Они стали участниками большой медиапланёрки «Час журналиста. В соответствии с временем». В режиме видеоконференции в дискуссии участвовали руководители СМИ Северо-Запада.
В разговоре также приняли участие Любовь Совершаева, заместитель полномочного представителя президента РФ, и Владимир Соловьёв, председатель Союза журналистов России.
Нынешний форум АСМИ посвящён 20‑летию организации. Одним из инициаторов её создания был Иван Бенца, бывший главный редактор Архангельской областной газеты «Правда Севера». И все эти двадцать лет он является неизменным генеральным директором АСМИ. А «Правда Севера» стала одним из первых членов этого журналистского объединения. Сейчас в неё входит свыше ста средств массовой информации Северо-Запада.
С первых шагов АСМИ поддерживает Любовь Павловна Совершаева, которая участвовала во всех двадцати больших форумах АСМИ, а также выезжала в регионы на заседание малых форумов, где часто возникали интересные журналистские проекты. Один из примеров — во время обсуждения темы продвижения туризма, которое прошло на малом форуме АСМИ в Сыктывкаре, родилась идея провести медиаэкспедицию по регионам «Серебряного ожерелья» России. И такая экспедиция состоялась в 2021 году, а её поддержали СМИ, которые входят в ассоциацию.
Открыл форум председатель правления АСМИ, директор регионального информационного центра «ТАСС Северо — Запад» Александр Потехин, который объявил, что награждение победителей конкурса пройдёт весной 2023 года, а сейчас участники медиапланёрки поговорят о том пути, которые СМИ Северо-Запада прошли за 20 лет. Также председатель Ассоциации АСМИ говорил о том, что «сейчас как никогда важно проверять источники информации, сохранять журналистское лицо, доносить до читателя и зрителя честную, правдивую историю».
Вёл медиапланерку генеральный директор, главный редактор газеты «Петербургский дневник», член правления АСМИ Кирилл Смирнов.
– За эти годы изменилась конкуренция, способы связи между медиа и потребителем, а также сам потребитель. В этой ситуации традиционным СМИ приходится трудно. Сегодня требуется определённое умение лавировать, чтобы побеждать, — сказала на открытии форума Любовь Совершаева.
Любовь Павловна подчеркнула, что если раньше победителями становились хорошие очерки, хорошие публикации, то сегодня новости побеждают публикации, а заголовки побеждают новости.
И всё же, по её словам, все 20 лет СМИ, входящие в ассоциацию, «отличали высокий профессионализм и стремление освещать все важные этапы развития нашей страны».
Она также определила одну из основных задач, которые стоят перед традиционными СМИ в современных условиях, — это создание позитивной информационной повестки. В обществе чувствуются напряжение и тревога, в этой ситуации СМИ должны показать примеры того, как можно преодолевать те или иные трудности, решать проблемы.
По словам заместителя полномочного представителя президента РФ, очень важно, что многие СМИ Северо-Запада, помимо основной деятельности, осуществляют социально важные проекты. Она привела в пример проект Зеленоградской районной газеты «Волна» из Калининградской области. Он называется «Мой ласковый и нужный зверь». Это первая и пока единственная в мире премия, которой награждаются животные, чьи по‑настоящему человеческие поступки вызвали широкий общественный резонанс.
В рамках премии также награждаются зоозащитники и журналисты, освещающие темы, посвящённые животным. Премия «Мой ласковый и нужный зверь» вызвала большой резонанс и вышла на международный уровень именно потому, что в её основе — истории, которые заканчиваются благополучно благодаря братьям нашим меньшим. Они спасают людей из пожаров, находят потерявшихся в лесу, становятся глазами для незрячих, помогают справиться с недугом отчаявшимся.
О востребованности позитивной повестки говорил и Александр Горшков, главный редактор интернет-издания «Фонтанка.ру».
– В последние месяцы очень важно приносить людям максимальную пользу, — сказал он. — Объяснять читателям происходящее, рассказывать, что делать в изменившихся обстоятельствах. На примере своего ресурса мы увидели, как аудитория на это откликнулась — за минувшее время выросла в два раза.
Говорили на медиапланёрке и о главных конкурентах традиционных СМИ — блогерах и социальных сетях. И о том, что эта конкуренция не всегда бывает добросовестной.
– Чиновники часто в своих телеграм-каналах выдают эксклюзив, лишая нас этой возможности, — сказала Лариса Жданова, директор государственной телевизионной и радиовещательной компании «Карелия». — А блогеры публикуют либо непроверенную информацию, либо плохо сформулированную. Также часто они фокусируются на деструктивной повестке, потому что она вызывает сильные и быстрые эмоции. Мы должны действовать от обратного, показывать людям, что жизнь продолжается, сейчас на это очень большой запрос.
Также Лариса Жданова считает, что самая главная беда СМИ в том, что они отошли от человеческих историй.
– Это огромная потеря для профессиональной журналистики, — резюмировала руководитель телевизионной и радиовещательной компании «Карелия».
Пожалуй, самым острым было выступление Сергея Брутмана, главного редактора «Новой Новгородской газеты», который является лидером по премиям «Сезам» — в разные годы он этой награды был удостоен четыре раза. Сергей Брутман говорил, что журналисты издания, которым он руководит, старались создавать смыслы, а не зарабатывать деньги.
А сейчас он сообщил, что вынужден свою независимую газету закрыть. По его словам, дело даже не в экономических трудностях, а в том, что у неё нет опоры.
– На мой взгляд, независимая пресса обречена, — сказал Сергей Брутман. — Мы точно не можем сказать, что будет завтра, и, соответственно, не можем опереться на аудиторию.
Владимир Соловьёв, председатель Союза журналистов России, отреагировал на это заявление Сергея Брутмана. Он высказал сожаление, что прекращает существование одна из самых авторитетных газет Северо-Запада. Обращаясь к её главному редактору, предложил такой выход — журналистов, которые останутся без работы, отправить в зону боевых действий специальной военной операции. И пообещал посодействовать тому, чтобы их туда взяли как можно быстрее.
– Я много езжу по стране и вижу, какой сейчас авторитет у военкоров. Романтика военной журналистики многих захватывает, — пояснил Владимир Соловьёв.
Во время дискуссии были высказаны самые различные мнения, но большинство экспертов сошлись на том, что сейчас для профессиональной журналистики наступает новая эпоха…