Всё это можно посмотреть до марта, узнать историю промысла, выбрать понравившееся изделие и после завершения выставки купить в магазине «Подарки из Великого Устюга».
Выставка подготовлена к двум датам будущего года: 340‑летию промысла в Великом Устюге и 90‑летию завода «Северная чернь». Правда, говорят, корнями промысел уходит в ещё более далёкие от нас века, но именно в XVII веке в небольшом северном городе сложился ведущий художественный центр чернения по серебру.
Суть превращения серебра в произведение искусства примерно такова: размельчённый сплав серебра, меди, свинца, серы втирается в бороздки награвированного мастером на предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая чёрный графический рисунок. Северная чернь, по общему признанию, отличается прочностью и богатой гаммой – от светло-серого до густо-чёрного.
Представитель завода Ольга Кульчинская даже рассказала легенду о прочности северной черни. Некогда богатый покупатель в том усомнился, в ответ мастер молотком стал бить по изделию. Серебро от ударов расплющилось, но рисунок остался по‑прежнему чётким, ни одной крошки черни из рисунка не выпало.
Тому есть причина: устюжане имеют свой секрет состава. Вернее, не только того, из чего состоит состав, но в каких пропорциях надо его готовить и каким образом, чтобы получить тот или иной оттенок. В давние времена «производственный» секрет чернения передавался от мастера к мастеру. И сегодня на заводе этим секретом владеют только два человека, даже, говорят, генеральный директор его не знает.
Сами этапы чернения изделия демонстрируются в одной из витрин выставки и видеофильме.
Исторических изделий на выставке не представлено, самые «старинные» относятся к 1970‑м. При заводе в Великом Устюге, по словам Ольги Кульчинской, имеется демонстрационный зал, где экскурсанты могут увидеть как исторические изделия, так и современные – авторские, эксклюзивные, многие из которых являются победителями престижных международных и российских выставок. В том числе и знаменитую серию посуды, посвящённую сказкам Пушкина, которая получила Большую золотую медаль Парижской всемирной выставки 1937 года.
В том же демонстрационном зале проводятся мастер-классы для желающих овладеть искусством гравировки. Жаль, что не получилось привезти мастера-гравёра на открытие архангельской выставки, посетовала Ольга Кульчинская.