Вновь назначенному на должность заместителя главы областного центра по инфраструктурному развитию Игорю Арсентьеву пришлось буквально с ходу включаться в эту непростую работу.
Какую оценку он готов выставить подрядчику, предприятию «АГСУМ», по итогам сезона? С этого вопроса и начался наш разговор.
– Я согласен с мнением многих горожан — тяжело дать положительную оценку деятельности подрядчика. К сожалению, «АГСУМ» подошёл достаточно поверхностно к исполнению контракта. Хотя и спланировано всё было очень грамотно — к работам приступили практически в конце апреля, и с точки зрения погоды сезон был очень удачным, — эти факторы необходимо было максимально использовать.
Прямо сейчас оценку подрядчику я ставить не готов. Но абсолютно точно — если в период положительных температур они не закончат основные работы с асфальтом, оценка будет неудовлетворительная.
Кстати говоря, вся правовая работа ведётся ещё с 1 октября — первого дня, когда у подрядчика закончился срок исполнения контракта.
Выводы мы уже сделали. Главный: в условиях городских улиц должен работать подрядчик, обладающий не только материально-технической базой и кадровым потенциалом, но и имеющий соответствующий опыт.
В следующем году пересмотрим подход к формированию лотов, который позволит нам не складывать все яйца в одну корзину — то есть не формировать все работы одним лотом.
– Уйдём от зависимости от одного подрядчика?
– Да. И очень внимательно подойдём к формированию требований к подрядным организациям, ужесточим их — прежде всего с точки зрения успешного опыта выполнения работ.
И нам хотелось бы получить какую‑то правоприменительную практику, чтобы у заказчика появились рычаги влияния с точки зрения существенной ответственности подрядчика за неисполнение контракта.
– Аккуратная формулировка.
– Мы же видим, как копится недоумение и у жителей, и у экспертного сообщества. Люди не понимают, почему мы до сих пор не расторгаем оперативно контракт, не вносим подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. А всё просто — правовые основания на данный момент у нас отсутствуют. Ведь подрядчик не уклоняется от выполнения работ. Он их выполняет. Но спустя рукава.
Вот и остаются только механизмы штрафов, пеней, гарантийных обязательств.
– В отличие от дорожных работ, ремонт внутриквартальных проездов и дворовых территорий идёт достаточно успешно — это одна из «фишек» Архангельска. На ваш взгляд, стоит ли этот опыт тиражировать на другие муниципалитеты? Что для этого нужно сделать?
– Предпосылки для этого уже созданы. Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский вышел с инициативой в областное Собрание об увеличении доли отчислений в дорожный фонд для муниципальных и городских округов. По опыту предыдущей работы, это существенное подспорье — дорожного фонда для сельских территорий катастрофически не хватает. И эти дополнительные средства, досточно весомые, позволят обратить внимание на состояние не только муниципальных дорог, протяжённость которых достаточно серьёзная в силу географии, но и на прилегающие территории — тротуары, внутридворовые проезды, которые находятся на балансе муниципалитета.
Опыт Архангельска позитивен, нужно его экстраполировать на другие города Поморья.
Раз предпосылки созданы, нужно включаться и максимально находить механизмы и реализовывать потребности жителей.
И, конечно, нужно восстанавливать ресурсную базу небольших предпритий, которые работают непосредственно в муниципалитете.
– В Архангельске объявили о подготовке к реализации мегапроекта — реконструкции Московского проспекта с его дальнейшим расширением. Почему было выбрано именно это направление?
– Округ Майская Горка имеет колоссальный потенциал развития. Это действительно большой спальный микрорайон, численность которого уже сопоставима с некоторыми городами нашего региона. И численность эта будет расти.
А без развития дорожной инфраструктуры в таком крупном, густозаселенном районе комфортных условий для жителей просто не создать. Поэтому приоритет определён однозначно, он абсолютно правильно сформулирован, на мой взгляд.
И те два инфраструктурных проекта, которые планируется реализовать в 2023–2024 годах — продление Московского проспекта с расширением улицы Ленина и реконструкция Карпогорской улицы, — позволят комфортными транспортными развязками полностью замкнуть этот микрорайон в перспективе.
Но планы этими двумя годами не ограничиваются. Там строятся и крупные социальные объекты, например две школы, есть перспектива строительства ещё одного детского сада.
Там же большой инвестпроект в части жилищного строительства, он будет реализован в ближайшие годы. То есть район развивается семимильными шагами.
И ещё один немаловажный фактор: в Майской Горке созданы условия для развития инженерных сетей. Мы не можем этого не учитывать при таком колоссальном объёме строительства. Ведь в целом прокладка магистральных инженерных сетей — это очень дорогостоящее мероприятие.
– Областной центр активно готовится к долгожданной реформе общественного транспорта. На ваш взгляд, в случае успеха насколько опыт областного центра может быть востребован в других городах и районах Поморья?
– Мне есть с чем сравнить — я сталкивался на уровне сельского муниципалитета с организацией автобусного муниципалитета. И готов разбить несколько стереотипов, на которые частенько обращают внимание.
Например, некоторые наши оппоненты говорят — если уж мы субсидируем перевозки, почему бы нам не создать муниципальное предприятие?
В нынешних реалиях создать муниципальное предприятие на пустом месте практически невозможно. Да, в Плесецке существует муниципальное автотранспортное предприятие. Моё глубокое убеждение: там, где муниципальное предприятие работает и работает нормально, его надо поддерживать. Оно несёт важную социальную функцию, связанную с обеспечением транспортной доступности на территории.
Но вот где такого муниципального предприятия нет, эффективнее всё же запустить механизм субсидирования, который мы сегодня реализуем в Архангельске. Потому что нужен действительно ресурсный, подготовленный, опытный перевозчик, который умеет этим заниматься.
Думаю, уже все убедились, вне зависимости от привязки к территории, будь то областной центр или, условно, Плесецк: без субсидирования перевозок мы очень зависим от настроения перевозчика.
Вот показалось ему, что маршрут экономически невыгоден — он снял автобусы с этого направления и ушёл. Как это, собственно, и произошло в Архангельске этим летом с маршрутами № 7 и № 63. Да, в итоге мы их в город вернули. В ручном режиме, локальной субсидией.
Но перевозчик должен не только зарабатывать деньги, но и понимать социальную ответственность той сферы деятельности, которой занимается. Просто так взять и уйти — невозможно.
Мы же видим, чем вызван шквал критики: ключевой параметр реформы общественного транспорта — в прозрачности системы учёта пассажиропотока. Как и учёт исполнения контрактных обязательств, в том числе и неукоснительное исполнение графика движения. И мы уже с позиции заказчика имеем полное право диктовать достаточно жёсткие условия для перевозчика.
Буквально на днях у меня была встреча с генеральным директором транспортной компании «Рико» — победителя конкурса на право организации пассажирских автобусных перевозок.
По его мнению, у нас самые жёсткие контрактные требования к перевозчику. То есть для них это тоже вызов, новая ступень.
Поэтому весь процесс подготовки запуска реформы мы разложили понедельно. И внимательно отслеживаем его исполнение.
Первый этап — открытие газомоторной заправки. В первых числах ноября в районе Талажского шоссе она откроется.
На следующей неделе ожидается подписание первых контрактов с заводами по поставке автобусов. По моей информации, основным поставщиком будет МАЗ. Это радует, наши соседи, белорусы, имеют большой опыт в производстве автобусов.
Затем — первые поставки автобусов, они будут поступать партиями в наш регион. Всего автобусов будет 218, первая партия ожидается в конце ноября — начале декабря.
И, конечно, работа с персоналом. Это кадровый потенциал. Мы требуем, чтобы перевозчики уже сегодня этим вопросом озаботились: чтобы те, кто готов работать на новых условиях, в новых реалиях, не переживали бы за своё трудоустройство.
Если откровенно, я прекрасно понимаю, чем вызван скепсис относительно перспективы реализации реформы. На протяжении последних пяти лет несколько раз заявлялось о транспортной реформе. Но какого‑то значимого результата горожане так и не получили.
Поэтому наша задача — с 1 января должен качественно измениться подход к организации пассажирских перевозок в городе.