За десять лет бюро рассмотрело 25 тысяч таких обращений.
Решение об учреждении государственного юридического бюро Архангельской области принято правительством области 2 октября 2012 года, и уже к концу года учреждение начало работу. Но, как сказал Игорь Андреечев, заместитель руководителя администрации, директор правового департамента администрации губернатора и правительства Архангельской области, для них эта история началась в 2011 году, когда был принят федеральный закон об оказании бесплатной юридической помощи.
– При этом сохранялось две модели, — поясняет Игорь Сергеевич. — Одна модель, действующая до 2011 года, когда помощь оказывают адвокаты, а региональный бюджет компенсирует их услуги по определённым ставкам. А вторая — это как раз создание юридического бюро.
При первой модели закладываются средства в областной бюджет для компенсации работы адвокатов. Но по словам Игоря Андреечева, эта схема работала неэффективно. И было принято решение воспользоваться возможностью, которую предоставлял федеральный закон, и создать казённое учреждение Архангельской области «Государственное юридическое бюро».
– Мы решили, что надо развивать и тему бесплатной юридической помощи, и тему правового просвещения, — продолжает Игорь Сергеевич. — Эта схема более дорогая для бюджета, но в ней есть много преимуществ. В бюро работает коллектив специалистов, значит, мы можем говорить о качестве и доступности бесплатной юридической помощи тем, кому она необходима. При этом возможность её получить имеют все жители Архангельской области. Помимо приёмов на постоянной основе в Архангельске, специалисты бюро проводят их во всех районах области, также могут оказывать консультации онлайн. Два-три раза в месяц организуются приёмы в Северодвинске и Новодвинске. В прошлом году филиал бюро создан в Коряжме — он оказывает юридическую помощь жителям юга области. И очень важно — когда человек к нам обращается за бесплатной юридической помощью, мы руководствуемся принципом «не откажи!».
Ещё одно преимущество госюрбюро — это казённое учреждение, значит, не имеет цели извлечения прибыли. Никто из его специалистов никогда бесплатного клиента не переведёт в разряд платного. Как заметил Игорь Андреечев, такое случается с обращением к практикующим юристам — они могут оказать первую бесплатную юридическую помощь, а затем предложить клиенту продолжить работу на платной основе. Госюрбюро не может заниматься приносящей доход деятельностью, и его сотрудник не сможет пришедшего на приём сделать затем своим клиентом.
– Этот механизм мы развивали десять лет, когда житель Архангельской области, который попал в сложную ситуацию, мог бы обратиться за юридической помощью, — говорит Игорь Сергеевич.
Кто же имеет право получить бесплатную юридическую помощь? Как пояснил Игорь Сергеевич, такие категории граждан определены федеральным законом. А областной закон расширил этот перечень. В него входят инвалиды, малоимущие, многодетные семьи, ветераны войны и труда, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа и другие категории граждан. А в 2013 году в областной закон включена ещё одна категория тех, кому гарантирована бесплатная юридическая помощь — люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Уточняю — как их определить? Игорь Сергеевич отвечает, что есть регионы, которые требуют справку, доказывающую, что у человека возникла такая ситуация. А у нас верят на слово — пришёл человек и письменно заявил, что у него трудная жизненная ситуация, этого достаточно.
– Бывает, что человеку нужна срочная юридическая помощь, иначе его положение ухудшится, если её не оказать, — говорит Игорь Сергеевич. — Консультацию у нас он получит обязательно, а специалист бюро определит, в какой степени ему следует оказать помощь в дальнейшем. Если это наш клиент, при необходимости ему подготовят документы для судебного разбирательства и будут сопровождать во время судебных заседаний.
Екатерина Сунгурова, начальник государственного юридического бюро Архангельской области, рассказывает, с какими иногда неожиданными просьбами обращаются люди в бюро.
– Однажды к нам обратилась женщина, которая заявила, что она хочет выйти замуж, но у её жениха нет паспорта. Более того, оказалось, что у его матери паспорт зелёного цвета — когда‑то такие выдавали, там была страница для отметок о выселении за 101 километр. И вот так живут люди без документов, не получая пенсии, как‑то выживают в селе. Мы, конечно, им оказали помощь, восстановили в правах. Но если бы не ситуация с замужеством, такое положение могло бы в этой семье продолжаться и дальше.
Как считает Игорь Андреечев, этот пример говорит о том, что люди, у которых возникают проблемы, не соотносят их с тем, что они могут быть решены с помощью юриста. У нас пока нет такой правовой культуры. И когда человек получит первичный опыт работы с юристом, в дальнейшем при необходимости будет понимать, где искать помощь.
Но, по его словам, есть и оборотная сторона медали. Получив такую поддержку, иногда люди начинают думать, что юристы могут решить все их проблемы. Но ведь решение по делу выносит суд или принимают органы власти. И не всегда оно бывает в пользу заявителя.
– К нам приходят люди, у которых есть решение суда, и его уже невозможно обжаловать, например пропущены сроки, — продолжает Игорь Сергеевич. — Мы это объясняем человеку, а также то, что не работаем с неправомерным интересом. Мы никогда не будем объяснять клиенту, как найти лазейку в законе. Честно скажем о бесперспективности его дела и дадим совет, как в этом случае поступить. Важно, чтобы у человека не возникло ложной надежды. А бывает, что её дают практические юристы, готовя за вознаграждение заявления в суды или органы власти, понимая, что перспектив у дела нет. Мы заботимся и о том, чтобы у людей формировалось доверие к юридическому сообществу и судебной системе.
В этом году специалисты бюро в суд выходили 21 раз, а за десять лет с поддержкой своих клиентов в суде выступали 771 раз. Некоторые дела вели по нескольку лет, добиваясь результатов там, где это возможно.
Чаще всего в госюрбюро люди приходят решить жилищные проблемы. Но, как сказала Екатерина Дмитриевна, таких обращений в последнее время становится меньше — сказываются результаты программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Во время пандемии по ковиду появилось много семейных споров — установление отцовства, получение алиментов. Семьи стали получать новые формы социальной поддержки в этот период, поэтому приводили в порядок семейные отношения.
В госюрбюро работают 15 специалистов. Как пояснила Екатерина Сунгурова, многие из них — бывшие студенты, которые стажировались в юридической клинике САФУ. По её словам, работа в бюро — это хорошая практика для выпускников, которые затем становятся востребованными специалистами.
Есть ещё одна важная функция у бюро — это правовое просвещение.
Екатерина Дмитриевна рассказывает, что правовую грамотность они повышают и среди школьников, и среди взрослых. Проводят встречи, лекции, игры.
– Такие встречи проводим в библиотеках, учебных заведениях, — говорит Екатерина Дмитриевна. — Обязательно рассказываем о Конституции, о правах и обязанностях граждан, о том, как решить неожиданные проблемы, например, как вести себя с приставами, если оказался должником. Как безопасно общаться в сети Интернет, как не попасться в сети мошенников. И таких тем порядка двадцати: какие‑то предлагаем мы, а какие‑то — школы. В последнее время востребованная в школах тема — об ответственности за государственную измену.
А по самым актуальным темам специалисты бюро выпускают брошюры и буклеты. Благодаря им можно получить первичные юридические знания, которые в случае необходимости помогут решить возникшие проблемы самостоятельно. А если это не получится, то люди, попавшие в сложные жизненные ситуации, знают куда бежать за поддержкой…