19.08.2022 15:17

Арктический плавучий университет вернулся в Архангельск

Экспедиция вернулась в пятницу в столицу Поморья с Земли Франца-Иосифа на борту научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов»
Фото Владимира Соколова

Как рассказала ТАСС начальник экспедиционного отряда Людмила Драчкова, на архипелаге была очень благоприятная для работы погода, поэтому удалось отработать во всех запланированных точках.

«Запланированная программа вся выполнена, даже с небольшим перевыполнением, потому что была очень благоприятная погода. В моих экспедициях впервые настолько благоприятные условия: минимум облачности, туманов, спокойная вода, пустые, безо льда заливы, медведей не было. Айсберги были, но немного, они не мешали», — сказала Драчкова.

В экспедиции участвовали 19 человек, среди которых специалисты компании «Роснефть», Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок, Северного Арктического федерального университета (САФУ), Московского государственного университета (МГУ), Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского (ВСЕГЕИ), Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, Почвенного института им. В. В. Докучаева, Института физиологии растений им. К. А. Тимирязева РАН, национального парка «Русская Арктика». Основной задачей в этом году было изучение геологического строения арктического архипелага для поиска битумоносных пород, то есть тех, где потенциально могут быть нефть и газ. «Была задача собрать образцы для глубоких исследований, свежие образцы, их будут изучать в лабораториях „, — добавила собеседница агентства.

Ученые отработали на островах Греэм-Белл, Земля Вильчека, Хейса, Алджера и Матильды. Если геологи уходили по протяженным маршрутам вглубь островов, то остальная часть отряда работала в районе побережий. Здесь исследовали биологическую активность почв, растения — на наличие специфических ферментов липидного обмена и оценивали наличие морского мусора. Драчкова отметила, что практически все берега загрязнены.

Исследователи института проблем экологии и эволюции проводили оценку современного состояния и динамики популяции атлантического моржа. Этот вид занесен в Красную книгу РФ, он является индикатором устойчивого состояния морских и сухопутных экосистем российской Арктики. Были обследованы лежбища на мысе Останцовый острова Хейса, на острове Матильды и на полуострове Трехлучевой Греэм-Белла, который постепенно отделяется от основного острова. «На мысе Останцовый шикарное лежбище моржей, где и самцы, и самки с детенышами. Большое лежбище вблизи Греэм-Белла, раньше был полуостров Трехлучевой, сейчас перемычку размыло, он как остров стал, — пояснила руководитель отряда. — Материала набрали много, даже больше, чем планировали».

Завоз грузов

Экспедиция АПУ была частью длительного рейса «Сомова» по завозу грузов на станции Белого, Баренцева и Карского морей. Рейс продолжался 45 дней, с пятого июля. «Михаил Сомов» доставил грузы на 36 арктических станций, на ряд станций привез смену полярников.

В рамках проекта по модернизации гидрометеорологической сети в Арктике установлены новые автоматические метеостанции взамен старых на мысе Желания на Новой Земле, острове Вилькицкого и на Тамбее. «На мысе Желания станция отработала более десяти лет, ее надо было менять, — заместитель начальника Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС) Алексей Бараков. — На острове Уединения поставили станцию, там после длительного перерыва возобновлены наблюдения».

На пяти станциях были смонтированы солнечные электростанции. На ряде станций проведены ремонтные и строительные работы.

Как сообщили ТАСС в пресс-службе Севгидромета, в рамках федерального проекта «Чистая Арктика» на борту «Сомова» состоялась экспедиция по уборке и исследованию острова Хейса на территории объединенной гидрометеорологической станции им. Э. Т. Кренкеля. Волонтеры движения «Чистый Север — чистая страна» провели комплексную уборку: собрали отходы на выделенной территории станции, подготовили данные для создания актуальной экологической справки арктических территорий, взяли пробы воды для исследования на содержание микропластика в рамках проекта-победителя международной премии #МЫВМЕСТЕ и осуществили экологический мониторинг. Одной из приоритетных задач волонтеров стало экологическое просвещение: рассказать всем о необходимости бережного отношения к природе и сохранении уникальных арктических территорий чистыми.

В конце августа «Михаил Сомов» отправится в рейс по трассе Северного морского пути на Дальний Восток.

Напомним, что Арктический плавучий университет — это совместный проект Северного Арктического федерального университета (САФУ) и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). В этом году ему исполнилось десять лет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.