14.12.2022 14:37

Как в руках архангельских реставраторов оживает история

В прошлых номерах мы рассказали, как возвращают к жизни музейные экспонаты в мастерских керамики и графики Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря.
Художники-реставраторы тканей Александра и Мария Григорьевы. Фото Максима Звягинцева и из архива Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря
Эти детские кожаные ботиночки называются «праздничные коты»
Эти детские кожаные ботиночки называются «праздничные коты»

На этот раз нам удалось увидеть, как реставрируют старинную одежду, обувь и украшения.

Свернув в арку между домов на Троицком проспекте, попадаю в старинный Архангельск. Кажется, что здесь другой воздух и, если зажмуриться и снова открыть глаза, то картинка станет чёрно-белой, как на фотокарточке Якова Ивановича Лейцингера. Окна «сталинок» заглядывают во дворик городской усадьбы Ананьина XIX века. Комплекс состоит из нескольких зданий. В бывшем «главном доме» расположена Поморская филармония. Флигель и хозяйские постройки из красного кирпича окружены забором, и от этого место становится ещё таинственней и притягательней. Именно здесь находятся реставрационные мастерские Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. С любопытством и волнением открываю дверь мастерской реставраторов тканей – Александры и Марии Григорьевых.

Носили с любовью

Мария склонилась над старинной женской рубахой XIX века, которую надевали под сарафан. Это предмет гардероба жительницы Олонецкой губернии Каргопольского уезда. Видно, что предмет носили долго, с любовью: расшитый красными нитками подол сильно вытерся, а вот верх и рукава сохранились неплохо. Реставратор планирует очистить и укрепить ткань.

Следующий предмет словно только что достали из бабушкиного сундука. «Нарукавники домотканые», или «кабатушка» – короткая кофта. Судя по тому, как протёрта ткань, её часто надевали. Завязки так и остались завязаны кем‑то в узелок. В складках спряталась драгоценная «жемчужинка» – маленькая железная пуговка бирюзового цвета. Всё‑таки красота старинного деревенского костюма кроется в деталях.

Перед началом работы над любым предметом, который поступает в мастерскую, необходимо его тщательно исследовать. От результатов проб и будет зависеть способ очистки и виды реставрационных мероприятий. Порой один предмет может находиться в работе у реставраторов несколько месяцев: его изучение, подбор методики и сама реставрация тканей занимают много времени.

«Невидимые» нити

Работа художников-реставраторов тканей сродни ювелирной. Демонтируя старинную одежду и собирая её по фрагментам снова, им нужно попасть иголкой точно в место прежнего прокола. Тонкие ниточки в их руках кажутся невидимыми.

Одна из сложных работ – укрепление осыпающихся поднизей, низанных бисером, бусинами, жемчугом или перламутром на девичьих кокошниках и повязках. Для перенизывания поднизей на новую основу используют подходящие по размеру, цвету и материалу бусины XIX – начала XX века из реставрационного фонда.

Бисер нанизывают на новую нить и точь‑в-точь повторяют прежний узор. Александра вспоминает, как работала над северодвинским окладом от иконы: каждую крохотную бусинку приходилось пришивать на отдельную ниточку.

Один из манекенов наряжен в коричневую блузку с лёгким цветочным рисунком. Это традиционная часть городского костюма – женская кофта «казачок». Воротник-стойка, декоративные складочки на груди и рукавах – всё подчёркивает женственность фигуры поморской девушки. Наряд выглядит идеальным, но Александра показывает изделие с изнанки. Оказывается, ткань кофты была очень ветхой и во многих местах даже утрачена. Поэтому именно для этого предмета реставратор подобрала дублировочные материалы и окрасила их по методике Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Детали кофты были сдублированы, затем ткань укрепили в местах разрывов и сечений. Сейчас кофта готова к отправке в музей.

На столе в разобранном виде сохнет после промывки расшитое золотом украшение на шею. Глядя на него, я не могу поверить, что у северных девушек была настолько тоненькая шея.

– Может быть, оно детское? – я мысленно примеряю украшение на шею своей семилетний дочери. Ей точно будет впору.

– Нет, девушки и женщины того времени действительно были гораздо стройнее и меньше современных северянок.

В украшении остались пустые розеточки. В них когда‑то сверкали камешки, может быть, даже драгоценные. На каждом этапе реставрации нужно наблюдать, как поведёт себя экспонат. Особенно бережно приходится работать с «археологией», которая может буквально рассыпаться в руках. В качестве доказательства Александра достаёт папку с отреставрированными фрагментами археологических тканей.

– Видимо, это части шерстяной одежды поморов, которые ходили в Мангазею, – говорит она, – мы провели реставрационные мероприятия. Подобрали и окрасили дублировочный материал, укрепили. Теперь их можно изучать.

Топот детских ножек…

Александра – единственная, кто работает в мастерской с предметами из кожи. В том числе с «археологической», которую извлекают из земли во время раскопок. Восемь лет назад в мастерскую привезли один древний ботинок, точнее то, что от него осталось. Художники ломали голову, как собрать его по частям: подошва, пятка, заплатка. В итоге пазл сложился.

Реставратор достаёт высокие мужские сапоги под названием «бахилы». Самое интересное в этой паре – подошва. Набойки на подошве металлические, а прибиты они большим количеством деревянных гвоздиков.

Детские ботиночки – праздничные коты – сохранились значительно хуже. Шерстяная тесьма, украшающая их, стала совсем ветхой. Кожа огрубела. Реставратор рассказывает о проделанных этапах реставрации: обеспыливании, дезинфекционных мероприятиях, укреплении шерстяной ткани и обработке специальной реставрационной смазкой…

Но мне за её голосом вдруг почудился далёкий детский смех. Перед мысленным взором возникли ножки трёхлетнего малыша, обутые в кожаные ботиночки, быстро убегающие по деревенской дороге. Бойкий топот башмачков и звонкое: «Мама, догоняй!» Но их уже не догнать, нас разделяют 100 с лишним лет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА