Выставка приурочена к 180‑летию предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, владельца подмосковной усадьбы Абрамцево.
Впервые в Архангельске экспонируются подлинные живописные и акварельные работы Ильи Репина, Василия Поленова, Исаака Левитана, Константина Коровина, эскизы к спектаклю «Снегурочка» Виктора Васнецова, мебель, изготовленная по рисункам Елены Поленовой, керамика Михаила Врубеля и других. Внимание посетителей выставки в первую очередь привлечёт хрестоматийная картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Почему столь значимые для русской культуры имена объединены единой темой «Абрамцево»? Дело в том, что Савва Мамонтов устроил в своей усадьбе что‑то вроде арт-резиденции для выдающихся русских художников своего века, которые могли приезжать в гостеприимный дом Саввы Ивановича в любое время и создавать хоть «Девочку с персиками», используя в качестве натурщицы дочку хозяина, хоть «Видение…», делая зарисовки пейзажа в окрестностях Абрамцева.
Специально для художников хозяин построил гончарную и столярную мастерские. Здесь зарождался и первый русский частный театр, все вместе ставили домашние спектакли, воплощали интересные художественные проекты.
К слову, Мамонтов Северу не чужой, в своё время именно он начал осуществлять Северный железнодорожный проект. В конце XIX века было закончено строительство дороги Москва — Архангельск, но проект, к сожалению, привёл к финансовому кризису его главного устроителя.
На открытии выставки в Архангельске присутствовали сотрудники музея «Абрамцево» во главе с директором Еленой Ворониной.
– Мы привезли в Архангельск 88 предметов из нашего музея, — сказала Елена Константиновна. — Часть работ — из постоянной экспозиции. Вообще, в музее «Абрамцево» насчитывается более 35 тысяч единиц хранения, начиная с предметов XVIII века и заканчивая XXI веком. Дело в том, что история Абрамцева начиналась не с «мамонтовского кружка». Ранее имение принадлежало писателю Сергею Аксакову, абрамцевский дом Аксаковых в течение многих лет был центром притяжения для писателей, журналистов, учёных и театральных деятелей. Там бывали, например, Гоголь, Тургенев. У нас, в Абрамцеве, нет гения места, у нас есть место гениев…
Как рассказала Елена Митрофанова, куратор выставки из музея-заповедника «Абрамцево», гости Архангельска в экспозиции постарались передать разные направления творческой атмосферы, царившей в усадьбе при Савве Мамонтове. Но наиболее ярким акцентом, по её мнению, является керамика, которая занимает на выставке центральное место.
А надо сказать, что керамика в исполнении Михаила Врубеля кажется какой‑то необычной, его творения — с переливающимся блеском. В чём эта волшебная алхимия — в гениальности автора или каком‑то особом способе создания изделия, или во всём вместе, можно узнать на экскурсиях для взрослых и детей по выставке «Абрамцево. В поисках русского стиля».