Как рассказала ТАСС начальник экспедиционного отряда Людмила Драчкова, на архипелаге была очень благоприятная для работы погода, поэтому удалось отработать во всех запланированных точках.
«Запланированная программа вся выполнена, даже с небольшим перевыполнением, потому что была очень благоприятная погода. В моих экспедициях впервые настолько благоприятные условия: минимум облачности, туманов, спокойная вода, пустые, безо льда заливы, медведей не было. Айсберги были, но немного, они не мешали», — сказала Драчкова.
В экспедиции участвовали 19 человек, среди которых специалисты компании «Роснефть», Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок, Северного Арктического федерального университета (САФУ), Московского государственного университета (МГУ), Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского (ВСЕГЕИ), Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, Почвенного института им. В. В. Докучаева, Института физиологии растений им. К. А. Тимирязева РАН, национального парка «Русская Арктика». Основной задачей в этом году было изучение геологического строения арктического архипелага для поиска битумоносных пород, то есть тех, где потенциально могут быть нефть и газ. «Была задача собрать образцы для глубоких исследований, свежие образцы, их будут изучать в лабораториях „, — добавила собеседница агентства.
Ученые отработали на островах Греэм-Белл, Земля Вильчека, Хейса, Алджера и Матильды. Если геологи уходили по протяженным маршрутам вглубь островов, то остальная часть отряда работала в районе побережий. Здесь исследовали биологическую активность почв, растения — на наличие специфических ферментов липидного обмена и оценивали наличие морского мусора. Драчкова отметила, что практически все берега загрязнены.
Исследователи института проблем экологии и эволюции проводили оценку современного состояния и динамики популяции атлантического моржа. Этот вид занесен в Красную книгу РФ, он является индикатором устойчивого состояния морских и сухопутных экосистем российской Арктики. Были обследованы лежбища на мысе Останцовый острова Хейса, на острове Матильды и на полуострове Трехлучевой Греэм-Белла, который постепенно отделяется от основного острова. «На мысе Останцовый шикарное лежбище моржей, где и самцы, и самки с детенышами. Большое лежбище вблизи Греэм-Белла, раньше был полуостров Трехлучевой, сейчас перемычку размыло, он как остров стал, — пояснила руководитель отряда. — Материала набрали много, даже больше, чем планировали».
Экспедиция АПУ была частью длительного рейса «Сомова» по завозу грузов на станции Белого, Баренцева и Карского морей. Рейс продолжался 45 дней, с пятого июля. «Михаил Сомов» доставил грузы на 36 арктических станций, на ряд станций привез смену полярников.
В рамках проекта по модернизации гидрометеорологической сети в Арктике установлены новые автоматические метеостанции взамен старых на мысе Желания на Новой Земле, острове Вилькицкого и на Тамбее. «На мысе Желания станция отработала более десяти лет, ее надо было менять, — заместитель начальника Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС) Алексей Бараков. — На острове Уединения поставили станцию, там после длительного перерыва возобновлены наблюдения».
На пяти станциях были смонтированы солнечные электростанции. На ряде станций проведены ремонтные и строительные работы.
Как сообщили ТАСС в пресс-службе Севгидромета, в рамках федерального проекта «Чистая Арктика» на борту «Сомова» состоялась экспедиция по уборке и исследованию острова Хейса на территории объединенной гидрометеорологической станции им. Э. Т. Кренкеля. Волонтеры движения «Чистый Север — чистая страна» провели комплексную уборку: собрали отходы на выделенной территории станции, подготовили данные для создания актуальной экологической справки арктических территорий, взяли пробы воды для исследования на содержание микропластика в рамках проекта-победителя международной премии #МЫВМЕСТЕ и осуществили экологический мониторинг. Одной из приоритетных задач волонтеров стало экологическое просвещение: рассказать всем о необходимости бережного отношения к природе и сохранении уникальных арктических территорий чистыми.
В конце августа «Михаил Сомов» отправится в рейс по трассе Северного морского пути на Дальний Восток.
Напомним, что Арктический плавучий университет — это совместный проект Северного Арктического федерального университета (САФУ) и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). В этом году ему исполнилось десять лет.