За кулисами главной концертной сцены Москвы девушки в ярких нарядах каблучками отбивают дробушки.
– Чувствуете ритм Севера?! – улыбаясь, говорит одна из них. – Сейчас косами встряхнём, и разольётся песнь Белого моря по всей Москве. Главное, нам тут не заблудиться…
На сцене Государственного Кремлёвского дворца Северный хор последний раз выступал в 1986 году перед участниками XXVII съезда компартии СССР. Но тогда коллектив был в числе десятка других артистов страны. А теперь – сольная программа, подготовка к которой длилась несколько месяцев. По словам режиссёра-постановщика концерта Павла Ремнёва, задача была непростая – через поморские песенные сказания показать зрителям культуру Поморья.
– Но Северный хор входит в десятку лучших академических коллективов страны, поэтому проблем с подготовкой не было. Единственная трудность – размер сцены. Кремль – это огромная концертная площадка, где могут и кони гарцевать, и танки выезжать. Но когда мы придумывали сюжетную канву, саму композицию номеров с Северным хором, мы уже делали их с расчётом на большую сцену.
Генеральная репетиция концерта проходила в Архангельске, в зале спортивного комплекса «Норд-Арена». Именно там хор, балет и оркестр осваивали масштабы сценического пространства. И, по словам художественного руководителя Северного русского народного хора Светланы Игнатьевой, справились на «отлично».
– Точно не заблудятся, мы готовы, – уверенно говорит она.
И вот в зале гаснет свет. На сцену поднимается губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он отметил, что регион со дня его образования в привычных для современности границах отмечает 85‑летие, но, конечно, Архангельская губерния существует намного дольше. Как губерния она была основана в 1708 году, а история поморских земель исчисляется тысячелетиями.
– Ещё не было Архангельска, но уже тогда на берегу Белого моря жили поморы, занимались рыбным промыслом, тогда же зарождались традиции Севера. История Архангельской земли уникальна, и хранителем этой истории является наш прославленный Северный русский народный хор. В его составе – люди, которые по крупицам собирают со всех районов области и сохраняют традиции, песни, обряды. На сцене Кремлёвского Дворца прославленный коллектив покажет и расскажет, что такое Русский Север, – сказал он.
А потом на сцене разливается голос Русского Севера – сначала увертюрой, которую к концерту специально написал композитор, руководитель оркестра Северного хора Александр Качаев, а потом русской народной песнью Архангельской области «Сыроелью река протекла».
Большую часть концертной программы «Песенное сияние Белого моря» составляют номера так называемого «золотого фонда». Это полюбившиеся зрителям сцены поморской жизни, собранные за 95‑летнюю историю коллектива, часть из которых, по словам Светланы Игнатьевой, «вновь расцветили».
– Например, к 90‑летию хора мы делали большую постановку «У Белого моря», – рассказывает Светлана Конопьяновна. – А в этом концерте мы показываем былину «Широко лежишь ты, море Белое», в которую мы добавили две народные песни – песню Лешуконского района «Как у столбышка тоцёного» и русскую народную «Тина, тина, тинушка». И получился новый сюжет внутри былины.
Кстати, почти у каждой песни в репертуаре Северного хора есть своя история. Например, с мелодией песни Мезенского района «Тихо стонет сине море» Светлана Игнатьевна выросла.
– Этот напев у меня постоянно звучал, соседка Римма ходила в хор, а сама по профессии была аптекарь, – рассказывает Светлана Конопьяновна. – Она её постоянно напевала, а потом мы случайно нашли текст этой песни в посёлке Каменка. Попросили нашего молодого композитора Максима Павлова, он сделал нам обработку, и она вошла в репертуар хора. Она не глубинно северная, а как переход от крестьянской песни к городской.
На концерте хор исполнял эту песню акапельно. Зал слушал, затаив дыхание.
А вот музыкальная картинка «На деревенской улице музыканты собрались» – премьерный номер. Его придумали артисты балетной группы хора, когда взяли и научились играть на ложках. И сорвали бурные овации.
Самый, пожалуй, мистический номер программы – Пинежский хоровод. Это фрагмент из программы «Пинежское метище», в основе которой – сцена из неоконченного романа Фёдора Абрамова «Чистая книга» и традиционный пинежский фольклор. Под акапельное пение и Пинежское говОре зрителям показывают сборы девушки, которая первый раз идёт в хоровод на метище – традиционное летнее молодёжное гуляние на лугу у реки. Большой праздничный наряд выносят на сцену в сундуке.
– Северные женщины всегда относились к подбору костюма как к священнодействию, – рассказывает Светлана Игнатьева. – Когда кто‑то выходил на люди, он должен был одеться красиво. И эта уважительная традиция к одежде осталась в северянках до сих пор. В этой сцене сбора девушки в хоровод и каждая деталь убранства, и этот круг под песни создаёт магическую атмосферу, затягивает зрителя в действие. А потом перетекает в гулянье под плясовую песню. И тут уже и перепляс, и северные дроби, такие, как будто на машинке строчат.
Кстати, по словам главного художника-модельера Северного хора Николая Терюхина, праздничный наряд Пинежского района воссоздан практически полностью: сарафан, парчовая коротейка, платки-аловицы, повязка с жемчугами, тканый пояс, ленты, бусы и шаль.
– Практически до 90‑х годов прошлого века в Москве и Ленинграде работали огромные комбинаты, которые занимались производством сценических костюмов для художественной самодеятельности, – рассказывает Николай Борисович. – И, судя по фотографиям того времени, все хоры были на одно лицо – сарафаны с огромной аппликацией-вышивкой, коротены, блузы, кокошники-повязки, и всё в жемчуге. Мы уходим от этого, хотя вновь воссоздаём костюмы «золотого фонда», но мы пошли по фольклорной направленности. То есть мы сначала изучаем костюмы и потом стараемся делать современный костюм, но по исконным традициям. Чтобы головные уборы, пояса, вышивка – всё соответствовало. В этом концерте представлены основные костюмные комплекты Онежского, Каргопольского, Пинежского, Лешуконского, Мезенского районов.
В финале первого отделения прозвучали две премьерные песни, написал которые музыкант-любитель, врач по образованию Сергей Григорьев.
– В репертуаре хора много его песен, – говорит Светлана Игнатьева, – они очень мелодичны. У него особое образное видение северных картин. Когда начинаешь петь его песни, ты, и вправду, всё это представляешь. Мы хотели в зрителе, который сейчас живёт в большом городе, пробудить печаль, чтобы обострилась эта эмоциональная нерушимая связь с малой родиной.
Второе отделение концерта – «Маргаритинская ярмарка». А какая ярмарка без гостей?! С артистами хора на сцену вышли знаменитые артисты. Как признался режиссёр постановки, список приглашённых артистов обсуждали долго. В итоге у каждой звезды, помимо сольного номера, был подготовлен номер с хором и танцевальным коллективом.
– Прежде чем приглашать других артистов для участия в концерте, мы смотрели, как они могут быть связаны или с народной культурой, или с Архангельской областью, – сказал он.
Например, Пелагея специально подобрала для выступления песню «Колечко» Псковской губернии.
А Александр Маршал исполнил с хором песню «Мой дом – Россия».
– Народные песни мне пели мама и бабушка, когда я был маленький, – рассказал Александр Маршал. – Я это помню, и они у меня навсегда в сердце. Наверное, это сыграло огромную роль в моей дальнейшей судьбе, ведь наш русский мелодизм – он оставляет свой след. Если у тебя есть предрасположенность к музыке, то он обязательно прорвётся. У меня не первый опыт работы с хором. Я работал с хором имени Александрова и хором МВД, мне нравится. Теперь вот с Северным хором. Я благодарен своей судьбе, что мне удалось посетить все регионы страны, причём по несколько раз. Красота нашей родины – неописуемая, но самое главное – это наши люди, их душевность, доброта и любовь к музыке.
Кстати, выступления артистов украсило дефиле стилизованных костюмов Русского Севера.
– Мы специально сшили новую коллекцию из десяти костюмов, которая отражает красоту русской девушки, – рассказывает Николай Терюхин. – Взяли за основу ало-красный цвет ткани, очень объёмные модели, всё декорировано кружевом и жемчугом. Намёк на древнерусскую живопись и иконопись.
Финальным акцентом стало исполнение песни «Встанем» SHAMAN вместе с Северным хором. Специально для концерта в Государственном Кремлевском дворце аранжировку этой композиции сделал певец и композитор Максим Павлов. Зал её слушал стоя.
– Я недавно выступал на фестивале «Спасская башня» и пел песню «Встанем» под военный оркестр, и этот опыт мне очень понравился, – сказал он. – Я люблю пробовать что‑то новое в своём творчестве, потому что когда ты делаешь что-то одно, надоедает. Сегодня для меня выступление с Северным хором – ещё один рубеж. Северный хор – это потрясающее исполнение, это сила!
Напомним, что первое отделение программы «Песенное сияние Белого моря», посвящённое 85‑летию Архангельской области, жители Поморья смогут увидеть 23 сентября в 19:00 в Северодвинском драмтеатре и 26 сентября в 18:30 в Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова. А далее коллектив ждут с концертами в районах Архангельской области. На октябрь намечены гастроли в Вельске, Устьянах и Шенкурске.