Август. Отпуск. Путешествие начинается. Ну, заодно начинаются и приключения — прямо в аэропорту
Дорога в Крым в этом году выдалась достаточно тернистой. Закрытое воздушное пространство на юго-западе страны заставило не только нас искать новые варианты путешествия.
В прошлом году всё было достаточно просто: сел в самолёт в Архангельске, через 3,5 часа вышел в Симферополе — и вперёд, к морю и крымским достопримечательностям.
На этот раз пришлось составлять комбинированный маршрут: ради экономии времени решили до Москвы всё‑таки долететь самолётом, а дальше — поездом. Благо перевозчик предлагал несколько вариантов, в числе которых был и прямой поезд до необходимой нам Евпатории. Отправлялся он из Москвы почти в полночь.
Из Архангельска в Москву, как правило, каждый день вылетает не менее пяти рейсов. Решили, что для нас удобнее всего будет рейс «Аэрофлота», который вылетает в 11.05: и не слишком рано в аэропорт приезжать, и ещё время останется. И добраться из Шереметьево до Казанского вокзала, и по Москве побродить — показать детям Красную площадь, как минимум.
Наше путешествие началось 13 августа. Нет, не пятница, суббота. Но, кажется, пора в приметы верить.
Хотя ещё накануне ничего не предвещало. Проверили онлайн-табло: всё нормально, рейс заявлен. «Аэрофлот» присылает привычное оповещение: открыта онлайн-регистрация на рейс 1333.
Собственно, началось всё достаточно стандартно и привычно: Талаги, очередь на вход, регистрация, очередь на проход в чистую зону. А вот и наш А320 приземлился, подкатил к терминалу, высадил пассажиров (у «Аэрофлота» рейсы в Архангельск разворотные: самолёт прилетает, высадка-посадка пассажиров, разгрузка-погрузка багажа и обратно в столицу).
Осталось дождаться заветной фразы «На посадку приглашаются…» — и вперёд, к морю и солнцу.
Но вместо приглашения звучит: «Вылет рейса отложен». Ладно, пару часов подождём, решаем мы. Увлечённые планшетами дети пока особо не переживают.
Переживать они начали (и достаточно громко), когда через два часа всё тот же голос предложил пассажирам рейса 1333 получить свой багаж обратно. Ибо «ваш рейс отменён».
– Папа, мы что, в Крым не едем? — первой на заявление по громкой связи отреагировала младшая дочь. Тут надо сказать, что для неё это было второе путешествие на полуостров, и планов она строила множество. Из серии «сделать всё, что в прошлый раз не успели».
Ладно, идём к человеку с бейджем «Аэрофлота» на пиджаке и начинаем диалог. С его точки зрения, ничего страшного не произошло. Да, резервный борт из Шереметьева не отправлен, но есть и другие рейсы в Москву. А транзитные пассажиры могут переоформить билеты на стыковочные рейсы.
Но у нас не стыковка на самолёт, у нас пересадка на поезд в Москве, пытаюсь объяснить. «Да, с поездом сложнее, — признаёт он, — тут помочь ничем не смогу». На протянутой маршрут-квитанции он ставит штамп об отмене рейса. И отворачивается, давая понять, что диалог закончен.
Собственно, вариантов у нас немного, всего два: забираем багаж и едем домой, или всё‑таки забираем багаж, но едем в Крым. Решаем — в Крым!
Пока забирали багаж и решали стратегические проблемы, упустили тактическую: хвост очереди в кассу, до недавних пор не пользовавшуюся особым вниманием, стремительно удлиняется. Люди пытаются купить билеты в Москву.
Тут надо сделать короткое отступление: у «Аэрофлота» на 13 августа запланировано ещё два рейса в столицу — на 19:00 и на 21:00. Последний нас не устраивает категорически, не успеваем на поезд. «Семичасовой» ещё даёт некий шанс. Тут краем уха слышу: «Ну, на семичасовой загрузка почти полная уже, а на девять часов места ещё есть», — это всё тот же представитель авиакомпании объясняет ближайшие перспективы кому‑то из наших «однорейсников».
Делать нечего, идём не в кассу, а на сайт «Аэрофлота». На «семичасовой» на сайте места, о чудо, есть. Но учитывая, что до вылета остаётся чуть больше трёх часов, ценник авиакомпания выкатывает, мягко говоря, солидный — 46 тысяч рублей в одну сторону за три взрослых билета и один детский. Почти столько же стоили первоначальные билеты «туда-обратно».
Скрипя зубами, достаём финансовый НЗ — кредитную карту. Оформляем, оплачиваем. Всё, на электронную почту приходит подтверждение. Летим.
Хотя, стоп, погодите — а обратный билет? У нас же всё оформлено в одном бронировании… Снова идём разговаривать с представителем авиакомпании. Он понимающе кивает: да, мы сейчас бронирование закроем в связи с отменой рейса, ваш обратный билет «сгорит». Билеты на сайте покупали? Звоните в колл-центр, переоформляйте.
В общем, в ожидании следующего рейса скучать не пришлось. Диалоги с колл-центром начались с заявления о том, что у них нет информации об отмене рейса 1333, стало быть и переоформить бронирование не так и просто. Проще оформить возврат и купить новый билет. Нет, к такому варианту мы не готовы. В итоге после переговоров с тремя операторами бронирование нам переоформляют, и обратные билеты из Москвы в Архангельск сохраняются. Ну хоть здесь платить не надо.
Платить пришлось чуть позже, уже в Москве — отдельно за такси, отдельно за проезд по платной (скоростной) дороге. Но на поезд мы всё же успели.
И ещё один нюанс. Вместо заявленного в расписании «Боинга-737» на семичасовой рейс «Аэрофлот» неожиданно прислал «Эйрбас-321», который перевозит почти в два раза больше пассажиров, чем и заявленный боинг, и отменённый А-320. И невольно возникает мысль: возможно, в целях экономии эти два рейса просто объединили?
Так или иначе в Москву нас привезли. Всё кончилось хорошо, хотя небольшой осадочек (в размере примерно 50 тысяч рублей) остался. Кстати, официально об отмене рейса нас так и не известили. Ни по электронной почте, ни с помощью СМС.
Стоило ли тратить нервы и деньги?
Ответ однозначный: ради Крыма — да, стоило. Но это совсем другая история…
комментарий
«Авиакомпания обязана вернуть полную стоимость билета»
В Управление Роспотребнадзора по Архангельской области объяснили, как поступать пассажирам отменённых рейсов
В ведомстве напомнили, что приобретая билет на самолёт, потребитель в соответствии с пунктом 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации заключает с авиакомпанией договор воздушной перевозки пассажиров. Эти отношения регулируются, кроме прочего, положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил, а также законом о защите прав потребителей.
Да, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полётов.
Пассажир же в случае отмены рейса авиакомпанией имеет право отказаться от перелёта.
При этом такой отказ в соответствии с пунктом 227 Правил воздушных перевозок признаётся вынужденным. В этом случае пассажир вправе требовать возврата всей суммы, уплаченной за перевозку. Кроме того, оплата всех сборов также подлежит возврату пассажиру.
В случае отмены рейса авиакомпанией такие правила действуют и в отношении так называемых «невозвратных» билетов.