Функционировало творческое объединение до 1930 года. Перерыв затянулся — в связи с особенностями нашей политической жизни — до 1956 года. Возродился союз по инициативе зятя Н. С. Хрущёва Алексея Аджубея, который в своё время редактировал сначала газету «Комсомольская правда», затем — «Известия».
22 октября 1957 года — день рождения Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России». В этот день 25 человек были приняты в Союз журналистов, главным образом из областных газет «Правда Севера» и «Северный комсомолец».
Ныне в Архангельском региональном отделении Союза журналистов России 270 человек. Председатель правления — Виктор Фёдорович Толкачёв. Это девятый руководитель в истории отделения. Во многом благодаря его энтузиазму создаются территориальные организации, продолжается приём в члены союза, готовятся книги, проводятся творческие конкурсы, вечера в честь юбиляров, оказывается необходимая помощь ветеранам и так далее.
В связи с 65‑летием — несколько страниц из жизни областного отделения Союза журналистов России.
Лев Михайлович Скрипченко — седьмой из редакторов «Правды Севера», попавших в жернова политических репрессий. Чёрная полоса прошла по жизни Скрипченко до жизни в Архангельске, пострадали не только он, но и жена и трое детей.
В 1949 году 46‑летний Лев Скрипченко, фронтовик, руководил в Симферополе «Крымской правдой»: видная должность, достойная зарплата, семья. Но — «Ленинградское дело». Репрессировали не только тех, кто жил в Ленинграде и Москве. Первый секретарь Крымского обкома Н. В. Соловьёв во время блокады занимал пост председателя облисполкома — значит, был связан с главным фигурантом дела А. А. Кузнецовым, руководителем горкома и обкома компартии. А Соловьёв «вредил» же не в одиночку… «Обезвредили» шестерых. Троих приговорили к расстрелу, троих — к длительным срокам заключения. Скрипченко получил 15 лет лагерей. Реабилитирован после смерти Сталина.
С 1956 по 1960 год Л. М. Скрипченко был редактором «Правды Севера». Годы хрущёвской «оттепели». Знамя сталинизма на знамя антисталинизма сменила и газета. При этом казённый тон её постепенно уступал место естественному. Больше стало рассказов о делах, заботах и чаяниях северян, в чём несомненная заслуга Скрипченко.
Характерной деталью стала замена — время от времени — передовых статей репортажами с фотоснимками, а также рассказом о передовике производства (тоже с фотографией) и постановкой «через него» задач.
К примеру, 25 марта 1956 года зарисовка об архангельском поваре Анисье Алексеевне Герасимовой. Получился гимн вкусной и здоровой пище. Вместо «Должны улучшать!» в завершение написано: «Пусть у нас всё будет подчинено простому и хорошему правилу: «Лишь бы люди были довольны!». А передовицу помогла подготовить проведённая накануне «Правдой Севера» и трестом столовых конференция поваров.
Лев Михайлович входил в состав оргбюро, которое начинало историю областной журналистской организации. Бюро из пяти человек руководил журналист «Правды Севера» Павел Семёнович Некрасов. Через полтора года благодаря усилиям организационного бюро состояло в Союзе журналистов уже 85 северян, в том числе 21 — из районных газет. Другие — военные журналисты, представители ведомственной и центральной прессы. За эти полтора года организованы творческие секции очеркистов и репортёров; оказана помощь редакциям газет в работе с рабоче-крестьянскими корреспондентами, организовано несколько школ рабселькоров. Совместно с обкомом КПСС проведён семинар районных газетчиков.
Л. М. Скрипченко награждён в Архангельске орденом «Знак Почета». Он редактировал затем «Калининградскую правду». Умер в середине семидесятых годов.
В 1965 году учреждена премия имени писателя и журналиста Аркадия Гайдара, который в 1928–1931 годах работал в «Правде Севера». Среди её лауреатов — Калестин Степанович Коробицын, Семён Яковлевич Косухкин, Александр Гаврилович Веселов, Владимир Владимирович Личутин, Владимир Михайлович Тюрин, Борис Семёнович Пономарёв, Александр Иванович Вилачев, Валентин Павлович Каркавцев, Зиновий Аронович Шадхан, Светлана Николаевна Лойченко («Правда Севера»), Валентин Александрович Клевцов, Олег Борисович Химаныч («Северный рабочий», Северодвинск), Василий Иванович Дранников, Людмила Георгиевна Доморощенова (мезенская газета «Север)», Виктор Андреевич Хрипунов («Пинежская правда») и другие.
В новые времена, когда такие имена, как Гайдар, стали вызывать неправедное отторжение в обществе, правлением регионального отделения Союза журналистов России учреждены новые премии — имени Владимира Тюрина (за лучший репортаж), «Золотое перо Севера», «За большой вклад в развитие журналистики Архангельской области».
В1968 году областное отделение Союза журналистов СССР организовало персональную выставку работ фотожурналиста К. С. Коробицына. Затем она демонстрировалась в Нарьян-Маре и Москве. Высоко отзывался о работах Калестина Степановича прекрасный мастер Василий Михайлович Песков, журналист «Комсомольской правды», лауреат Ленинской премии.
25 октября 1971 года на очередной областной отчётно-выборной конференции опытом работы поделился редактор многотиражной газеты Севмашпредприятия «Трибуна рабочего» (ныне «Корабел»), глава Северодвинской первичной организации Александр Николаевич Бурлов. Процитируем его выступление: «Наша организация создана в 1970 году. Вначале в ней было только пять членов союза. Это, разумеется, слишком мало, так как в Северодвинске пять редакций. Несмотря на то что из города выбыло три члена союза, сейчас наша организация насчитывает уже двенадцать человек. И есть резерв для пополнения. Мы разработали план профессиональной учёбы журналистов. Этот план полностью выполнен. За зимний период 1970–1971 годов проведены занятия по темам: «О газетных штампах», «Инициатива журналиста», «Заголовки в газете», «Кругозор журналиста». Занятия проходили при активном участии всех собравшихся. Поскольку эта форма учёбы получила одобрение, мы решили использовать её и в дальнейшем. План учёбы на 1971–1972 годы обсудили на собрании всех журналистов города. Наряду с чисто профессиональными темами включены в план встречи с юристами города, лекция врача о гигиене труда газетных работников и так далее.
Занималась наша организация и учёбой авторского актива. В работе семинаров и школ рабкоров приняли участие 135 человек.
Работать стремимся в тесном контакте с учреждениями, общественными организациями города. Так, в марте совместно с кинотеатром «Россия» организовали клуб любителей кино. В сентябре вместе с городским комитетом ДОСААФ провели стрелковые соревнования журналистов города. В сентябре же состоялось общее собрание журналистов Северодвинска, посвящённое Международному дню солидарности журналистов».
23 декабря 1976 года состоялась IV отчётно-выборная конференция областной организации Союза журналистов СССР. В её работе приняли участие 63 делегата. К тому времени в Архангельской области трудились 332 журналиста, из них 205 человек являлись членами союза, мужчин — 160, женщин — 45.
Доклад сделал руководитель журналистской организации области, редактор «Правды Севера» Иван Мартынович Стегачёв.
В то время практиковались курсовая переподготовка журналистов; проходили межрайонные творческие летучки, на которых обсуждались «актуальные задачи в развитии народного хозяйства области и районов, профессиональные вопросы». Районными журналистами очень ценились такие летучки, на которых коллеги делились опытом в формальной и неформальной обстановке. Организатором переподготовки и летучек был сектор печати, телевидения и радио обкома КПСС. Обкомовцы работали в связке с журналистской организацией.
Цитата из доклада: «Вошли в систему «недели районной газеты» — для оказания им практической помощи. В тот или иной район выезжает группа журналистов во главе с работником сектора печати, телевидения и радио обкома партии. В течение недели изучается организация творческого процесса в редакции, работа ответственного секретаря, отделов…» Заканчивалась «неделя» разговором в кабинете первого секретаря райкома КПСС.
При редакции «Правды Севера» работали двухгодичные вечерние курсы внештатных авторов, курсы репортёров. На конец 1976 года в Архангельской области действовали 14 школ рабселькоров. В Архангельском лесотехническом институте был создан факультет журналистики при университете общественных профессий.
При занятости профессиональных журналистов им сложно было выполнять требование партийных структур — пополнять ряды рабселькоров за счёт их учёбы на курсах, в школах и университетах. Но что могли, талантливые коллеги делали, и газеты приобретали интересных внештатных авторов.
Газет в 1976 году было в Архангельской области 36, из них 20 областных и районных и 16 многотиражек.
Общий разовый тираж газет области рос, составлял больше 400 00 экземпляров.
Газеты получали много читательских писем. В 1975 году в «Правду Севера» их поступило около 24,5 тысячи. (Это называлось «Крепнет связь с читателем»). Опубликовано — 7700. В мезенскую районную газету ежегодно приходило около двух тысяч писем.
По разным причинам не все письма находили своё место на страницах газет. Критика чуть поострей — можно приклеить ярлык «антисоветчина». Или объяснить причину отказа в публикации так: «Не надо выносить сор из избы».
Из доклада И. М. Стегачёва: «На страницах не только районных, но и областных газет, на радио и телевидении присутствует чаще всего трактор вместо тракториста, цементный раствор вместо строителя…» В связи с этим Иван Мартынович, называя лауреатов премии имени Гайдара, особо остановился на публикациях заведующей отделом мезенской газеты «Север» Людмилы Барсуковой: её зарисовки «Жёлтое солнце тундры», «Мужество» и рассказ «Бабкино наследство» рассказывают о людях северной деревни «с большой теплотой». Дескать, мотайте на ус, коллеги!..
На девятой журналистской конференции в феврале 1990 года, на закате советской власти, председателем правления избрали Владимира Михайловича Тюрина, который работал в ту пору в Северо-Западном книжном издательстве.
23 апреля 1991 года принято положение об Архангельской организации Союза журналистов РСФСР (с 22 января 1992 года — Союз журналистов России). В этом положении говорится: «Архангельская областная организация является общественной, независимой, самоуправляемой, творческой профессиональной организацией на основе членства работников средств массовой информации Архангельской области и является правопреемником Архангельской областной организации Союза журналистов СССР».
Правление пробовало зарабатывать деньги, и некоторое время это получалось. За счёт издательской деятельности, для которой была получена лицензия.
Что издавали? Улавливая читательские запросы, — детектив «Неуловимый принц» Г. К. Честертона, «Приключения Рольфа» Э. Сетона-Томпсона.
Поскольку деньги были, президиум правления решил удовлетворить просьбы заведующего отделом информации «Правды Севера» Александра Мозгового и заместителя редактора «Северного комсомольца» Игоря Слободянюка (май 1991 года) помочь с дальней творческой командировкой. Да не куда‑нибудь, а в Англию, в Ливерпуль, для подготовки материалов о северных конвоях: в связи с запланированным в Архангельске на август того же года чествованием участников первой конвойной операции, состоявшейся в августе 1941 года. Генеральный секретарь английского клуба «Северная Россия», редактор журнала «Северное сияние» этого клуба Ричард Сквайрес пообещал взять на принимающую сторону расходы по проживанию архангелогородцев в туманном Альбионе, но туда ещё надо было добраться, а прежде — документы в Москве оформить. «Каждый рубль, вложенный в благородное дело укрепления дружеских связей между двумя народами, окупится сторицей», — написал в заявлении Слободянюк. Как было не уважить просьбу? Командировка состоялась.
Нашлись у правления областной организации деньги, 3,5 тысячи рублей, и на приём аккредитованных журналистов, приехавших на международную миротворческую акцию «Дервиш-91». Приём прошёл 1 сентября в ресторане «Север».
Из воспоминаний Александра Ивановича Мозгового: «В 1991 году я и Игорь Слободянюк, заклятые друзья и соперники по перу, сообразили: о «Дервише» можно написать так, что все ахнут! Беспроигрышная тема: советские и английские моряки делали одно дело, отстреливались от фашистских бомбардировщиков, спасались от подводных лодок, гибли в штормах в холодных водах северных морей. Для них смертельно опасные рейды стали поистине подвигом и самым святым воспоминанием. Особую пикантность юбилею «Дервиша» придавала колоссальная политическая усталость наших стран от конфликтности отношений. На чашу весов легла фраза посла Великобритании в России сэра Родрика Брейтуэйта, у которого я брал интервью: «Надо обязательно приехать в Англию, чтобы понять англичан».
Надо ехать! Но как попасть в Великобританию провинциальным журналистам?! Авантюрный гений Слободянюка родил идею: в две руки набросали письмо в адрес клуба ветеранов северных конвоев в Ливерпуле с просьбой принять двух журналистов с переводчиками — от имени заместителя председателя облисполкома М. Н. Белогубовой. Она хорошо относилась к прытким журналистам, так что не особо удивилась, получив письмо из клуба «Северная Россия»: «Готовы принять». Марина Николаевна реально поддержала. Северное морское пароходство на своих лесовозах доставило нас в Ливерпуль и вывезло обратно, руководитель Ассоциации международного сотрудничества Женя Шевчук выделил 150 фунтов стерлингов на двух журналистов и переводчика, за этой валютой дважды пришлось летать в Москву.
Три недели с Ричардом Сквайресом, который стал нашим добрым другом, были фантастичными. Мы жили в семьях ветеранов. Переводчика Светлану Ковальчук, студентку иняза нашего университета, можно назвать соавтором каждой строки опубликованных очерков. Ветераны были открытыми, откровенными, общительными, доброжелательными, лёгкими на подъём и… немного смущёнными от внимания российских журналистов.
Многие вспоминали участь конвоя PQ-17, который корабли королевского флота бросили на растерзание немцам. Нам с горечью говорили об этом.
Эта командировка была репортёрским звёздным часом: суперинтересная тема, героические люди, приключения в путешествии по Великобритании, заряжённые энергетикой события публикации, замеченные, как мне кажется, сильными мира сего. Реакция была потрясающей! За полтора месяца решились все проблемы с приходом в Архангельск военных кораблей, визитом высоких государственных деятелей, военачальников. В Архангельске спешно привели в порядок набережную, музеи и английское кладбище, для ветеранов подготовили трогательную и насыщенную программу пребывания. Был роскошный банкет во Дворце спорта (тогда с продовольствием в Архангельске были большие проблемы, и потребовались большие усилия, чтобы достойно накормить сотни гостей и не лишить пропитания архангелогородцев). Бюджетных средств не хватало, и предприниматели давали столько денег, сколько могли. Ныне дату первого «Дервиша» под гнётом политики отмечают гораздо скромнее. Но, уверен, «Дервиш» поможет наладить добрые отношения наших стран», — заключил воспоминания А. И. Мозговой.
Ричард Сквайрес стал почётным членом Архангельской областной организации Союза журналистов. А в Англии получил титул сэра. Он, как и другие моряки, приехал уже в спокойный Архангельск. А ещё 19–20 августа в городе, как и во всей стране, было очень тревожно в связи с решениями, принятыми ГКЧП (Государственным комитетом по чрезвычайному положению). По команде из Архангельского облисполкома — в нарушение закона о печати — приостанавливался выпуск газет и теле-, радиопрограмм. Люди всерьёз боялись увидеть на улицах Архангельска танки и бронетранспортёры. Однако на телевидении ждали депутатов, чтобы они заявили о своей позиции. Но только глава городского Совета Александр Петрович Иванов не побоялся выйти в эфир и сказать о том, что надо поддержать Бориса Ельцина. Такую возможность он получил благодаря председателю телерадиокомитета В. А Ошуркову и его команде (А. Н. Преминин, Л. С. Филиппова. В. Я. Лойтер, Б. И. Литвак). Не побоялся помочь тележурналистам руководитель связистов области В. И. Белокаминский.