02.10.2022 14:00

В Архангельском театре драмы – премьера. Зрители увидели спектакль «Месть старой дамы»

Это постановка петербургского режиссёра Петра Куртова пьесы швейцарского драматурга Дюрренматта
Альфред Илл, бывший возлюбленный Клары – Евгений Нифантьев. Фото автора
Режиссёр-постановщик – Пётр Куртов
Жители города – артисты Архангельского театра драмы
В роли Клары Цаханассьян – Наталия Латухина

Сюжет зрителям может быть известен по фильму Михаила Козакова «Визит дамы». Киногурманы вспомнят фильм «Визит» начала 1960‑х режиссёра Бернхарда Викки с Ингрид Бергман в главной роли.

…В захолустный городишко, где все друг друга знают, приезжает его бывшая жительница, пожилая мультимиллиардерша Клара Цаханассьян. Она предлагает жителям миллиард долларов на развитие города и каждому жителю немалую сумму лично, но взамен требует, чтобы они убили Альфреда Илла.

В юности у неё был роман с Иллом, но тот отказался признать их ребёнка, из‑за чего юная Клара была вынуждена покинуть город и заняться проституцией. Сначала горожане отвергают предложение, но затем залезают в долги. Когда долги приобретают огромные размеры, жители города выносят смертный приговор Иллу, называя это торжеством справедливости…

По ходу спектакля жители города меняются. Вначале они собирали на железнодорожных путях пустые пивные банки, выкинутые из поездов пассажирами. Потом, понабрав кредитов, наряжаются в костюмы и платья, курят дорогие сигары и берут в лавках лучшие продукты.

Главная героиня в исполнении Наталии Латухиной тоже меняется: если она вначале старая ведьма в чёрном, ненавидящая всех и вся, то в финале на ней уже белые одежды с головным убором, напоминающим подвенечный, и уложенная причёска (художник по костюмам — Ирина Титаренко). Она улыбается и даже как‑то молодеет.

Свита старой дамы напоминает свиту Воланда из «Мастера и Маргариты» — какие‑то недоумки-мужья, с пятого на десятый, два жутковатых слепца, два бандита-телохранителя и прочая нечисть, увивающаяся вокруг больших денег. Впрочем, и бургомистр города со свитой из местной интеллигенции не лучше: ради больших и очень больших денег можно изменить законы, льстить, лгать, говорить одно, а делать другое.

Евгений Нифантьев в роли Альфреда Илла сыграл человека, который загнан в угол и смирился со своей участью. Однако, если Клара явно продолжает его любить (в финале она ложится с ним в гроб), то Альфред, похоже, остаётся на прежней позиции и от такой химеры, как совесть, освобождён.

Спектакль, к слову, музыкальный и где‑то даже смешной. Автор определил его как «трагическую комедию в двух действиях». Ещё, как ни странно, идея пьесы Дюрренматта может меняться в зависимости от времени и места постановки. От послевоенной коллективной вины в произошедших беззакониях при общем молчаливом согласии (фильм Викки) до российского культа денег и надежды на инвестиции Запада в период перестройки (фильм Козакова).

А в нынешние времена, вероятно, идею можно сформулировать так: вопрос не в том, покупаешься ли ты, вопрос в том — за сколько. Впрочем, режиссёр Пётр Куртов, для которого спектакль «Месть старой дамы» стал первым опытом работы в Архангельском театре драмы, думает несколько по-иному:

– Мне кажется, это одна из очень актуальных сейчас пьес. Нет, вопрос не только в том, за сколько себя продать. Думаю, в том, что одна человеческая жизнь всегда ценнее проступка целого общества. Надеюсь, спектакль сложится, «подтянется», труппа в театре сильная, актёры ещё ярче «раскроются». Не всегда к премьере бывает всё полностью суперготово. А вообще, мне бы хотелось, чтобы зрители не просто насладились спектаклем, игрой актёров, но ещё и задумались…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА