Музей этот был создан на базе коллекции экспонатов старого музея, который в 80‑ые годы прошлого столетия располагался по адресу ул. Гагарина, 8, корпус 1. Сегодня здание на Гагарина занимает спортивная школа олимпийского резерва «Поморье», а экспозиция и фонд музея размещены в другом — в здании центра развития спорта «Норд-Арена», что на перекрёстке проспекта Советских Космонавтов и улицы Шубина. Многие знают теперь музей и по его своеобразной интернет-версии — группе «ВКонтакте», где часть экспонатов можно увидеть на фотографиях.
В августе, рассказывает директор музея Наталия Ефремова, ей позвонил незнакомый человек и, представившись фотографом-любителем, сказал, что готов безвозмездно передать в музей часть своего фотоархива, ту, которая «про спорт», скромно добавив «если это музею интересно». Это был житель АрхангельскаАлександр Емельянов. А в привезённых им коробках оказались целые стопки аккуратно упакованных негативов, и на них — спортивная жизнь Архангельска 70‑х и 80‑х годов прошлого века, причём неожиданно во всём её разнообразии…
– Интересно ли?! Не то слово! — говорит Наталия Ефремова, рассказывая об этом даре. — Да для нас каждая фотография, связанная со спортом на территории области, бесценна. А такие крупные вливания экспонатов в фонд нашего музея происходят очень редко, фотосвидетельств это касается особенно.
Наверняка многим даже не приходит на ум, что музей областного масштаба может испытывать недостаток фотоизображений 70‑х и 80‑х годов: время относительно недавнее, и увлечение фотографией тогда, кажется, было массовым. Но сегодня, рассказывает директор, большинство имеющихся в фонде музея фотографий — из 30‑х годов прошлого века, а фотографий 70–80‑х не так и много. По её словам, так сложилось во многом вследствие несчастливого стечения обстоятельств в прошлом.
Сначала, ещё в здании на Гагарина, музей пережил потоп из‑за прохудившейся крыши, и часть экспонатов погибла в воде. А затем наступили 90‑ые, ремонт крыши затянулся, и многие из оставшихся экспонатов, так как их некуда было пристроить, на долгое время осели в кабинетах чиновников. И при переездах значительная часть из них потерялась. Не сохранилась и книга учёта поступлений, где можно было найти описание утерянных вещей, документов и фотографий — а также данные тех людей, кто эти ценные свидетельства истории в своё время передавал.
Представляясь обычным фотографом-любителем, Александр Емельянов всё же недоговаривает: много лет он возглавлял так называемую лабораторию технических средств обучения Архангельского лесотехнического института, в обязанностях которой было вести фото- и видеолетопись жизни вуза. Фактически фотография — дело его жизни.
Но любопытно, что та часть фотоархива, которая передана сегодня музею истории спорта, в основном сложилась ещё до того, как Александр Павлович возглавил лабораторию. Эту историю я узнаю уже от самого Александра Павловича.
В 1976 году, которым датируются его первые по времени «спортивные» фотографии, он стал студентом АЛТИ и, так как ещё со школы увлекался фотосъёмкой, откликнулся на предложение снимать для студенческой газеты «Наш темп» — а вместе с тем получил большие возможности практиковаться в фотоделе.
– Я был удивлён тем, как хорошо наша студенческая киностудия и редакция нашей студенческой газеты снабжались расходными материалами. Фото- и видеоплёнки было у нас с избытком. Это давало возможность много пробовать, ошибаться, учиться, — вспоминает Александр Павлович. — Кроме того, мне сразу выдали красную редакционную корочку, с которой безо всяких разговоров пропускали на любые мероприятия на территории института. А в то время многие спортивные соревнования в Архангельске, в том числе и областного уровня, проводились в спортзале нашего АЛТИ: напомню, Дворца спорта профсоюзов ещё не построили. И я стал пользоваться возможностью попасть «на спорт»: снимать его было очень интересно, потому что сложно. В первый раз зашёл в спортзал гордо, в предвкушении: мне разрешили свободно ходить по залу, снимать с разных ракурсов — а там внезапно оказалось темно для съёмки. Со мной тогда был простейший фотоаппарат «Зенит», вспышка едва-едва, а скорость движений у спортсменов высокая — в общем, многое получилось смазано. Это были мои первые спортивные съёмки — с областных соревнований по спортивной гимнастике в 1976 году.
Любопытно, что тогда, вспоминает Александр Павлович, он ещё подумал про получившиеся фотографии с досадой: «Качество — не для истории…» А сегодня оказалось, что и эти смазанные фотографии — ценность, потому что они единственные известные снимки с тех соревнований.
– Жаль, что в то время ценность фотографий и видеозаписей для истории понимали не все, — добавляет он с сожалением. — Например, с тех же соревнований по спортивной гимнастике мы могли бы сейчас иметь и видеозапись. Ведь в тот день, когда я поснимал на фотоаппарат и понял, что не могу снять на него достаточно хорошо, я набрался смелости и попросил у руководителя студенческой киностудии поснимать на видеокамеру — и на второй день соревнований пришёл уже с ней. В итоге получился фильм на сорок минут. Но если отснятую фотоплёнку я затем забрал к себе домой, то киноплёнка осталась в архиве АЛТИ. И когда в 1979 году ректором института стал Евгений Боровиков, он не понял, зачем хранить подобные старые видеозаписи. К сожалению, в этот период значительная часть материалов из архива института была просто выкинута, в том числе и эта, и многие другие записи со спортивных соревнований.
Среди снимков, переданных Александром Емельяновым в фонд музея истории спорта Архангельской области, есть и связанные с историей нашей газеты. Один из них особенно памятен Александру Павловичу — это «Золушка», напечатанная в «Правде Севера» в 1976 году. Название автор придумал сам.
На фотографии запечатлена хрупкая девушка во время выступления со спортивным обручем. Момент был пойман на соревнованиях по художественной гимнастике в Архангельске, рассказывает Александр Емельянов. Имя этой участницы он, к сожалению, не помнит. Но помнит, что отснял тогда пятнадцать плёнок, половина из которых сразу ушла в брак. А эта фотография оказалась счастливой: «Золушка» так понравилась читателям «Правды Севера», что была выбрана победителем устроенного редакцией конкурса на лучшую фотографию газеты в разделе «Спорт».
Сыграло немалую роль в формировании «спортивного» фотоархива знакомство Александра Емельянова с сообществом телевизионщиков. Он рассказывает, что был членом киноклуба, существовавшего в то время при областном телевидении, где любители учились видео- и фотосъёмке у профессионалов. Члены клуба регулярно выходили на съёмки на улицы города, а затем обсуждали полученные в равных условиях кадры. И часто материалом для съёмки становились массовые городские мероприятия, в том числе и спортивные.
Вспоминая эту практику, Александр Павлович признаётся, что тяжелее всего ему давались снимки с соревнований бегунов.
– Сколько ни снимал эстафеты — только три снимка считаю удавшимися. Снять с таких соревнований эстетичный кадр — это был в то время огромный труд и большой объём работы впустую, — рассказывает он.
Однако были и такие спортивные мероприятия, с которых ему регулярно удавалось приносить хороший «улов». Такими были, например, массовые легкоатлетические соревнования, ежегодно проводившиеся на стадионе «Труд» в День физкультурника.
– Большая ценность негативов, которые передал Александр Павлович нам в дар, в том, что они в основной своей массе в очень хорошем состоянии, без утрат. Видно, что человек хранил их со знанием дела — не скрученными в рулоны, а порезанными на части по шесть кадров, распрямлёнными и аккуратно переложенными бумагой. Это делает возможным их оцифровку, — говорит Наталия Ефремова. — Но, пожалуй, ещё важнее для нас сегодня то, что фотографии Александра Павловича — это живая память. Так как снимал он сам, мы надеемся, что с его помощью сможем хотя бы частично восстановить, что за события и люди на них запечатлены. А это, в свою очередь, может дать нам зацепки для дальнейшего поиска информации.
В музее уже начали оцифровку принесённых плёнок. Кстати, полученные с них фотографии сейчас оперативно выгружают на странице музея «ВКонтакте»: надеются, что люди, узнавшие на них себя, откликнутся и тоже поделятся своими воспоминаниями о моментах, попавших в объектив.
Особенно ждут комментариев к снимкам с неустановленных пока соревнований по боксу: оказывается, до них в фонде музея не было вообще ни одного кадра с боксёрского ринга!
– Если говорить в целом о том, что уже успели оцифровать, всё это оказались ранее незнакомые нам фотографии, их дублей у нас в фонде нет, и они очень любопытны, потому что запечатлели много деталей, — рассказывает Наталия Владимировна. — Вот, например, снимки с мотокросса в Архангельске, датированные «март 1976»: мальчишки из числа зрителей помогают вытаскивать мотоциклы, увязшие в снегу на спуске к реке Кузнечихе. Видно, что соревнования проходили прямо в черте города, хотя сейчас в это сложно поверить. Или вот фото со стадиона «Труд» в День физкультурника в 1982 году: комментаторская ещё не «зашита», вип-ложи нет, на трибунах — море болельщиков…
Вся эта история побудила Наталию Ефремову ещё раз обратиться к жителям области с просьбой внимательней приглядеться к старым вещам, документам и фотографиям, которые рядом: пришло время, когда именно личные истории стали важнейшими звеньями общей памяти.
В следующем году музей будет отмечать крупную дату — 50 лет с официальной даты начала сбора коллекции экспонатов — и уже начал работу по подготовке большой выставки, посвящённой этой трудной и кропотливой работе. Здесь очень надеются, что жители в очередной раз не останутся безучастными и помогут в сборе информации о тех, кто занимается сохранением памяти о спортивной истории своих мест, а также помогут закрыть остающиеся в истории спорта Архангельской области слепые пятна, которых ещё предостаточно. А может быть, даже передадут в музей свои реликвии, связанные с личной историей в спорте или историей кого‑то из близких, — временно или насовсем. Это могут быть личные вещи спортсменов и физкультурников, входные билеты на соревнования и их атрибутика, даже памятные вырезки из газет и ваши собственные заметки о спорте. Если говорить о фотографиях, сегодня существует огромный пробел в памяти о 90‑х.
– Сегодня наибольшая часть истории нашего спорта хранится как раз в семейных архивах, поэтому надежда на таких, как Александр Емельянов, — говорит Наталия Владимировна.
– Конкретного запроса с нашей стороны нет — пусть люди несут то, что для них важно, что они считают частью своей истории в спорте, — уточняет директор. — Особенно хотелось бы, чтобы откликнулись жители области, потому что материалов из истории спорта на местах в нашем музее сегодня почти нет. К сожалению, так сложилось, что не все районные и местные музеи ведут сбор такой информации, массовой практикой это никогда не было, и по факту этим занимаются отдельные энтузиасты. Причём даже этих энтузиастов мы не всегда знаем. При этом мы всегда за личные контакты. И если люди обратятся из муниципалитетов — готовы приехать.
Больше всего материалов сегодня собрано по Архангельску, Северодвинску, Котласу, Вельску, меньше всего — по Лешуконскому и Пинежскому районам.
В группе музея в социальной сети можно найти информацию о слепых пятнах в истории спорта, а также составить представление о коллекции экспонатов музея и сравнить со своей коллекцией памятных вещей.
Чтобы информация о вашей реликвии попала «в общий котёл», нужно направить её фотографию с комментариями на адрес электронной почты: melnat2009@mail.ru. Обязательно указать при этом своё имя, контактный телефон и местонахождение реликвии. Вопросы, если появятся, можно задать по телефонам: 8 (8182) 22‑99‑14, 8‑952‑301‑08‑84 или в группе музея «ВКонтакте».
Многие до сих пор не задумываются, какую ценность имеют даже самые прозаичные на вид вещи, если они связаны с конкретной спортивной историей или с человеком, который в ней непосредственно участвовал, говорит Наталия Ефремова и рассказывает, как однажды музей счастливо обрёл… старый, изъеденный молью свитер.
Дело было два года назад: хоккейная команда «Водник» прибыла на встречу с работниками архангельского завода «Красная Кузница» — и вдруг один из работников с гордостью вынес что‑то зелёное и бесформенное на первый взгляд, но осторожно и аккуратно оформленное в багетную раму, как величайшая ценность. Это оказался очень старый шерстяной зелёный свитер, для тех, кто не знает историю «Водника», самый обыкновенный, только с наклеенной на груди цифрой «1» из клеёнки. Но Наталия Владимировна, которая присутствовала при этой встрече, сразу догадалась о ценности этой вещи. Принёсший его работник рассказал, что этот свитер принадлежал одному из прежних вратарей команды и был подарен ему на память об одном из матчей. В то время купить спортивную форму было практически невозможно, поэтому её делали самостоятельно, взяв за основу изделия массового производства…
Тот свитер торжественно передали в дар музею. Может быть, и у вас есть что‑то обыкновенное только на первый взгляд?