Няндомский морозный вечер самого начала шестидесятых. Темнеет рано, прямо с обеда… И к пяти часам уже, как говорится, хоть глаз коли. Ароматный запах берёзового дыма из труб деревянных домов, сверкающие алмазами в свете фонарей огромные белоснежные сугробы между высоченными тополями Советской улицы, пожалуй, единственной в городе полностью освещённой. Жёлтым светятся промороженные, украшенные сказочными узорами подводного мира окна второго этажа, из которых, сплетаясь в загадочную, никем неписаную симфонию, доносятся звуки фортепиано и баяна. Музыкальная школа…
Мог ли кто‑нибудь предположить тогда, что через полвека она, занимающая только второй этаж в доме пополам со «Сберкассой», переедет в новое и самое красивое в Няндоме здание? И станет настоящим храмом искусств.
Вот и маленькая девочка Люда Подмятникова, спешащая сюда через весь город с огромной картонной нотной папкой с верёвочными ручками, даже подумать тогда не могла, что когда‑нибудь возглавит педагогический коллектив родной школы, получит звание «Заслуженный работник культуры РФ» и станет почётным гражданином города Няндомы. Но главное – добьётся строительства нового здания музыкальной школы…
…Сразу за входной дверью – с мелкими ступенями лестница в один пролёт, устремлённая на второй этаж под углом 45 градусов. До сих пор многим непонятно, каким образом затаскивали в школу громоздкие, весом до 200 килограммов, фортепиано и даже рояль?!
Но создателя и первого директора школы Алексея Ивановича Васильева ничего не пугало. Время было такое… Ну и что, что пианино к школе подвозят на лошади, запряжённой в сани! Подумаешь – печное отопление (16 печей!), запах дыма в классах. Главное, у няндомских мальчишек и девчонок была возможность заниматься музыкой, с которой они будут связаны всю жизнь, а для многих она станет профессией.
Семья Подмятниковых в Няндоме на слуху и на виду, ведь её глава Анатолий Александрович Подмятников – человек в городе известный.
Ещё будучи несовершеннолетним помощником машиниста паровоза, он отличился при провозе грузов в блокадный Ленинград. После войны, в 50‑х годах, Анатолий Подмятников награждён нагрудным знаком «Отличный паровозник» – его бригада одним паровозом водила составы весом до трёх тысяч тонн.
Наверное, немного найдётся машинистов, имеющих звание «Почётный железнодорожник», которые были бы отмечены ещё и знаком «За безаварийный пробег 1 000 000 км». А кроме того, Анатолий Александрович – единственный в истории Няндомы постоянно живший в родном городе человек, который за выдающиеся заслуги, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.
И, конечно, жить в семье Героя непросто – надо соответствовать. И Людмила соответствовала – с детства привыкла всё делать тщательно и на совесть. Училась – так же, в том числе в музыкальной школе, которая впоследствии стала её судьбой.
В 1974 году Няндомская музыкальная школа встречает свою воспитанницу, а теперь уже выпускницу Архангельского музыкального училища, которая получила диплом преподавателя по классу фортепиано. Она отличается собранностью, ответственностью и неформальным подходом к обучению своих подопечных.
Теперь уже Людмила Анатольевна Гайкович с первых дней своей педагогической деятельности стремилась к созданию для всех детишек таких возможностей, которые способствовали бы творчеству и развитию индивидуальных способностей каждого. Например, для капризничающих маленьких музыкантов у неё до сих пор припасена поощрительная конфетка или яблочко.
В 1992 году легендарный директор школы Алексей Иванович Васильев уходит с должности, хотя по‑прежнему преподаёт баян. Сомнений относительно передачи полномочий нет – Людмила Анатольевна Гайкович назначена новым руководителем коллектива школы.
Школа жила насыщенной творческой жизнью – здесь проводились конкурсы, фестивали, концерты, причём с участием не только учеников, но и преподавательского состава, который в скором времени уже почти целиком состоял из своих же бывших воспитанников.
Наступила перестройка. Материальным и техническим обеспечением музыкальную школу и раньше‑то не баловали, а на переломе эпох дела пошли совсем трудно. Но в стране появились прецеденты передачи партийных зданий народу. В некоторых случаях туда переезжали музыкальные школы и, значительно расширив сферы преподавания, становились школами искусств.
Людмила Анатольевна со свойственной ей энергией, убеждённостью и напористостью подняла общественность, родителей учеников и прессу, чтобы добиться переезда музыкальной школы в здание бывшего райкома партии.
Собрания, на которых обсуждался этот вопрос, нарочно проводились в тесноте и духоте старой музыкальной школы с её крутой лестницей, шипящими в печках дровами.
Казалось, что положительное решение было близко, но – увы – кабинеты этого здания заняла новая власть. Правда, тогда местные власти пообещали, что в Няндоме будет построено здание школы искусств.
Возможно, они предполагали, что пройдёт время и про обещания никто не вспомнит. Но идея создания в Няндоме школы искусств глубоко запала в душу директора музыкальной школы. Многие высокие инстанции пришлось ей пройти, чтобы найти сторонников и помощников. И наконец важный для города объект был включён в план строительства Архангельской области, начал строиться и к 2015 году был завершён.
Людмила Анатольевна для новой школы старалась заполучить всё самое лучшее, современное и качественное. Например, потребовала заменить звукоусилительное оборудование концертного зала на более дорогое и мощное.
В новых условиях она критически пересмотрела всё достигнутое и пришла к выводу, что надо расширять поле деятельности, максимально использовать открывшиеся возможности. И в современной детской школе искусств появились новые музыкальные направления обучения, открылись новые отделения: хореографическое, музыкальный фольклор, дизайн, театральное и декоративно-прикладное творчество.
С появлением большого концертного зала ещё крепче стали связи с филармониями, профессиональными музыкантами, вокалистами и другими коллективами, которые с готовностью едут в Няндому, выступают и проводят мастер-классы для учеников школы. А учащиеся школы привозят достойные награды, принимая участие в различных региональных, всероссийских и даже международных конкурсах, олимпиадах и фестивалях.
А ещё Людмила Анатольевна много лет руководит Няндомским методическим объединением, куда входят школы искусств Каргополя, Коноши, Подюги и Ерцево. Её труды были отмечены высокой наградой – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Вот так счастливо сложилась судьба девочки с нотной папкой. А заодно и для музыкальной школы, которая дала ей путёвку в жизнь. А затем, благодаря своей ученице, превратилась в школу искусств.