Наступает осенняя пора, и многие наши занятия в это время связаны с природой. Это может быть прогулка по лесу, отдых среди цветов, поиски ягод и грибов и много других прекрасных вещей!
Рекомендуем книги, которые помогут лучше понять тайны «вселесной паутины» и фантастической грибной жизни, узнать, какие растения повлияли на поэзию Серебряного века, и убедиться, что сад — действительно, первый признак цивилизации
Мерлин Шелдрейк
«Запутанная жизнь. Как грибы меняют мир, наше сознание и наше будущее»,
2021/16+
«Мы обязаны грибам всем — и в первую очередь своим существованием», — утверждает молодой британский биолог.
Один из главных образов, вокруг которых Шелдрейк выстраивает своё повествование, — «вселесная паутина» — wood wide web (игра слов по аналогии со «всемирной паутиной»). По его словам, эта паутина в своё время породила всю известную жизнь на суше, да и сейчас наше будущее благополучие зависит от способности грибов и растений поддерживать взаимовыгодные отношения: «Растения выбрались из воды около 500 миллионов лет назад благодаря сотрудничеству с грибами, которые служили им в качестве корневой системы, пока растения не обзавелись собственными корнями».
По самым точным подсчётам, в мире существует до 3,8 миллиона видов грибов, то есть в 6–10 раз больше, чем предполагаемых видов растений. Грибы широко применяются в фармацевтике, и сегодня мы используем их для получения не только пенициллина, но и других химических веществ, множества сильнодействующих противовирусных и противораковых средств. Микологи-любители разрабатывают различные новаторские проекты — грибы могут очень пригодиться человечеству в деле переработки мусора. Поскольку грибы не подвержены влиянию радиации, то из производимых ими пигментов можно создавать устойчивые к радиоактивному излучению биоматериалы. Об этом и многом другом говорится в яркой дебютной книге, которая вдохновляет на более глубокое знакомство с удивительным грибным царством.
Альберт Санчес Пиньоль
«Фунгус»,
2022/18+
Каталонский учёный-антрополог, писатель, член Ассоциации исследователей Африки создал роман о маленьком человеке, который вдруг получает безграничную власть.
Он подчиняет себе армию гигантских грибов — и с её помощью бездумно разрушает всё вокруг. События развиваются в сумрачной долине, в самом сердце Пиренейских гор. Неприметный человечек по прозвищу Хик-Хик, мелкий городской революционер- анархист, скрываясь от полиции, попал на постоялый двор контрабандистов. Те сделали его слугой, а этот коротышка ненароком выпустил в мир силу, равной которой люди ещё не видели.
Напившись местного зелья винкауда и случайно ткнув в шляпку огромного гриба ножом, Хик-Хик внезапно пробудил к жизни скрытого под землёй великана — могучего, лишённого, как кажется, собственной воли, но умеющего считывать эмоции своего повелителя. Это двухметровое чудище с огромной плоской головой, со змееподобным языком, пучками корней вместо ног, цилиндрическим телом и сотнями отростков на каждой из множества гибких рук и ног становится первым воином будущей грибной армии Хик-Хика.
Гигантские грибы, с рабской покорностью откликающиеся на эмоции своего ничтожного властелина, оказываются для него одновременно и идеальным орудием, и тяжким проклятием. Это жутковатая история, напоминающая во многом «Властелина колец»: ничем не примечательный герой вдруг будит древнее зло и получает власть над ним. Но если у Толкиена разорвать эту связь можно было, уничтожив Кольцо Всевластья, то в романе Пиньоля грибы-монстры сами решают свою судьбу.
Ольга Кушлина
«Страстоцвет, или Петербургские подоконники»,
2022/16+
«Опыты по перекрёстному опылению ботаники и филологии» — так определила жанр книги сама автор, составитель многих литературных и поэтических антологий. Это исследование русской поэзии рубежа XIX–XX веков через призму комнатного цветоводства началось с наследства старой квартиры: круглого эркера, белого горшка с лепниной и старой читаной-перечитаной книги с закладками и карандашными пометами на полях.
Книга «Комнатное садоводство» Макса Гесдёрфера вышла в 1898 году в Санкт-Петербурге и стала очень популярной в домах жителей обеих столиц. В конце XIX века диковинные растения завозятся из французских колоний в Европу и постепенно проникают и в Россию, поселяясь в том числе и на петербургских подоконниках. Со временем комнатные цветы стали приметами разных социальных групп: орхидеи и пальмы появлялись в богатых домах, а герани и фикусы — на подоконниках прислуги.
Искусство садовника, модельера, живопись и литература всегда шли рука об руку. «Это была эпоха жизнетворцев, мечтателей, идеалистов». Оказывается, с учётом «цветочного фона» можно увидеть поэтические и человеческие судьбы Надежды Тэффи, Валерия Брюсова, Игоря Анненского, Александра Блока, Зинаиды Гиппиус, Марии Моравской, Фёдора Сологуба, Михаила Кузмина, Ивана Бунина, Константина Бальмонта и многих других поэтов Серебряного века. Интересными источниками для автора становятся рекламные объявления с полос старых газет, фрагменты руководств для садоводов. Современный текст дополняют более 100 рисунков редких растений, приспособлений для их содержания и способов ухаживания за ними.
«Все в саду».
Сборник. Серия «Сноб». Редакция Елены Шубиной,
2016/16+
Это десятый выпуск популярной книжной серии, начатой журналом «Сноб» в 2011 году совместно с издательством «ACT» и «Редакцией Елены Шубиной».
Сборник представляет собой целое разноцветье, он сам — как сад, разросшийся и многообразный. Первые пятьдесят страниц — яркие фотографии и коллажи, связанные с отдельными рассказами и очерками. «Сад как попытка обрести рай на земле и испытать восхитительные мгновения сродни творчеству или зарождению новой жизни. Сад может быть спасением. Может быть „интимным портретом своих хозяев“. Чем ещё? С этим вопросом и обратились составители к современным писателям. Е. Водолазкин, М. Степнова, А. Генис, А. Иличевский, Г. Яхина, Л. Петрушевская, Д. Драгунский вспомнили дачные кооперативы при советской власти, Центральный парк в Нью-Йорке, Пале-Рояль в Париже, личные сады знаменитостей, даже детский сад (правда, с настоящим, яблоневым).
Регулярные и дикие, французские и грузинские, огромные парки и маленькие садики. Александр Иличевский вообще считает, что сад — „первый признак мирной жизни и, следовательно, цивилизации“. Даже филолог может узнать что‑то новое для себя: разгадать две тайны пьесы А. Чехова благодаря исследованию А. Минкина „Вишнёвый сад“. Опыт медленного чтения». Книгу хочется читать целиком и перечитывать отдельные произведения по настроению. Внимательный читатель может открыть для себя новые имена. Заядлый путешественник может узнать о новых местах, которые стоит посетить. А садовод со стажем — вдохновиться на новые идеи.