Это учащиеся пятых — восьмых классов Арктической зоны — Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Новой Земли, Приморского, Мезенского, Онежского, Лешуконского и Пинежского районов.
Путёвка и проезд по программе для семьи ребёнка полностью бесплатные — всё расходы взял на себя федеральный бюджет.
Чем пятая смена отличается от предыдущих четырёх? И куда именно отправятся юные северяне на этот раз? «Правда Севера» попросила рассказать об этом Владимира Торопова, исполняющего обязанности министра труда, занятости и социального развития Архангельской области.
– Ребята полетят на Черноморское побережье, в лагерь «Остров Мадагаскар», — поясняет Владимир Торопов. — Осенняя смена продлится с 24 октября по 6 ноября. В рамках осенних каникул дети смогут посетить много интересных мест.
– Это будет прямой авиаперелет?
– Да, из Архангельска в Сочи. Осенние каникулы ведь короткие. И при выборе маршрута было важно предусмотреть, чтобы ребята не тратили много времени на переезд, а больше отдохнули на море. До этого четыре смены дети отдыхали в Анапе — в замечательном лагере «Жемчужина России». Добирались поездом, поскольку воздушное пространство тогда было ещё закрыто.
Примечательно, что лагерь «Мадагаскар» будет полностью в нашем распоряжении — все ребята на смене только из Архангельской области. В этот раз мы отправляем 440 детей, в том числе из отдалённых районов — Лешуконского, Мезенского, Онежского. Ну и, конечно, будут ребята из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска.
– А почему для отдыха выбран именно «Мадагаскар»?
– Этот лагерь пользуется популярностью среди других лагерей Краснодарского края. Там замечательная природа, удобное место расположения, хорошо развита инфраструктура. Когда выбирали, постарались учесть все моменты. Например, поскольку это будет октябрь–ноябрь, важно было, что лагерь отапливаемый. Также там есть свой крытый бассейн, много интересных площадок для занятий творчеством, спортом.
– С ребятами в лагере будут работать вожатые из Архангельской области?
– Педагогический коллектив полностью собран лагерем. Наши педагоги будут сопровождать детей только до места отдыха. Но в планах мы обязательно предусмотрим, чтобы наши педагоги работали с детьми и в самом лагере, осуществляли сопровождение ребят обратно. Можно сказать, что это ещё одна модель для совершенствования организации отдыха по программе «Дети Арктики».
– А на сколько лет рассчитана федеральная программа?
– По соглашению с министерством Дальнего Востока и Арктики, именно они курируют программу на уровне федерального центра, — до 2024 года. Но мы надеемся, что программа будет продолжаться и дальше. Она оказалась очень востребованной у арктических регионов.
Архангельская область получает по этой программе самое большое финансирование. И наша задача — максимально выполнить все условия, чтобы отдохнуть и оздоровиться на море смогли как можно больше юных северян. Так, например, по целевому показателю на 2022 год, такую возможность по программе должны были получить не менее 1300 детей, а по итогу, с учётом пятой смены, получат больше двух тысяч ребят.
– А как отзываются о новой программе сами дети и их родители?
– Многие северяне говорят о том, что возможность отправить ребёнка на море бесплатно — большая поддержка для их семьи. У нас, например, отдыхали ребята из глубинки, которые раньше моря никогда не видели — для них путешествие стало настоящим открытием.
Конечно, детский отдых — тема особая. Группы формируются большие, и вопросы по организации возникают всегда. Например, кого‑то из детей поселили отдельно, а не вместе, кто‑то не ест определённые продукты и так далее. Мы старались решать всё оперативно, находить понимание в каждом случае.
– Поехать в лагерь по программе «Дети Арктики» мог любой желающий?
– Абсолютно. Лишь два условия: ребёнок должен быть учеником с пятого по восьмой класс и проживать на Арктической территории. Главное — вовремя подать заявление через портал «Госуслуги», отделения социальной защиты. Формировалась очередь по аналогии с записью в первый класс. В лагерь брались первые, кто оказывался в списках. Но мы старались формировать и некоторый резерв из желающих, потому что случались и отказы — кто‑то в последний момент передумывал ехать, а кто‑то не смог выехать по состоянию здоровья.
Очередь, безусловно, была. Но, например, когда мы формировали третью смену, то полностью «исчерпали» очередь, которая оставалась от смены предыдущей — взяли всех.
– А вообще, сколько раз ребёнок может съездить в лагерь по программе «Дети Арктики»?
– Получить такую меру поддержки можно раз в год. То есть если ребёнок съездил по программе летом, то в осеннюю смену он уже не попадёт. Но в следующем году опять может поехать, если заявление будет подано вовремя.
Примечательно, что у нас летом в числе желающих были ребята, которые весной обучались в четвёртом классе. И они не могли попасть на летнюю смену, а с 1 сентября они стали пятиклассниками — и в лагерь попали.
– Много ли заявлений подано на осеннюю смену?
– 15 сентября приём заявлений был официально завершён. Но мы полностью закрыли набор — 440 желающих — уже за первые четыре дня сентября. На данный момент подано около тысячи заявлений — то есть на осеннюю смену сейчас примерно по два человека на место.
– Владимир Алексеевич, а как в целом прошла детская летняя оздоровительная кампания в Архангельской области? Ведь помимо программы «Дети Арктики», в южные лагеря, а также детские лагеря региона можно было попасть и по другим программам.
– В этом году мы смогли организовать летний отдых для 39 тысяч наших ребят. В первую очередь, конечно, это были лагеря с дневным пребыванием, которые работали во всех муниципальных образованиях Архангельской области.
Активно велась работа по системе сертификатов, с привлечением грантов и субсидий, которые выдавались министерством на покупку оздоровительных путёвок. Родители могли частично, благодаря такому сертификату, оплатить стоимость путёвки в лагере, который состоит в реестре — там большое количество южных детских лагерей.
– То есть семья могла воспользоваться сразу несколькими программами?
– Да, конечно. Кроме этого, популярностью у жителей области пользовалась программа детского туристического кешбэка — было закуплено около девяти тысяч путёвок. Многие родители, объединяя программы, существенно экономили — платили меньше собственных средств на организацию такого путешествия.
В самой Архангельской области летом работало 13 стационарных и 14 палаточных лагерей. Там тоже действовала система сертификатов. А например, в лагерь «Северный Артек», где преимущественно отдыхали ребята из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и в военно-патриотический лагерь «Авангард», что в Мирном, попасть можно было абсолютно бесплатно.
Можно сказать, что организация детского отдыха в этом году прошла без сбоев. После пандемии впервые не было никаких квот по заполняемости лагерей — все ограничения были сняты. Каких‑то массовых заболеваний среди отдыхающих ребят тоже отмечено не было. И заместитель председателя правительства Архангельской области Олеся Старжинская оценила нашу совместную работу по организации детского отдыха на оценку «хорошо».
– Есть к чему стремиться.
– Безусловно. Будем и дальше улучшать инфраструктуру, укреплять материально-техническую базу областных лагерей, чтобы в следующем году не менее 40 тысяч детей смогли организованно отдохнуть и провести лето с пользой для здоровья.