С чем связано такое решение, как ключевая ставка влияет на инфляцию, в чём особенности экономики Поморья и как они учитываются в денежно-кредитной политике ЦБ? На эти и другие вопросы отвечает начальник Северо-Западного ГУ Банка России Ирина Петрова.
– Ирина Георгиевна, почему Банк России принял в сентябре такое решение по ключевой ставке?
– 16 сентября Банк России принял решение о снижении ключевой ставки с 8 до 7,50% годовых. Ключевая ставка с апреля понижена уже в шестой раз.
Наше решение основано на нескольких предпосылках. Во-первых, цены месяц к месяцу растут низкими темпами, и годовая инфляция замедляется начиная с мая уже четвёртый месяц подряд. Одна из основных причин замедления роста цен — сдержанный потребительский спрос. Дополнительную роль сыграли укрепление рубля в предыдущие месяцы, повышенная склонность граждан к сбережению и рост предложения сельхозпродукции. Но это во многом разовые факторы, влияние которых будет уменьшаться.
Во-вторых, ситуация в экономике складывалась в целом лучше, чем Банк России предполагал в июле, но неоднородно по отраслям и регионам. Предприятиям некоторых отраслей удалось наладить импорт, в частности бытовой техники, электроники, семян для сельхозпроизводства, многих материалов для строительства. В то же время угледобывающие, металлургические, лесопромышленные предприятия испытывают затруднения из‑за ограничений на поставки.
В-третьих, денежно-кредитные условия, по нашим оценкам, сейчас в целом нейтральные. Это значит, что процентные ставки не сдерживают и не стимулируют кредитование или сбережения. Спрос бизнеса и населения на кредиты увеличивается. Ситуация с депозитами возвратилась к той, которая была до временного сильного повышения ставок весной.
Оценив всё это в совокупности, а также учитывая прогноз развития ситуации, Банк России снизил ключевую ставку. Банк России и дальше будет стремиться обеспечивать финансовую и ценовую стабильность всеми своими инструментами.
– Центробанк с апреля 2022 года последовательно снижает ключевую ставку. При этом, судя по данным Росстата, инфляция в России тоже снижается. Как ключевая ставка влияет на инфляцию?
– Ключевая ставка — это основной инструмент денежно-кредитной политики Банка России. Изменяя ключевую ставку, Банк России влияет на процентные ставки в экономике, что приводит к изменению ставок по кредитам и депозитам для людей и компаний. От доступности кредитов в свою очередь зависит доступность средств на финансирование спроса — от потребительского до инвестиционного. А спрос влияет на цены. Это общий механизм воздействия ключевой ставки на цены.
Как правило, ключевая ставка повышается, чтобы сдержать спрос и инфляцию, а снижается, когда требуется поддержать спрос и нет угрозы повышения инфляции. В этом году возникла нестандартная ситуация. В конце февраля Банк России был вынужден резко повысить ключевую ставку, чтобы предотвратить отток вкладов из банков и сдержать ажиотажный спрос. В сложившихся условиях ключевая ставка была использована не только как инструмент влияния на инфляцию, но и как инструмент поддержания финансовой стабильности. Как только ситуация с вкладами стабилизировалась, Банк России начал снижать ключевую ставку, убирая с неё «антикризисную надбавку», и сейчас она вернулась на уровень декабря 2021 года.
Ключевая ставка действует на инфляцию не сразу, а с временным лагом. Поэтому своими решениями мы влияем не на текущую, а на будущую инфляцию. То, что инфляция с мая снижается, результат в том числе февральского решения о повышении ключевой ставки. Тогда мы подняли ставку «с запасом» и сейчас возвращаем её к «нормальному» уровню, иначе это бы сдерживало развитие экономики.
Текущая денежно-кредитная политика строится таким образом, чтобы инфляция постепенно снижалась. При этом снижение инфляции будет плавным — Банк России не зажимает спрос, а даёт предприятиям время адаптироваться к изменившимся условиям.
– Ирина Георгиевна, вы руководите главным управлением, подразделения которого работают во всех регионах Северо-Запада России. Какой видится ситуация в финансово-экономической сфере Архангельской области из Санкт-Петербурга? Насколько отрасли Поморья сумели адаптироваться к условиям санкций?
– Внешние условия в целом для российской экономики и для Архангельской области в частности остаются сложными и по‑прежнему значительно ограничивают экономическую деятельность.
Но при этом можно говорить о восстановлении некоторых отраслей. Так, например, в январе–августе 2022 года восстановился выпуск обрабатывающих производств, а объём добычи полезных ископаемых увеличился на 7,6%.
Согласно данным опросов Банка России, региональные предприятия испытывают затруднения в логистике и поиске новых покупателей своей продукции. Однако их деловые настроения постепенно улучшаются по мере переориентации на новых поставщиков сырья и комплектующих, а также рынки сбыта. Принятые Банком России решения о снижении ключевой ставки увеличат доступность кредитных ресурсов для предприятий и помогут им преодолеть трудности с меньшими потерями.
Адаптации предприятий к сложившимся экономическим условиям также способствуют принятые Банком России и Правительством Российской Федерации меры.
— Учитываются ли особенности нашего региона в денежно-кредитной политике Центробанка?
– В период подготовки к заседанию Совета директоров по ключевой ставке Банк России собирает информацию по всем регионам страны, проводит опросы предприятий всех отраслей. Нам важно понимать, какие тенденции складываются в реальном времени, ещё до выхода официальной статистики, как они различаются в разрезе регионов. Результаты этой работы представляются в докладе «Региональная экономика», с которым можно ознакомиться на сайте Банка России.
Более того, Банк России постоянно осуществляет регулярный мониторинг бизнеса по ряду показателей: по ценам, спросу на продукцию и объёмам выпуска. Для этого уже почти 25 лет по всей стране проводятся опросы предприятий. В настоящее время в таком мониторинге участвуют 184 предприятия Архангельской области, в целом по Северо-Западному федеральному округу — порядка 2 тысяч предприятий, а по России — почти 14 тысяч. Банк России выражает огромную благодарность всем участникам мониторинга и приглашает предприятия нефинансового сектора экономики к информационному взаимодействию. Стать участником мониторинга можно, отсканировав QR-код.
— Отличается ли ситуация с ценами в Архангельской области от других регионов? Насколько инфляция в нашей области влияет на уровень инфляции в Северо-Западном федеральном округе и в стране?
— Годовая инфляция в Архангельской области в августе 2022 года замедлилась до 15,0% после 15,7% в июле 2022 года, что соответствовало тенденциям в целом по стране и на Северо-Западе. При этом уровень инфляции в регионе оставался несколько выше, чем в целом по стране (14,3%) и по Северо-Западному федеральному округу (13,9%).
Потребительский рынок Архангельской области практически полностью сформирован федеральными сетями, а доля местных ретейлеров незначительна. Большинство товаров (особенно непродовольственных) завозится в регион из других субъектов Российской Федерации. В этой связи на динамику инфляции в Архангельской области большее влияние оказывают факторы, характерные для страны в целом.
Наряду с этим есть факторы, которые в Архангельской области проявляются сильнее, чем в целом по стране. Это зависит от востребованности конкретных товаров и услуг среди жителей региона. Территория Архангельской области относится к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям и является весьма обширной, что влияет на структуру потребительской корзины. Здесь доля затрат на легковые автомобили и авиабилеты несколько выше, чем в целом по стране. Следовательно, показатель инфляции более чувствителен к изменению цен данных товаров и услуг.
На динамику цен в области могут воздействовать и региональные факторы. Например, этим летом в Архангельске открылся новый дилерский центр, что увеличило предложение легковых автомобилей и сдержало рост цен.
Стоит отметить, что региональная неоднородность всегда учитывается Банком России при принятии решений по ключевой ставке. Вес Архангельской области в инфляции по СЗФО в 2022 году составляет 7,4%, а в инфляции по России — 0,8%.
– После неоднократного снижения Центробанком ключевой ставки наметилось ли в Поморье оживление в кредитовании, в том числе ипотечном?
– Коммерческие банки постепенно снижают ставки по кредитам вслед за снижением ключевой ставки Банка России. В результате объёмы кредитования населения начинают восстанавливаться после падения весной.
На начало сентября объём задолженности жителей Архангельской области перед банками составил 199,9 млрд рублей. Это на 5,5% больше, чем годом ранее.
При этом в Архангельской области средняя ставка по ипотечным кредитам в рублях, по последним данным, за август составила 6,4% годовых (на 1,5 п. п. ниже, чем годом ранее).
Если говорить об ипотеке, то на начало сентября 2022 года задолженность жителей Архангельской области по ипотечным кредитам составила 100 млрд рублей. Это на 8,7% больше, чем на эту же дату прошлого года. В этом сегменте отмечался рост интереса к льготному кредитованию. Как вы помните, ставка по льготной ипотеке в июне этого года была снижена до 7% годовых. И с июля в регионе наблюдается стабильный рост числа заявок на льготную ипотеку.
Следует отметить, что снижение ключевой ставки в полной мере отражается на ставках коммерческих банков с определённым лагом по времени — в течение нескольких месяцев. Поэтому можно ожидать дальнейшего снижения рыночных ставок по кредитам и повышения кредитной активности.
– Следом за снижением ЦБ ключевой ставки банки резко снизили ставки по вкладам. Нет ли опасности, что люди будут забирать свои деньги из банков? И как сейчас обстоят дела со вкладами северян в нашем регионе?
– Да, ставки банков по вкладам снизились с пиковых значений начала весны. Тем не менее объём размещённых гражданами во вкладах средств остаётся стабильным. За год депозиты физических лиц (без учёта счётов эскроу) в Архангельской области увеличились на 7,5% и на начало сентября 2022 года достигли 207,1 млрд рублей. Этот прирост даже выше, чем в целом по округу (3,1%) и по России (3,1%).
– Ирина Георгиевна, объясните человеку, далёкому от понимания инвестиционных стратегий, реально ли сегодня сберечь свои деньги от инфляции?
– Сразу оговорюсь, Банк России не даёт таких советов. Каждый человек должен сам делать выбор в зависимости от размера, сроков, целей сбережения средств, аппетита к риску и других индивидуальных особенностей. В текущих непростых условиях сберечь деньги помогает целый ряд инструментов. Самый распространённый из них — банковский вклад. Казалось бы, проценты по банковским вкладам не всегда покрывают текущую инфляцию, но ведь нужно учитывать и тот уровень инфляции, который будет на момент их выплаты. По прогнозу Банка России, в 2023 году инфляция составит 5–7%, а в 2024 году вернётся к 4%. Кроме того, напомню, что именно банковские вклады — самый надёжный и понятный способ сбережения.
Кроме классических сберегательных продуктов банков, финансовые институты предлагают широкий выбор альтернативных инструментов, позволяющих получить доход от вложений. Это, например, акции, облигации, другие более сложные финансовые инструменты. При этом очень важно учитывать, что все эти инструменты сопряжены с более высоким риском, чем депозиты, которые застрахованы государством в размере 1 млн 400 тыс. рублей. При выборе инструментов важно помнить о золотом правиле инвестиций — чем выше доходность, тем больше риск.
– В нынешнем году по объективным причинам многое поменялось. А цель по инфляции Банка России 4% планируется изменить?
– Успешность проведения денежно-кредитной политики во многом зависит от того, насколько последователен центральный банк в выборе и достижении цели по инфляции. Мировая практика показывает, что если часто корректировать цель по инфляции, то это приводит к росту неопределённости для людей, компаний и участников финансового рынка, а также подрывает доверие к действиям регулятора. Поэтому Банк России очень обстоятельно подходил к выбору цели.
Мы сформулировали цель по инфляции «вблизи 4%» в 2014 году с учётом особенностей ценообразования и структуры нашей экономики, а также обширного мирового опыта таргетирования инфляции.
Но мир не стоит на месте, трансформируется и экономика. Кардинальное изменение внешних условий для российской экономики в 2022 году фундаментальным образом повлияло на условия проведения денежно-кредитной политики в России. Для того чтобы комплексно оценить степень соответствия действующих параметров денежно-кредитной политики, в том числе цели по инфляции, меняющимся условиям, Банк России в 2021 году инициировал проведение обзора своей денежно-кредитной политики за период таргетирования инфляции. По итогам такого анализа, который планируется завершить в 2023 году, в том числе можно будет оценить, сложились ли в российской экономике условия для пересмотра цели по инфляции.