О значении этого кинособытия сегодня размышляет Клавдия Хорошавина, кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РФ:
– Фестиваль закончился в начале декабря, но атмосфера творческого азарта, которую он создал, не оставляет даже по прошествии времени. Все были заряжены единым духом – и участники, и зрители. А архангельские зрители оказались внимательными, умными и радушными. Такой зритель нынче большая редкость!
Думаю, что повезло и зрителям Свердловской, Мурманской, Псковской, Ленинградской областей, куда потекут фильмы, начинённые любовью архангелогородцев. Архангельская область уже привыкла к таким подаркам от организаторов этого замечательного форума, охотно принимают их Республика Коми и НАО. Благодаря кинофестивалю Арктика открыта для всех.
И удивляет, когда недооценивают значение этого фестиваля, а кино воспринимают как развлекаловку.
Мне пришёл на память сюжет фильма «Александр Лобанов. Человек с ружьём». Режиссёр фильма – Евгений Безбородов, который уже дважды представлял свои фильмы на Аrctic Оpen. Хороший режиссёр!
Фильм рассказывает о мальчике, который родился глухонемым. Когда он подрос, другие дети начали его сторониться, отец уходит из семьи, а мать отдаёт его в детдом. Что он чувствовал? Чужой среди чужих. Не спросить, не услышать. Как понять ему, что произошло? Кричать, драться, тосковать по матери? Сколько может перенести маленькое сердечко?
Однажды, когда он ещё жил дома, какой‑то солдат показал ему ружьё. Мальчик запомнил это. И везде, где можно, вычерчивает его гвоздём. Думает, что умереть – это хорошо. И тут на него обратил внимание один человек и стал учить его рисованию. Обозлённый на весь мир, постепенно раздвигает рамки своего сознания, начинает рисовать портреты людей и постепенно становится человеком! Журналисты пишут о нём! Мир открывает в нём художника нового жанра! И человеком его сделало творчество, дало ему имя, которое до этого никто не знал – Александр Лобанов! Вот такая метаморфоза.
Фестиваль давал всем его участникам и зрителям возможность раздвинуть рамки собственного мировосприятия.
Организован он был, на мой взгляд, безупречно. Модераторы работали профессионально, были всегда приветливы. Конечно, здесь главным было кино. Многие зрители предпочтение отдавали художественному кинематографу, короткому и полному метру. А я увидела возросший интерес к документалистике. Радует то, что молодые кинематографисты обращают свои взоры к истории России, мореплаванию, освоению арктических широт, духовному наследию, культуре.
Документальный фильм сегодня достигает горних высот. Я говорю о фильме «Святой архипелаг». Красивый, мудрый, духовный. Режиссёр – Сергей Дебижев, Санкт-Петербург. Камера буквально пьёт эту красоту, огромное оранжево-красное солнце встаёт и медленно закатывается, прочитывая день, другой, третий… Мудрость – она проста и доступна каждому, кто умеет думать. Какие чистые, лучезарные лица старцев, как просты и понятны их речения.
День за днём пролетают века, что‑то меняется, сгорает, оскверняется, но остаётся непокорённый русский дух, святая обитель, которую осквернить невозможно, ибо здесь хранятся ключи к таинственной русской душе.