26.11.2022 13:30

Архангельский врач и исполнитель романсов Алексей Мочалов побывал на передаче Андрея Малахова «Песни от всей души»

Алексей Александрович — из потомственной семьи врачей, его родители были преподавателями в Архангельском медицинском институте, к тому же его отец — первый в области радиолог, он внедрил в Архангельске лучевую терапию
Ведущий передачи «От всей души» Андрей Малахов и Алексей Мочалов
Алексей Мочалов исполняет романс «Средь высоких хлебов затерялося» в эфире Первого канала

Алексей Александрович работает в Архангельской Первой городской больнице, он принимал непосредственное участие в становлении магнитно-резонансной томографии в нашей области.

И всё же любовь к романсам, их собирательство и исполнение тоже стало для него делом жизни. И поклонников таланта Алексея Мочалова немало не только в нашей области, но и в стране – раньше по Всесоюзному радио и радио России выходили целые музыкальные передачи с его участием, также романсы в его исполнении звучали на федеральных каналах.

И вот для любителей романса хорошая новость – вышел новый диск с романсами в исполнении Алексея Мочалова.

Сегодня с ним говорим и об этом диске, и о том какие романсы он мечтает исполнить, а также о впечатлениях от участия в передаче на Первом канале.

– Алексей Александрович, почему вы решили выпускать именно диск? Ведь есть новые современные технологии…

– Мне хотелось, чтобы это был диск – его можно подержать в руках, и он никуда не исчезнет в отличие от виртуальных записей. А дисководы есть не только в старых компьютерах, сейчас они продаются, и их можно присоединить к любому компьютеру.

– Какие романсы собраны на этом диске?

– Я как‑то прослушал свой концерт 2018 года. Обычно, когда слушаю свои прежние записи, подмечаю какие‑то неточности, думаю: вот здесь надо было бы по‑другому спеть. Но на этот раз я был удовлетворён точностью и глубиной исполнения. Кроме того, я спел несколько сложных и малоизвестных романсов из репертуара Надежды Обуховой, Вадима Козина и Вари Паниной. И мне удалось передать их манеру исполнения, но при этом спел их по‑своему. К тому же на том концерте мне виртуозно аккомпанировал на гитаре прекрасный джазовый музыкант Фёдор Багрецов. И мне захотелось сохранить этот концерт, и он полностью вошёл в этот альбом, у меня не возникало желания что‑то добавить или убавить. И я понял, что, издав этот сложный концерт на диске, я осуществил свою мечту. Кстати, мои диски в Архангельске можно приобрести в музыкальных отделах магазина «Фаворит», в доме профсоюзов и в джаз-клубе Тима Дорофеева, а также на «Авито».

– В прошлом интервью вы рассказывали ещё об одной мечте – расшифровать сохранившиеся на старых пластинках романсы в исполнении Вари Паниной, а затем выпустить диск с её романсами, а также сборник стихов и нот. Насколько вам удалось эту мечту осуществить?

– Действительно, такая мечта у меня жила много лет – с тех пор, как я нашёл пластинку Вари Паниной в фонотеке отца. Варя Панина умерла в 1911 году. К сожалению, половина романсов, которые она исполняла, потерялась во времени, хотя они прекрасные. Я слушал её божественный голос на старой шипящей пластинке, стараясь восстановить слова романсов, которые она исполняла, ведь в разных сборниках даются их разные варианты. А мне бы хотелось восстановить подлинное звучание этих романсов и первоначальный их смысл.

И вот я фактически собрал все романсы, которые были записаны Варей Паниной с 1903 по 1911 год. Да, это я осуществил. И если уж говорить о современных технологиях, хочу создать на ютубе страницу, где показать все эти романсы. Сначала через шипение старой пластинки будет звучать голос Вари Паниной, а следом идти моё исполнение этого же романса. Я это обязательно сделаю, ведь Варя Панина внесла огромный вклад в национальную культуру. Выражаясь медицинским языком, её исполнение – это как стволовая клетка для всех последователей.

– Как вы считаете, нынешнее время для романсов? К сожалению, о них принято говорить как об уходящем жанре…

– Уже лет двести говорят, что романс уходит, но он никак не уйдёт. Потому что запела Русланова «Липа вековая» – и ты умер. Романс и русская лирическая песня востребованы людьми, которые истосковались по сильным и светлым чувствам, по простым житейским историям, у которых есть глубокий смысл. Например, на ютубе я разместил лирическую старинную каторжную песню «По диким степям Забайкалья», и вскорости она набрала 216 тысяч просмотров, хотя не было никакой рекламы или её продвижения. Люди как‑то сами нашли и послушали. То же самое случилось и с романсом «Меж высоких хлебов затерлося». Прежде чем его исполнить, я прослушал других исполнителей и понял, что есть две разные мелодии, а ещё разные исполнители поют разные куплеты. В основе его лежит стихотворение Николая Некрасова «Похороны». У меня получился самый полный вариант. Кстати, именно на этот романс обратил внимание музыкальный редактор передачи «Песни от всей души». Когда он мне позвонил, сказал, что считает моё исполнение самым точным. И меня пригласили принять участие в передаче, я согласился.

– Какое впечатление осталось от этой поездки?

– Самое тёплое. Всё было очень хорошо организовано, на съёмочной площадке – дружелюбная атмосфера, Андрей Малахов оказался энергичным, доброжелательным и общительным. После исполнения романсов меня спрашивали – откуда у меня ощущение времени, в котором они были написаны и исполнялись? Участники передачи и организаторы говорили, что будто сами перенеслись в начало прошлого века. Я ответил, что слушал песни и романсы с раннего детства в исполнении гениальных певцов тех лет, благодаря тому что они были в фонотеке моего отца. И напитывался ими. От этого, как говорят, моя особая манера исполнения.

– Алексей Александрович, вроде все мечты, связанные с романсами, сбылись. Или появились новые?

– Есть у меня мечта сделать концерт из произведений, которые звучали в исполнении Петра Лещенко и Вадима Козина. Но для этого нужен небольшой оркестрик – такой, как у Аллы Баяновой. И как бы я спел: «Был день осенний и листья грустно опадали…» Это во мне живёт. Но собрать такой оркестрик очень трудно…

– Мне кажется, что при исполнении романсов главное – голос, а для аккомпанемента будет достаточно гитары. Ведь вы сами говорили, что там главное – слова, чувства, история…

– Согласен. Я и сам считаю, что при исполнении романсов стоит придерживаться музыкального минимализма. Кстати, этому я научился у «Битлз» – они очень дозированно вводят инструментальное сопровождение своих песен. И получается всё так прозрачно – и музыка, и слова. Но когда речь идёт о Петре Лещенко, Вадиме Козине, музыкальное сопровождение должно быть более разнообразным и богатым: скрипка, фортепиано, аккордеон или баян, контрабас. Представлю, каким замечательным мог бы получиться такой концерт…

– Когда речь идёт о романсе, мы называем чаще всего одних и тех же известных исполнителей, которые стали классикой. А здесь открытия возможны?

– Для меня это были Соня Тимофеева и Рада Волшанинова. Относительно недавно я для себя открыл Юлию Запольскую. В начале пятидесятых она уехала вместе с мужем в Америку, он ей оборудовал по тем временам весьма современную студию звукозаписи, поэтому и сегодня у этих записей очень качественный звук. Исполняла Юлия Запольская русские романсы и советские песни, но делала это очень своеобразно. Она в отрыве от Родины дала им новое дыхание, новое звучание, в её исполнении они просто искрятся. Стоит только послушать, как, к примеру, звучит «Сормовская лирическая» или «Далеко, далеко…». А её исполнение очень известной песни «Соловьи» меня просто потрясло – эта песня звучит словно романс. И я впервые по‑настоящему услышал слова:

Но что война для соловья,

У соловья ведь жизнь своя,

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зелёный над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Когда я слушаю эту песню в исполнении Юлии Запольской, не могу сдержать слёз. Наверное, это и есть главное предназначение искусства – будить чувства…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО