Архангельский опыт, учитывая северную специфику, был по‑своему уникален, в 2018 году его даже изучали и обсуждали на международном форуме в Санкт-Петербурге.
Сколько приёмных семей было создано за эти годы в регионе? И сколько действует сейчас? Об этом мы поговорили с Владимиром Тороповым, исполняющим обязанности министра труда, занятости и социального развития Архангельской области.
– Областной закон «О приёмных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов» вступил в действие с января 2013 года. Мы действительно были новаторами — одними из первых в России, — говорит Владимир Торопов. — За эти годы удалось организовать около двухсот приёмных семей.
Возможно, не так много. Но тот случай, когда точно не стоит «гнаться» за количеством. Потому что историй, где берут стариков в семьи за большие вознаграждения, а в итоге пожилые люди оказываются никому не нужными — предостаточно. К счастью, в Архангельской области подобных случаев нет. Главная мотивация при создании наших приёмных семей — желание позаботиться.
И опыт показывает, что более крепкие приёмные семьи образуются именно так — доброта в основе, а не денежное вознаграждение.
– То есть создание приёмной семьи — это больше альтруизм?
– Можно и так сказать. И замечательно, что альтруисты — добрые и бескорыстные — у нас на Севере есть. Да, вознаграждение при организации приёмной семьи, конечно, предусмотрено. Это около шести тысяч рублей ежемесячно — доплата к основному заработку или к пенсии. Из вознаграждения вычитается НДФЛ, переводятся страховые взносы. Но, повторюсь, в первую очередь речь о помощи, сострадании. Возможно, в этом особенность нашего менталитета. И поэтому приёмные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов до сих пор успешно работают в Архангельской области.
– Кого берут в приёмную семью чаще?
– По статистике — бабушек. Хотя дедушек тоже, конечно, в семьи берут. В основном это одинокие или одиноко проживающие пожилые люди, с которыми ранее были знакомы и которые, по сути, уже стали родными. Иногда это давние друзья семьи, бывшие коллеги, бывшие учителя — такие примеры тоже есть.
Условия для создания приёмной семьи — дееспособность подопечных, возраст для женщин — старше 55 лет, для мужчин — старше 60 лет. Приёмная семья может быть создана и в отношении человека с инвалидностью, в том числе инвалида с детства, нуждающегося в постоянной или временной посторонней помощи.
Люди, образующие приёмную семью, не должны быть между собой близкими родственниками: родителями — детьми, дедушкой, бабушкой — внуками, полнородными и неполнородными братьями и сёстрами, а также усыновителями и усыновлёнными.
А вот если тёти, дяди и племянники — такие случаи бывают. Или, допустим, невестка берёт в семью свекровь после смерти супруга. У нас в Каргопольском округе как раз есть такая семья — женщина взяла к себе мать покойного мужа. Других родственников у свекрови в Каргопольском округе нет, а она нуждается в помощи.
– То есть если есть две соседки — одной 60 лет, а другой 75 — можно создать приёмную семью?
– Почему нет? Если есть согласие всех совершеннолетних членов семьи, в том числе временно отсутствующих, на совместное проживание с такой соседкой — лицом, нуждающимся в социальных услугах, то препятствий нет.
Безусловно, жилплощадь должна позволять взять на свою территорию ещё одного жильца. По нормативам это не менее 12 квадратных метров на человека от общей площади. Ну и, конечно, отсутствие у организатора семьи таких хронических заболеваний, как алкоголизм, наркомания, туберкулёз, карантинные инфекционные заболевания, тяжёлые психические расстройства.
– Но должно быть организовано именно совместное проживание и ведение общего хозяйства? То есть одна соседка должна к другой переехать?
– Да. По договору, который составляется, это именно семья на одной территории.
Если одинокая бабушка нуждается в социальной помощи, но хочет продолжать жить самостоятельно, то можно воспользоваться помощью социального работника. При желании помощь будет ежедневной — продукты принести, обед приготовить, дров наколоть — любые возможности прорабатываются.
В случае организации приёмной семьи жилплощадь подопечного за ним также сохраняется. «Не ужились», расторгли договор — всегда можно вернуться в свой дом.
Приёмная семья, кстати, может быть создана и на жилплощади подопечного, если квадратные метры позволяют. Или, например, у пожилого человека может вовсе не быть своего жилья. Варианты разные. В любом случае всё фиксируется в рамках договора.
– Приёмная семья сопровождается специалистами?
– Да, конечно. Всё происходит при поддержке сотрудников комплексных центров социального обслуживания. Во внимание берутся личные качества организатора семьи — порядочность, ответственность. Приёмная семья проходит подготовку — инструктаж и психологический тренинг. Этап важен, чтобы организатор семьи ещё раз убедился: «Я готов». Потому что, как показывает практика, психологически оказываются готовы не все, даже если сами себе в этом не признаются сразу.
– Приёмные семьи не только создаются, но и распадаются.
– Это жизнь, бывает такое, что «не сошлись характерами» или семья не рассчитала свои силы и теперь поняла, что не может организовать должного ухода. Органы социальной защиты в любом случае приходят на помощь — бабушка, дедушка одни не останутся.
– А где всё‑таки больше появляется приёмных семей — в городах или в сельской местности?
– Больше на селе. Традиционно это Каргопольский, Котласский и Устьянский районы.
Вот, например, в Устьянском районе семья — женщина 1947 года рождения взяла к себе на проживание женщину 1965 года рождения — инвалида с детства, которая в 2010 году после смерти матери осталась без какого‑либо ухода.
Вначале они просто проживали совместно, потом, после того как начала действовать программа приёмной семьи, при поддержке Устьянского комплексного центра социального обслуживания оформили приёмную семью официально.
В Архангельске приёмная семья — племянница ухаживает за своей тётей. Ранее пожилая женщина проживала в Онежском районе, но потеряла дом при пожаре. Племянница забрала её, и сейчас они живут вместе. Но если посмотреть в целом, то количество приёмных семей, как я уже сказал, не такое большое. Сейчас в области их около сорока. Возможно, это обусловлено тем, что одиноких пожилых людей, которые оказываются без помощи, становится меньше. Но и сеть стационарных учреждений — домов-интернатов — в Архангельской области развивается и совершенствуется с каждым годом. Обеспечивается квалифицированный уход, как медицинский, так и социальный.
– Но приёмная семья ведь задумывалась в том числе как альтернатива дому-интернату. Получается, интернаты победили?
– Я бы не стал так сравнивать. Обе эти формы помощи доказали свою эффективность, просто каждая по‑своему.
Интернат сегодня — большой комплекс услуг. Люди идут туда именно за сопровождением — постоянным и профессиональным. Да, для пожилого человека эмоционально важный момент — остаться в привычных для него условиях, особенно если приёмная семья создаётся по месту его жительства. Но на дому не всегда возможно организовать комплексное сопровождение. Особенно если состояние здоровья пожилого человека требует круглосуточного ухода, дополнительных медицинских навыков.
Но то, что существует и такое сопровождение, как приёмная семья — хорошо. Выбор должен быть всегда. И для кого‑то именно такая «семейная и домашняя» форма — самый удобный способ, чтобы продолжать взаимодействовать.
– Владимир Алексеевич, куда обращаться, чтобы организовать приёмную семью?
– В комплексный центр социального обслуживания по месту жительства. Наши специалисты помогут, подскажут — дадут все подробные разъяснения по организации приёмной семьи в Архангельской области.