В заключительный день форума «Развитие
Российской Арктики в программах
деятельности НОЦ мирового уровня»
участники обсудили последние
технологические разработки для
судостроительной и судоремонтной
отраслей.
Заседание
секции прошло в стенах профильного вуза
— филиала САФУ, «Севмашвтуз». Это
единственное в России учебное заведение
с глубоко интегрированными в производство
и научно-техническую деятельность
образовательными программами.
Исследования
по технологическому управлению процессом
при восстановлении гребных винтов
представила Анастасия Шишкина, заместитель
директора по научной работе. Применение
аргоновой сварки вместо электро-дуговой
дает более равномерное распределение
напыляемого слоя, а значит, увеличивает
прочность изделия.
Об особенностях
напыления хромом и никелем сталей
арктического класса с использованием
лазера рассказал Дмитрий Куликов,
руководитель лаборатории ЦНИИ КМ
«Прометей» НИЦ «Курчатовский институт».
Благодаря этой технологии значительно
повышаются эксплуатационные характеристики
металла.
В задачи
материаловедов из ЦНИИ КМ «Прометей»
входит также создание новых порошковых
материалов — исходного сырья для
аддитивного производства судовых
деталей. 3D-печать сложных деталей для
пропульсивных систем уже запущена и
работает в центре судоремонта «Звездочка».
Научно-исследовательское
проектно-технологическое бюро «Онега»
— одно из ведущих в российской
судостроительной промышленности по
своему профилю, создано для решения
задач ремонта АПЛ. Последние разработки
организации представил Константин
Куликов, генеральный директор бюро
«Онега». В частности, была представлена
технология обработки судовых фундаментов
и станок судовой оснастки, которая
позволяет значительно снизить трудозатраты
в процессе производства.
Связующим
звеном в реализации многих проектов,
представленных на форуме, является НОЦ
«Российская Арктика», деятельность
которого самым тесным образом связана
с работой судостроительного кластера
Архангельской области. Об истории
взаимодействия и текущих планах рассказал
Марат Есеев, проректор по инновационному
развитию САФУ — научный руководитель
НОЦ.
Проблематику
беспилотного и малоэкипажного судоходства
по Северному морскому пути осветил
Александр Курицын, доцент кафедры
автономных информационных и управляемых
систем «Военмеха». В основе проекта —
обеспечение удаленного контроля и
диагностики состояния технического
оборудования.
Одна из самых
перспективных разработок — методика
гибридной, лазерно-дуговой сварки
металлических конструкций коллектива
технологического отдела Санкт-Петербургского
государственного морского технического
университета, которая значительно
повышает скорость сварки и качество
швов, и внедрения которой ждут на
производстве корабелы «Севмаша»,
сообщает пресс-служба НОЦ.