28.08.2022 13:00

Санкт-Петербургская галерея «Краски жизни» предложила провести в Архангельске два совместных проекта

Интерес у петербуржцев к Архангельску возник благодаря художнику Александру Вахрамееву
Андрей Логинов, Виолетта Пригожина, Зоя Кулешова на экскурсии по дому Плотниковой. Фото автора и Аллы Валуйских

Он родился в селе Пермогорье Сольвычегодского уезда в 1874 году, ушёл из жизни в 1926.

И, как это иногда бывает, почти ушёл из памяти. В основном его знают специалисты. И очень высоко ценят его работы — ведь он был учеником Репина, учился в Академии художеств в Петербурге. А позже стал её профессором.

Есть работы Александра Вахрамеева и в Архангельском музейном объединении, правда, они находятся в запасниках, зато одна картина художника у всех на виду — в старинном особняке на набережной.

И вот в Архангельск приехала Виолетта Пригожина, владелица петербургской галереи «Краски жизни», чтобы предложить организовать совместную выставку галереи и Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Виолетта Пригожина у единственной картины Александра Вахрамеева, которая выставлена в АрхангельскеВиолетта Пригожина у единственной картины Александра Вахрамеева, которая выставлена в Архангельске

Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения, сказала, что такая выставка была бы интересна для любителей живописи и стала бы для многих открытием художника, имя которого связано с Архангельском. Родился он почти в тех же местах, что и Александр Борисов, затем учился в Архангельской духовной семинарии. И, конечно, у него есть работы, связанные с родными местами.

Разгрузка бочек в порту Соломбалы, 1903 Картон, гуашь. 27,8 × 34,2. ЦГАЛИ СПб.Разгрузка бочек в порту Соломбалы, 1903 Картон, гуашь. 27,8 × 34,2. ЦГАЛИ СПб.

Кстати, они были показаны на выставке, которая в Санкт-Петербурге состоялась благодаря сотрудничеству галереи Виолетты Пригожиной и Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга под руководством Людмилы Николаевой. Это северные сюжеты 1900‑х годов: «Разгрузка бочек в порту Соломбалы», «Деревня Сия Архангельской губернии». Они также вошли в каталог, который был выпущен по итогам выставки. Вахрамеев известен и как автор серии рисунков «Сцены и типы 1917–1921 годов». На них запечатлены моменты жизни послереволюционного Петрограда — штурм трамвая, очередь в баню, торговля с рук.

Портрет Надежды Ивановны Долинской-Тюлиной в Мустамяках, 1915 Холст на картоне, масло. 53,5 × 42,7. Из коллекции О. А. Флоренской
Портрет Надежды Ивановны Долинской-Тюлиной в Мустамяках, 1915 Холст на картоне, масло. 53,5 × 42,7. Из коллекции О. А. Флоренской
Виолетта Пригожина, которая стала инициатором этой выставки, рассказала, что интерес к художнику у неё возник, когда она случайно увидела его работы.

– Мне их показала директор архива литературы и искусства Людмила Игоревна Николаева, и меня эти рисунки восхитили, — говорит Виолетта Пригожина. — Мы сразу предложили сделать выставку Александра Вахрамеева. Нам посчастливилось получить картины художника, которые хранились у коллекционеров, всего на выставке было представлено порядка сорока его работ.

Портрет Людмилы Ивановны Долинской (в три четверти), 1920 Бумага, карандаш, акварель. 35 × 25,5. Из коллекции О. А. ФлоренскойПортрет Людмилы Ивановны Долинской (в три четверти), 1920 Бумага, карандаш, акварель. 35 × 25,5. Из коллекции О. А. Флоренской

По словам Виолетты Кировны, для неё было важно, что на выставку приехали наследники доктора Ивана Долинского, с которым дружил Вахрамеев и рисовал членов его семьи.

– Было удивительно видеть, что лица на картинах очень похожи на лица наших гостей выставки, — говорит Виолетта Кировна. — И нам даже удалось найти название картине, которая оставалась безымянной, — на ней изображена девочка с бантом. Оказалось, что это мама одной из наследниц доктора Долинского.

Виолетта Пригожина посмотрела залы в Доме Плотниковой и в музее Александра Борисова, в одном из которых предположительно состоится выставка Александра Вахрамеева. И таким образом он вернётся в город, из которого начинал свой путь в жизнь и искусство.

У Виолетты Пригожиной свой путь в искусство, ведь она художник. Но путь необычный, и о нём стоит сказать отдельно. Дело в том, что рисовать она начала в возрасте 77 лет.

Виолетта Кировна — коренная петербурженка, врач. Свою профессию считала подлинным призванием, с ней связана вся её жизнь. А зимой 2017 года оказалась в Берлине. Гид, видя её искреннее восхищение работами, представленными в картинной галерее, посоветовал самой попробовать писать. Виолетта Кировна последовала его совету и, когда вернулась в Санкт-Петербург, записалась на мастер-класс Серафимы Калининой. Вот как она рассказывает об этом:

– Я позвонила и сказала: «Серафима Александровна, мне 77 лет!» Она ответила: «Ну и что?» И спросила, какое мне подготовить полотно. Я сказала, что не знаю, какие они вообще бывают. Пришла на занятие, Серафима Александровна дала мне краски и предложила выбрать работу, которую я буду копировать. Я выбрала картину Лучано Вентроне «Вишенки», решив, что две вишенки я нарисую. Спросила — с чего начать? Она говорит, вот это жёлтый цвет, это синий, смешайте, получится зелёный. А дальше? Дальше начнётся сумасшествие… Оказалось, что можно рисовать хоть до вечера. И я нарисовала эти вишенки. Мне оформили мою работу, и я понесла её домой. Там все удивились и сказали — у нас в семье появился художник.

И это был не только шаг в искусство, но и шаг к созданию галереи.

– Я рисовала, работы накапливались, надо было что‑то делать. Сын предложил, чтобы их оценили специалисты, а если оценка будет положительной, сделать выставку. Так и получилось. Я провела несколько выставок, а потом создала галерею. Но, конечно, там выставляются не только мои работы, но и других художников. Нам особенно важно, чтобы в выставках участвовали молодые художники. Такая возможность есть и у архангельских художников.

Свидание на набережной, 1909–1912. Бумага, акварель. 21,4 × 31,2. ЦГАЛИ СПб.Свидание на набережной, 1909–1912. Бумага, акварель. 21,4 × 31,2. ЦГАЛИ СПб.

Вместе с Виолеттой Пригожиной в Архангельск приехал Андрей Логинов, петербургский литератор. А ещё он руководитель петербургского отделения Международной ассоциации клубов кун-фу «Триада», мастер воинских искусств, путешественник, получивший посвящение в монастыре Шаолинь. В прошлом работал каскадёром на «Ленфильме».

Андрей Алексеевич рассказал о музыкально-литературном спектакле «Час пробил», который был создан при поддержке фонда «Краски жизни». В литературной основе спектакля — новелла, написанная Андреем Логиновым.

– Меня поразила невероятная история с обретением в Петербурге рукописи «Погребальной песни» Игоря Стравинского, написанной в 1908 году и утраченной в 1909 году. Стравинский написал её на смерть своего учителя Николая Римского-Корсакова, — рассказывает Андрей Логинов. — Произведение исполнялось только один раз в Санкт-Петербурге при поддержке вдовы Римского-Корсакова. Игорь Стравинский даже не пытался его затем восстановить, ведь он создал его на эмоциональном порыве, вызванном известием о смерти учителя. А в 2015 году ноты этого произведения случайно нашли во время ремонта Санкт-Петербургской консерватории. Удача была в том, что невзрачная папка, приготовленная на выброс, попала в руки специалисту, который сумел её по достоинству оценить.

Как рассказал Андрей Логинов, после обретения «Песня» была исполнена в Петербурге на сцене Мариинского театра, затем в Москве, а потом прошла её мировая премьера. Но ноты остались за рубежом у наследников. И благодаря проекту «Час пробил», удалось получить разрешение на исполнение «Погребальной песни» Игоря Стравинского — таким образом она вернулась в Россию.

Премьера музыкально-литературного спектакля «Час пробил!» состоялась 24 ноября 2021 года в Петербургской филармонии имени Шостаковича. Произведения Римского-Корсакова, Стравинского и других композиторов исполнял Государственный симфонический оркестр Ленинградской области под управлением Михаила Голикова.

Андрей Логинов и Виолетта Пригожина предложили поставить этот спектакль на малой сцене Архангельской филармонии, то есть в кирхе. При этом в оркестре могут быть задействованы местные музыканты, с которыми проведёт репетиции петербургский дирижёр. И таким образом может получиться ещё один проект, который объединит Архангельск и Санкт-Петербург.

Поддержку обоих проектов осуществляет представительство Архангельской области в Санкт-Петербурге.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО