18.09.2022 10:00

Кто и как строил первую отечественную подводную лодку «Ленинский комсомол»

Вскоре она займёт место центрального экспоната музея военно-морской славы «Остров фортов» в Кронштадте
Субмарина «Ленинский комсомол» во время транспортировки в Кронштадт

Об операции по её доставке сообщили все ведущие федеральные СМИ. Чтобы 107‑метровую субмарину доставить из Мурманска на причал терминала «Моби Дик», пришлось её распилить на две части.

Специалисты из проектного офиса «Острова фортов» считают и морскую, и сухопутную части операции по транспортировке подводной лодки уникальной и достойной книги рекордов Гиннесса. Работа по распиливанию субмарины оказалась в прямом смысле ювелирной. Её прочный корпус разрезали с помощью алмазного каната на борту баржи «Атлант», которая и доставила необычный груз в Кронштадт.

Не менее сложной предстоит транспортировка будущего центрального экспоната в строящийся музей военно-морской славы сухопутным путём. Ведь масса корабля — свыше 2,5 тысячи тонн при огромных габаритах. Поэтому придётся временно демонтировать больше 70 дорожных конструкций, включая светофоры, бордюры и теплотрассу.

Предполагается, что музей для посетителей откроется в будущем году.

Известно, что атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 «Кит» была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402, ныне «Севмаш», спущена на воду 9 августа 1957 года.

В 1991 году лодка выведена из состава Северного флота. В 2005 году принято решение о её утилизации на судоремонтном заводе «Нерпа», куда она и была доставлена. Завод «Нерпа» — предприятие по ремонту и обслуживанию атомных подводных лодок Северного флота, филиал центра судостроения «Звёздочка».

Именно судоремонтники первыми начали борьбу за спасение корабля, их поддержали военные моряки, историки, конструкторы, общественники. В 2010 году было принято окончательное решение главкомом ВМФ сохранить лодку для истории.

Можно ли найти судостроителя, который работал во время её закладки? Да, он живёт в Архангельске, и человек этот весьма известный — Анатолий Иванович Громогласов. Он не только участвовал в строительстве этой легендарной лодки, но и входил в состав её сдаточной команды.

Анатолий Иванович Громогласов не только работал на строительстве
первой в стране подводной лодки, но и входил в сдаточную командуАнатолий Иванович Громогласов

Анатолий Громогласов — почётный гражданин Северодвинска и Архангельской области, он имеет высокие государственные награды, работал генеральным директором Северного производственного объединения «Арктика», был избран первым секретарём Северодвинского горкома партии, а также первым секретарём Архангельского обкома КПСС. В 1992 году избран генеральным директором областного союза промышленников и предпринимателей и стоял у истоков создания структур отечественных товаропроизводителей.

Но свой трудовой путь он начинал электромонтажником на предприятии ЭМП-8, потом оно стало СПО «Арктика», сначала на надводных кораблях, а затем и подводных лодках.

Анатолий Иванович рассказывает, что он приехал в Северодвинск, в то время Молотовск, после окончания ремесленного училища в 1954 году. Одновременно с ним тогда поднимать отечественное судостроение приехало человек восемьдесят — тоже выпускники ремесленных училищ из разных городов страны.

– Можно сказать, что тогда формировался рабочий класс Северодвинска, — говорит Анатолий Иванович.

По его словам, он приехал в Северодвинск в лыжном костюме и с одной гармошкой в мешке. По вечерам и в выходные в общежитии пели песни, плясали. Жили весело и радостно, осознавая, что делают важное дело для страны.

Рассказывает, что работать на подлодках было тяжело — замкнутое пространство, тесно, он всё время ходил с синяками, пока не ввели обязательное ношение касок.

А когда на «Севмаше» заложили первую в стране атомную подводную лодку, стал работать на её строительстве, и не где‑нибудь, а электромонтажником в реакторном отсеке.

– Лодка строилась под жесточайшим контролем, — вспоминает Анатолий Иванович. — Не выполнить дневное задание было немыслимо, а если не успевал, значит, приходилось ночевать прямо на рабочем месте. Зато все графики выдерживались. И мы её сдали в положенный срок.

По окончании строительства субмарины молодой рабочий, ударник коммунистического труда Анатолий Громогласов был включён в состав сдаточной команды.

– Когда лодка уже в стопроцентной готовности, формируется сдаточная команда, — объясняет он. — В неё входят специалисты разных направлений и предъявляют лодку военно-морскому флоту. А они выходят на швартовые и комплексные испытания. Являясь рабочим, я тоже был членом сдаточной команды.

Спросила, существовало ли в то время понятие «вредное производство».

– Представление о вредном производстве в то время было совсем иное, чем сейчас, — говорит Анатолий Иванович. — Тогда понимали, что вредно, если сыро, холодно и темно. А как может быть вредно, когда светло, сухо и чисто? Понимать начали, когда ввели дозиметры и стали измерять уровень радиации и фиксировать, кто сколько её получил. Стали выдавать спецодежду, а ещё нам было положено бесплатное усиленное питание. На один обед выделялось 25 рублей! Нам давали такие продукты, которых мы раньше не только не видели, но и не слышали о них. Во время каждого обеда обязательно давали шоколад и сто пятьдесят граммов сухого вина…

Можно предположить, что за время строительства этой подводной лодки были выпиты многие декалитры сухого вина, возможно, оно защитило её строителей от вреда радиации.

Молодой судостроитель окончил вечернюю школу, затем Северо-Западный заочный политехнический институт. Вскоре стал мастером, потом начальником бюро ОТК, заместителем начальника цеха, начальником самого крупного на предприятии цеха № 1. А уж потом — генеральным директором производственного объединения «Арктика». Это если говорить о росте на производстве.

Но была ещё и партийная работа. В 1977 году Анатолий Иванович был избран первым секретарём Северодвинского горкома партии. А это очень серьёзная руководящая должность. Именно в то время началось развитие Северодвинска, и он стал красивым современным городом с развитой инфраструктурой.

Трудовая и общественная жизнь Анатолия Ивановича была наполнена многими событиями. Но, по его словам, одно из самых ярких — это участие в строительстве подводной лодки «Ленинский комсомол».

– Для меня была большая честь участвовать в строительстве первой в стране атомной подводной лодки, — говорит Анатолий Иванович. — Это событие навсегда оставило глубокий след в моей душе и сознании.

Завтра, 15 сентября, Анатолию Ивановичу Громогласову исполняется 87 лет. И ему было очень приятно накануне дня рождения получить вот такой «привет» из юности — узнать, что у лодки, созданной его руками и руками его товарищей, начинается новая жизнь.

А самого Анатолия Ивановича — с днём рождения! И пусть его жизнь будет наполнена интересными событиями и хорошими новостями.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.