16.10.2022 13:00

Чем живут Соловки, когда активный туристический и паломнический сезон закончился

Как кружится и падает жёлтый лист – услышать в эти октябрьские дни можно лишь на Соловках. Такая тишина!
Октябрьское утро на Соловках
На каналах будто вторая реальность – под водой
Закат у Тамариного причала
Тихо приземлились на мои сапоги
Пассажиров к самолёту теперь подвозит новенький автобус. Фото автора

Бесконечная красота выглядит ещё необъятней, когда туристический сезон окончен. Гостиницы пусты и закрыты. В принципе, и музейщики уже подводят итоги: экскурсоводы разъехались в Москву, Санкт-Петербург и в Архангельск. Уже известно, что в этом году Соловки посетило более сорока тысяч туристов. По сравнению с прошлым сезоном это на пять тысяч больше – в 2021 году паломников и туристов, добравшихся до Соловков, было 35 тысяч.

Между тем на Соловки проникает цивилизация: добавилось количество машин, среди которых теперь не только «уазики» и «буханки», появились джипы, а ещё вдоль кремля проезжают на электросамокатах подростки и взрослые.

Но случается и такое, что Соловки «не пускают». Это когда и деньги есть, и время, и желание провести отпуск в святых местах, а что‑то не складывается. Кроме того, бывает, что всё вроде складывается прекрасно на Соловках, но люди, которые были давно знакомы и вместе пробыли на острове несколько дней, после возвращения расстаются. Вдруг увидят друг в друге нечто такое, что их разводит. Лично я знаю такие истории, но расскажу сегодня о другом. Как стала свидетелем двух случаев, когда Соловки пустили и подарили чудо.

Год назад одновременно с детьми, которые отправились в школу, три женщины из Санкт-Петербурга выехали на машине в сторону Кеми. Мать, дочь и подруга матери ехали в святые места помолиться. Одиннадцать часов за рулём делили на равные части и обсуждали, конечно, всякие вопросы. Не говорили вслух разве о главном – за чем ехали. Мать отправилась с замужней дочерью на архипелаг, чтобы помолиться о прибавлении в её семействе – об этом они мечтали десять лет.

В день приезда на Большой Соловецкий остров гости из Санкт-Петербурга взяли обзорную экскурсию по Кремлю, затем ещё прокатились на лодке по канальной системе. Именно – прокатились, потому что опыта управляться с вёслами у них не было, а подфартило нанять лодку с мотором. Кстати, местные соловецкие жители третий год подряд предоставляют такую услугу. Ну а все остальное время паломники, как и положено, отдали молитве. Службы в Соловецком монастыре длинные – с 5:30 до 9:30.

Через пару дней отправились в обратный неблизкий путь: два часа на катере, ночёвка в Рабочеостровске и одиннадцать часов за рулём.

А в июле на свет явилось вымоленное на Соловках чудо – родился мальчик, сегодня малышу уже три месяца.

А второе соловецкое чудо было на днях. После объяснения, что рейс из‑за нелётной погоды откладывается, трое петербургских туристов слегка загрустили в гостинице. И хотя никаких туристов на острове уже нет, кто‑то позвонил в дверь. Хозяйка вернулась к гостям и почти шёпотом сказала: «К нам пришёл монах из пустыни. Не будете против, если он попьёт с нами чай?»

Пили чай и говорили о жизни: о том, почему перспективный компьютерщик уходит от мира в молитву и становится монахом, смотрит ли он телевизор, где черпает информацию и с кем сверяет свои личные выводы. И так хотелось, чтоб самолёт ещё задержался, но он прилетел. И надо было уходить. «Батюшка, могу вас попросить молиться о моём сыне? Он сейчас там, в самом пекле», – прощаясь, обратилась к монаху одна из гостей. Батюшка спросил имя. Выходит, он для того и пришёл.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Алла ВАЛУЙСКИХ