Соперничество, когда братья и сёстры что‑то делят и никак не могут поделить, когда старший обижает младшего — с этим сталкиваются многие родители
Некоторые считают, что вражда с возрастом пройдёт. Кто‑то убеждён: дерутся все. Мол, мы в детстве тоже друг друга лупили… Но психологи уверены: отпускать в свободное плавание детскую вражду нельзя. Как помирить непримиримых? Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.
«Спи-отдыхай»
– Причин у
детской вражды множество. Часто, пусть
и неосознанно, провоцируют её сами
родители, — говорит Екатерина Пяткова.
— Лучший способ поссорить детей —
выбрать любимчика. У меня в практике
была семья, где младшему сыну всё сходило
с рук, а старшую дочь держали в ежовых
рукавицах. В двенадцать лет на девочку
взвалили всю домашнюю работу, мальчик
же рос как в сказке — «спи-отдыхай».
Мама искренне
не понимала, почему дочка проявляет
агрессию к брату. Уверяла: «Она же
девочка! А работа по дому — я готовлю
её к самостоятельной жизни!» Возможно,
но с младшим братом такая «подготовка»
— когда на одной едут, а другого любят
— точно не сроднит.
История в
продолжение. Дама за сорок тоже старшая
сестра. Разница с братом — около семи
лет. Красивая, успешная. Родители всё
детство твердили: «Брат маленький, ему
надо помогать! Ты старшая — справишься
сама!» И она действительно, справилась
— финансовое её состояние сегодня
такое, что может спокойно обеспечить
себя, родителей и всю семью брата. Но
состояние душевное…
Родители до
сих пор «помогают» великовозрастному
сыну — ежемесячно делают переводы из
своих пенсий. И укоряют дочь: «Мало
помогаешь!» При этом брат не торопится
работать. Самое грустное, что когда её
дети навещают бабушку с дедушкой, те
выставляют счёт — продукты, мол, стоят
дорого.
У старшей
сестры тяжелейшая травма отверженного,
которая не отпускает все эти годы. Сирота
в родной семье.
По разным ящичкам
Мы все разные
— по темпераменту, характеру. Но бывает
так, что одного ребёнка в семье начинают
«подгонять» под другого. Тот, кто «не
подгоняется» — остаётся в проигрыше.
Между
близнецами и погодками соперничество
усиливается многократно — их сравнивают
ещё сильнее. Часто одевают одинаково
или в одном стиле, что больше подчёркивает
внешнее сходство и не даёт проявиться
различиям внутренним.
Личная
территория — ещё одна причина для
соперничества. Старшая сестра беспокоится,
что младшая без спроса берёт её вещи.
Родители поощряют «произвол»: «Тебе
что, жалко?!» Но дело не в жадности, а в
уважении границ друг друга.
Нет ничего
«жадного» в том, если игрушки Миши и
Маши будут храниться в разных ящичках.
В моей практике были случаи, когда дети
ссорились даже из‑за общих карандашей,
пока бабушка не пришла на помощь —
пометила карандаши цветной изолентой.
Играть дружно
— это делиться по взаимному согласию,
а не отбирать друг у друга. И не
манипулировать тем, что «младшим надо
уступать».
То, что вещь
«не общая», что ребёнок считает её своей,
а значит, необходимо считаться с его
мнением, часто на консультациях приводит
родителей в ступор. Это что ещё за
новости?
И тогда я
привожу абсурдный пример. Представьте,
что соседу понравилась ваша машина. Он
взял её без спроса. Вы будете возражать?
Конечно! А он вам скажет: «Ты что, жадный?!
Да и вообще… я младше тебя!»
«Обнимашки» и «целовашки»
С детьми надо
разговаривать, объяснять, почему вы
поступаете так, а не иначе.
Старший
злится на младшего из‑за того, что
тот «ничего не делает». Бытовые проблемы
часто разжигают конфликты. Но, поверьте,
сын-подросток поймёт, что в двенадцать
лет мыть посуду в семье — нормально, а
вот в пять тарелка вряд ли хорошо
промоется. Есть из неё будет страшновато,
поэтому наш Миша пока тарелки не моет.
Но зато он отлично вытирает пыль!
Разделяйте обязанности не поровну, а
по силам.
Старший Вася
учит уроки. Младший Петя ходит вокруг
— там кольнёт, тут ущипнёт. Вася срывается:
«Петя мне мешает!» На крик прибегает
мама и начинает отчитывать старшего.
Справедливо? Нет. Мы сами часто подталкиваем
детей к озлоблению.
Отдельная
история, когда младшего ультимативно
«вручают» подростку в нагрузку: «Если
Петю с собой не возьмёшь, то гулять не
пойдёшь!» Какая уж тут братская любовь…
Ещё одна
причина вражды — ревность. Ну трудно
понять пятилетнему ребёнку, почему у
новорождённой сестры «день рождения»
каждый месяц, а у него раз в году. Я знаю
некоторые многодетные семьи, где родители
стараются делать подарки каждому ребёнку
в день рождения брата, сестры. Имениннику
— большой, всем остальным — маленькие.
Поверьте, это важно.
Иногда во
время консультации у взрослой девочки
или мальчика вдруг прорывается
воспоминание тридцатилетней давности
— папа приезжает из командировки,
привозит игрушку младшему ребёнку. А
старшему бросает «привет» и проходит
мимо… В три года, в тринадцать, до
старости ваши дети так и останутся
вашими детьми.
Стиль
воспитания — это ещё и семейные ритуалы.
Например, «обнимашки» и «целовашки»
при встрече. Приходит мама домой — все
выбегают встречать! В семью пришла мама
— не в пустоту. И старшая сестра Катя,
когда уставшая вечером с занятий
вернулась — выходят обниматься все, а
не только кошка с собакой у порога сидят.
«Я — паршивая овца!»
Очень важный
момент — подчёркивать родство между
детьми. Круто, что у тебя есть брат,
сестра! «Ты такой молодец, Саша, что
быстро одеваешься. Таня у нас медлительная,
но здорово, что у неё есть ты — помощник».
Мы и Сашу усиливаем, особенность Танюши
проговариваем, но и не встаём в позу:
«Какая капуша!»
Дети тонко
чувствуют настроение родителей. У меня
была в консультировании семья, внешне
очень благополучная. Две дочки-красавицы
— одной пять, другой пятнадцать. Но то,
что они ненавидели друг друга — мягко
сказано… Мама боялась, что старшая
может младшую «просто убить». И при этом
причину вражды не понимала. Мы начали
работать. И дети подсказали сами —
рисунками.
Оказалось,
что в семье давний конфликт между
родителями — у папы была любовница. И
мама родила второго ребёнка, чтобы
«укрепить семью». Но с появлением малышки
ситуация усугубилась — рухнули мамины
надежды. И у старшей дочки в головушке
сложился пазл — младшую сестру она
подсознательно восприняла как главную
причину проблемы.
Дети по
природе эгоцентричны. Всё, что в мире
происходит, — связано с моим присутствием.
Образно говоря, я иду — ветер дует. Если
что‑то не так в семье, то виноват я.
Тяжесть наслаивается. И произошло именно
так — старшая «вину» переложила на
младшую.
Быть дружными
— такая функция не прилагается к каждому
ребёнку в семье. Наши семьи становятся
дружными от того, что мы делаем их такими.
Это работа. Ежедневная.
Забота
родителей — научить детей справляться
с конфликтной ситуацией, не поощрять
агрессию: «Сами разбирайтесь!»
Если ситуация
накалена, враждующих обязательно надо
разделить. Но ошибка, когда разбирательство
происходит по «горячим следам». Выяснять,
что произошло, надо, когда обе стороны
пришли в себя. У каждого своё видение.
Расспросите детей. Это не про ябедничество,
а про то, чтобы рассказать свою версию
событий. Как иначе объективно разобраться?
Но обычно
зачинщика драки никогда не жалеют. Хотя
он порой нуждается в помощи не меньше.
Драка — всегда следствие. Где много
агрессии, там внутри много боли.
Учитываются ли потребности ребёнка?
Почему он реагирует именно так? Если
драчуна постоянно только наказывать,
он укрепится во мнении: «Я — паршивая
овца!» И будет продолжать дальше в том
же духе, потому что это его амплуа. Только
так его замечают.
Что посеешь, то и пожнёшь…
Склоки не
норма. Хотите построить правильные
отношения в семье — научитесь ими
управлять. Безусловно, конфликты
случаются. Без ссор не обойтись. Но как
мы конфликтуем?
Если пытаемся
прививать детям «у нас не кричат и не
дерутся», но при этом сами ругаемся с
соседями так, что кошёлками машем… Ну,
что посеешь, то и пожнёшь.
Рано или
поздно мы уйдём — останутся наши дети.
Если вы искренне хотите, чтобы они были
друг другу родными, а не посторонними
людьми, чтобы память ваша в детях
продолжалась — начните что‑то делать
для этого прямо сейчас. Да, агрессия
заражает. Но и хороший пример, он ведь
тоже заразителен. Так, может, начать с
себя?