились французский Кот в сапогах и пушкинский Кот учёный, после ссоры и примирения они загадывали ребятам загадки о персонажах из всеми любимых сказок разных народов.

В последние годы Елена Евгеньевна всё чаще устраивает и театрализованные постановки на русском языке.

– Это то, что я умею и люблю, – говорит она. – Наши постановки ждут не только в школе, но и в посёлке. Например, в спектакле «Волшебник Изумрудного города» основные роли сыграли именно взрослые, притом с большим удовольствием, сами шили костюмы, с радостью ходили на репетиции. Но также в постановке приняли участие и все учащиеся школы: девочки исполнили убаюкивающий танец маков, а мальчики перевоплотились в сказочных мигунов и жевунов.

А в минувшем декабре Елена Евгеньевна в праздничный вечер, на котором дети традиционно узнавали о культуре стран изучаемого языка, решила внести изменения.

– К сожалению, мы видим, что есть страны, отказывающиеся от нашей культуры, – объясняет она. – Надеемся, что это явление временное – ведь от русской культуры отказаться невозможно. И мы решили рассказать о ней на разных языках, показать её силу и величие. Уверена, что и сейчас в мире много людей, которым это интересно.

Культурным проводником для этого стало творчество Александра Пушкина. Поэзия Пушкина прозвучала в оригинале – на русском языке, – а также на английском, французском и немецком, при этом ребята, родители и учителя читали наизусть как серьёзные стихи, так и отрывки из всеми любимых сказок. Декламирование украсили отрывки из сказочных опер Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», а также иллюстрации картин русских художников и видеоряд всеми любимых советских мультфильмов.

– Дети увидели, сколь мощной является культура, к которой они принадлежат, – говорит Елена Евгеньевна. – Но также важно, чтобы они понимали, что мировые культуры обогащают друг друга, а запретами здесь ничего добиться невозможно.

Уже есть и планы на новое представление – на нём предстанут герои произведений архангельских писателей разных времён. Наверняка найдут общий язык…

Амдерма не отпускает

Спрашиваю Елену Евгеньевну – в связи с тем что Арктика становится весьма знаковым местом, ощущают ли они это в Амдерме?

– Да, – отвечает она. – Несколько лет назад были выделены немалые средства на ремонт аэропорта, недавно отстроен фельдшерский пункт, сейчас достраивается спортзал, в который переехали Дом культуры и библиотека. Строится пекарня. В прошлом году снесли два полуразрушенных дома, чтобы на их месте построить новые жилые дома.

По словам Елены, сейчас выделяются субсидии на доставку продуктов вертолётами из Воркуты, поэтому дефицита овощей, фруктов и молочных продуктов нет, цены приемлемые. В посёлке прокладывают оптоволокно, значит, улучшится качество интернета, чего на данный момент очень не хватает.

И всё же жизнь за полярным кругом нелёгкая. У Елены Евгеньевны подрастает и младшая дочь, которой всего два года. Что семье мешает переехать в архангельскую квартиру?

– Время от времени мы задумываемся об этом, – говорит Елена Евгеньевна. – Но получается, что на данный момент в Амдерме для нас всё больше преимуществ. Мои городские подруги удивляются, откуда я беру энергию на то, чтобы организовывать школьные вечера, всё время что‑то придумывать, в то время как многие на работе выгорают. А у меня от дома до школы одна минута ходьбы, уроков немного, предостаточно времени для творчества. Если говорить о медицине, я вся измоталась, когда проходила с младшей дочкой обследование в Архангельске – везде очереди, ко многим специалистам не попасть. А в Амдерме у нас два фельдшера, они доступны круглые сутки – и днём и ночью готовы прийти на вызов и сделают всё возможное. Конечно, при крайней необходимости вызовут санавиацию. Соседи также во всём помогают: и хлеба купят, и мусор вынесут без проблем. Это братство сохраняется и за пределами Амдермы. Когда я училась на третьем курсе университета, у меня умерла мама, тогда и морально, и материально меня спасла семья бывших амдерминцев Андриевских, переехавших в Архангельск. В течение трёх лет я жила у них, они стали для меня родными людьми.

А ещё возле Амдермы много красивейших мест для отдыха, куда за экзотикой из мегаполисов приезжают туристы, чтобы отдохнуть от городской суеты, порыбачить, поохотиться и просто насладиться тишиной под шелест прибоя.

Елена рассказывает, что в жаркие дни они даже купаются в Карском море или в водопадах. Да просто с ребёнком прогуляться по берегу моря хорошо – тишина и никаких микробов.

И, подумав, добавляет:

– Кому‑то для развития души нужен мегаполис, а кому‑то – родной уголок…

Таким уголком для Елены стала Амдерма, которая её не отпускает. Та самая ниточка…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО