По предложению
геологов, прочитавших его книгу «Дорога
к нефти», ему присвоили звание почётного
гражданина Нарьян-Мара, в котором он
прожил больше двадцати лет. «Нестором
геологии» назвали его знающие люди. А
когда он работал, не имея учёной степени,
преподавателем отделения журналистики
ПГУ-САФУ, о нём говорили как о «докторе
журналистики».
Он трудился
в газете «Няръяна вындер», собкором
«Правды Севера» по Ненецкому округу,
старшим инженером в Нарьян-Марской
нефтегазоразведочной экспедиции,
редактором на окружном радио, в областной
газете «Волна», а также в московском
журнале «Северные просторы», в котором
тоже было собкорство.
Виктор Федорович Толкачёв
неоднократно побеждал в региональном
конкурсе «Книга года». Он лауреат
журналистских и писательских премий
областного и всероссийского уровней,
в том числе имени Фёдора Абрамова.
Заслуженный работник культуры Российской
Федерации.
В декабре
2019 года избран председателем правления
регионального отделения Союза журналистов
России. Несмотря на пандемию коронавируса,
отправился в командировки по районам.
Он вакцинировался и ревакцинировался
не только от смертельной заразы, но и —
уже давно — от других болезней:
непорядочности, пошлости, пустых
развлечений.
Большое
достижение В. Ф. Толкачёва в должности
председателя правления — издание книги
«Архангельские журналисты-фронтовики».
Здесь он и автор идеи, и автор очерков,
и главный двигатель в издании уникального
труда. 8 августа Виктор Фёдорович отмечает
85‑й день рождения.
– Виктор Фёдорович, я процитирую одно из интервью с вами: вы в группе туристов приехали в Онегу и «становились на колени и молились той красоте…» Это не фигура речи — «становились на колени»?
– Это было
в 1965 году, зимой… При Харьковском
тепловозостроительном заводе имени
Малышева, где я работал начальником
технологического бюро кузнечного цеха,
был клуб туристов. Мы полюбили дальние
походы. На Кавказе поднимались на
Эльбрус; на Мещёре ходили в Константиново
к Сергею Есенину; на Урале рубили плоты
и сплавлялись по Вишере до Камы; по
Карелии — на лыжах… У нас был лозунг
«Два раза в год даёшь поход!». В походах
мы открывали страну и себя. В Карелии
Север начал меня забирать. В очередной
раз мы отправились на Ветреный пояс —
Поонежье. Семь человек. Идём по Онеге,
спрашиваем: «Сколько градусов сегодня?»
— «Дак уже потеплело: минус 38». Ахнули,
увидев, как женщины бельё полощут в
Онежке… Шли на лыжах побережьем. Затворы
фотоаппаратов отказали, поэтому я делал
карандашные зарисовки тех мест: Ворзогоры
с церковью о двух куполах, храмовый
ансамбль Малошуйки, заснеженная банька,
замороженные ели тайги — потрясение
красотой. Мы не были верующими и падали
на колени не молиться — испытали
эмоциональный всплеск восторга перед
красотой и радовались ей, воздевая руки
к небу…
Группа уехала
домой. У меня осталось несколько дней,
и я решил слетать в Нарьян-Мар. Когда
читал «Житие протопопа Аввакума», очень
захотелось увидеть заполярную землю,
где «неистовый протопоп» размышлял о
совести, правде и справедливости и где
окончил свои дни. Я взял билет и улетел.
В лыжном костюме и лыжных ботинках.
Познакомился с краеведом Александром
Тунгусовым. В музее меня ошеломили
картины украинских художников Ады
Рыбачук и Владимира Мельниченко: летящая
оленья упряжка, ненец с хореем наперевес…
Мне захотелось продлить свой поход на
Север. Пошёл в отдел культуры окрисполкома:
кем бы я мог у вас поработать? Предложили
место заведующего Карским красным чумом
— проводить культурно-массовую работу.
Но надо преодолевать расстояние в две
тысячи километров: до Воркуты через
Полярный Урал. «Вот это поход!» —
воскликнул я и попросил прислать мне
вызов.
К слову о
протопопе: в 1971 году бюро окружкома КПСС
осудило редактора газеты «Няръяна
вындер» за публикацию моей статьи с
предложением поставить памятник
Аввакуму… Слово его и сегодня не остыло:
«Выпросил у Бога светлую Россию сотона…»
– На стенах
квартиры — ваши акварели. А те давние
карандашные зарисовки сохранились?
– Да. И не
только они. Вот монастырь в Суздале. Вот
деревня Ворзогоры, храм, тогда ещё не
восстановленный. А не так давно патриарх
Кирилл туда прилетал, чтобы освятить
его.
– Вы могли
бы художественное училище окончить…
– Малевал
с детства; до войны — на обоях. Отец,
паровозный машинист, вывез на Урал
состав со специалистами и оборудованием
металлургического завода. В Златоусте
я занимался в художественном кружке,
рисуя гипсовые фигуры, а дома — ястребки
со звёздами, танки в бою и Матросова
перед дзотом… Вот моё художественное
образование. Вернувшись на Украину, на
этюды стал ходить, уже акварелью рисовал
и решил поступать в художественный
техникум… Но мои тётушки по линии мамы,
урождённые Сизоненко, на семейном совете
(отец уже умер) сказали: «Витя, да ты шо?!
Вас у мамы четверо, ты в семье старший…
А знаешь, що такэ художник? Цэ от „худо
жить“. Ото поступай в машинобудивельный!
А якщо малюешь, так и малюй»… И я поступил
в Ворошиловграде (ныне Луганск) на
кузнечное отделение машиностроительного
техникума. По окончании его работал в
Харькове наладчиком на «тепловозостроительном
заводе», который главным образом «клепал»
танки и артиллерийские тягачи.
Отслужил в
армии: сержант — разведчик войск
радиационной и химической защиты. То
был хороший «поход» по стране: Сибирь,
работа на целине, Байкал, уссурийская
тайга — Сучан, Находка, Владивосток.
Вернулся в Харьков на свой завод и учился
в заочном политехническом институте.
После онежского
похода вызывает начальник цеха: «Тебе
вызов пришёл из Нарьян-Мара — что за
ахинея?!» Я объяснил. Он поднял мне
зарплату по максимуму и пообещал
хлопотать о квартире. Но я уже решил сам
найти своё «золотое руно». На прощание
друзья подарили мне фотоаппарат и
кинокамеру. Ещё я взял гитару, одеяло,
рюкзак. Экипировался для похода, и всё
пригодилось в пути… В Нарьян-Маре читал
в архиве отчёты культработников —
узнавал, как работают в заполярной
тундре. В Усть-Каре мне дали комнату в
доме «под железной крышей». Принесли
кровать, стол; побелили стены… Прихожу
— печь топится! На тридцатом году жизни
у меня впервые появилось своё жильё!..
Весь год я
не только заведовал Красным чумом, но
и катил кино — выполнял обязанности
киномеханика. Восстановил поржавевший
кинопроектор «Украина», и дело пошло.
Демонстрация первого фильма в чуме —
как победа и счастье…
В тундре было
семь колхозных бригад, и чтобы «катить»
фильмы, надо было по неделе жить в каждой.
Сшили мне малицу и тобаки, дали бочку
бензина, две оленьих упряжки. И началось
кочевье длиною в год…
– Наверное, у вас были в Карской тундре с собой книги, а не только инструкция по работе с кинопроектором?
– «Эпические
песни ненцев» Зинаиды Куприяновой —
одна из книг. Вот она — в комарах. Следы
их отпечатались — комары ели её и меня.
– Ого! Почти
800 страниц…
– Песни-сказания
на русском и ненецком языках. Осенью и
зимой читал их под керосиновой лампой
оленеводам. Как живо воспринимали они
эти древние сказания! Будто всё происходило
на их глазах. По этим песням я изучал
ненецкий язык, овладел им на бытовом
уровне. Были со мной и стихи Уолта
Уитмена, американца; но поэт — как
Маяковский!.. «Песня Большой Дороги»
Уитмена навсегда вошла в душу… Несколько
строчек из неё? Пожалуйста:
Пешком, с
лёгким сердцем, один выхожу на большую
дорогу,
Я здоров и
свободен, — весь мир предо мною!
Эта длинная
бурая тропа ведёт меня, куда я хочу.
Сильный и
радостный, я шагаю по дороге вперёд.
Земля, разве
этого мало?
Большими
глотками я глотаю пространство!
Запад и восток
— мои, север и юг — мои!
Ликующий
голос дороги, радостное, свежее чувство
дороги!..
– Как раз
в ту пору вы стали внештатным корреспондентом
окружной газеты «Няръяна вындер»?
– Да.
Впечатления от нового мира требовали
выхода — я стал писать… Были даже две
публикации в «Комсомольской правде».
Одна из них — «Дед Матвей» — о моём
друге и любимом герое. Добрый дух тундры,
он открыл мне душу народа; знал северные
языки, обладал чувством юмора и самоиронии.
Однажды ночью приехал в чум своего сына,
бригадира, и я там был. Спрашивает: «Как
живёшь?» — «Хорошо, дед Матвей». — «Давай
„хорошо“! Сам себя веселит». Он
почувствовал, что на душе у меня тогда
кошки скребли, хотя я и сочинил лозунг
«Перекуём скулёж на песни!». Мудрый был
человек. Одна из его статусных фраз: «Мы
не говорим, как любят. Мы говорим, как
думаем». Умер он, как и его сын, потому
что хватанул радиации — результат
испытаний на Новой Земле. (Выпадение
радиоактивных осадков в районе Амдермы
в Карской тундре однажды превысило
норму в 11 тысяч раз!) Отсюда и мой интерес
к новоземельской теме, отсюда наш фильм
1990 года с режиссёром Валентином
Рассказовым и оператором Юрием Буинским
по моему сценарию — «К Новой Земле».
Фильм дал название и международному
экологическому движению. В Ненецком
округе была разработана программа
«Жизнь» для помощи облучённым людям.
Учёные выделили среди населения группы
риска. И люди получили помощь.
– Очерк о
деде Матвее прочитал московский скульптор
Сергей Круглов и сделал его портрет.
Круглов прилетал в Заполярье?
– Нет, ему
была бы тяжела поездка; инвалид войны,
он работал по фотографиям, которые я
ему привёз. Скульптуру в дереве он
подарил ненецкому краеведческому музею;
мы навсегда подружились с ним и его
семьёй. Как родного привёз я деда Матвея
в Нарьян-Мар…
– Вы заочно окончили журфак Московского государственного университета. Вам предлагали работу на факультете. Почему отказались?
– Отказался не сразу. Я был влюблён — и навсегда — в москвичку Ларису, Ларису Борисовну, Лялю. О нашей любви — книга «Облака любви», о том, как мы два года жили на полярной станции «Колгуев Северный», с нами была дочка Катя. На острове мы стали метеорологами и радистами, чтобы ежедневно, в сроки передавать на Большую землю погоду. О погоде рассказывали нам тундра, море-океан и огромное небо с разнообразными — кучевыми, грозовыми и перистыми — облаками, ставшими для нас облаками любви… А ещё я писал очерки, которые публиковала «Няръянка».
В 1973 году, после Колгуева, жена вернулась в Москву, где родился наш сын Фёдор. Я хотел попрощаться с Нарьян-Маром, поклониться заполярной земле, забрать книги, вещи. И прилетел на День оленевода под Амдерму — на оленьей упряжке берегом Карского моря поехал. Вокруг — три чистые стихии: море синее-синее до горизонта, солнце в куполе голубого неба, зелёная тундра — тоже до горизонта! И летящая по влажной тундре упряжка сильных оленей, из‑под ног которых летят мириады брызг, превращаясь в радуги. Я почувствовал себя физически счастливым, каждая клеточка пела во мне… Подумал: как же я буду в Москве без всего этого? И понял, что не в силах уехать от этой красоты и радости. Дал жене телеграмму: «Приезжай». С двумя дитёнками (сыну было четыре месяца!) поездом из Москвы, теплоходом по Печоре добралась она до Нарьян-Мара.
Я опасался,
что Ляля будет тосковать по Москве. Нет.
Она нашла себя на Севере — была учителем,
директором краеведческого музея, стала
преподавателем Поморского университета,
стала историком-исследователем, мудрой
хозяйкой, воспитателем детей, редактором
моих книг и жизни… Без неё и не состоялся
бы.
– Как я
прочитал в одном из материалов Госархива
Архангельской области, ваша статья
«Вайгач посылает SOS» в журнале «Северные
просторы» возродила жизнь на острове…
- Сначала
очерк «Хмурый остров Вайгач» вышел в
«Правде Севера». Уже одно название
вызвало недовольство власти. Инструктор
обкома КПСС был послан «проверить факты»
— ни одного не опроверг. После журнальной
статьи мы с режиссёром Валентином
Рассказовым сняли в 1989 году
документально-художественный фильм
«Вайгач»… Была у власти на исходе
советского времени попытка многое
сделать на Вайгаче. Ненецкий окрисполком
принял решение превратить посёлок
Варнек в образцовый, даже успели построить
два жилых дома…
– О вашей
семье писал Фёдор Абрамов. «Как вы
поехали из Москвы на Север?» — спрашивал
Фёдор Александрович Ларису Борисовну.
«Было бы за кем», — ответила она. Этот
диалог вошёл в анналы литературы… Как
раз пора перейти к литературе. Насколько
я знаю, в Союз писателей вас приняли не
с первого раза. Почему вы, отвергнутый,
снова подали заявление на приём?
– Я жил в
Нарьян-Маре и не знал, кто и как меня
принимал. Позже мне сказали: дескать,
потому не приняли, что в его работах
слишком много журналистики. Ну и ладно.
Выходили мои книги: «Через снега и годы»,
«Смотри вперёд, ясовей!», «Terra incognita
Арктики»… Продолжал работать уже в
Архангельске; Инэль Петровна Яшина
(светлая ей память!), новый руководитель
областной писательской организации,
убеждала меня, что мои очерки — это
документально-художественная проза.
Когда в 1999 году вышла книга «Священные
нарты», я стал членом Союза писателей
России.
– Если не
ошибаюсь, главной своей книгой вы
считаете «Закон капкана»…
– Мне дороги
все мои шестнадцать книг. Но «Закон
капкана» на особом счету. Это документальный
роман о романтичных взлётах и трагических
разломах бытия северных окраин советской
России в ХХ веке. Сначала — мощная
социальная забота советской власти о
коренных жителях тундры: первые врачебные
— «глазные» — отряды, строительство
больниц и культбаз, открытие школ;
рождение государственности с заменой
оскорбительного имени «самоед» на
самоназвание «ненец» — человек; появление
письменности, газеты, морского порта,
педучилища, авиации; рождение города
Нарьян-Мара… И вдруг — тяжкие политические
репрессии, арест в 1938‑м почти всего
руководства Ненецкого округа… Герои
книги — реальные люди. Аркадий Дмитриевич
Евсюгин, сын самоедского писаря, первый
грамотный ненец в тундре, первый выпускник
института народов Севера — образованный
человек; первый секретарь Ненецкого
окружкома Всесоюзной коммунистической
партии (большевиков), первый депутат
Верховного Совета СССР и первый ненец
— «враг народа», получивший 25 лет
лагерей… Вышел на свободу после смерти
Сталина, отработав 16 лет на рудниках
Магадана, половину из них под землёй…
Позднее я встречался с его матерью,
дочкой, выросшей не зная отца, читал
«лагерные» письма, а в Управлении КГБ
изучал его личное дело… Подлинный сын
ненецкого народа, он до конца своих дней
оставался радетелем жителей тундры.
Сейчас здравствуют его внучка Валентина
Синицкая, правнуки.
– Название
книги не оставляет повода для оптимизма…
– В книге,
как в жизни, много драматических страниц
и трагических судеб, а закон капкана —
схватить и не выпускать!.. В таком капкане
по жизни и оказался главный герой. Этот
«капкан» не выпустил его из лагеря даже
добровольцем на фронт, на смерть… Но
книга о жизни, а значит, и о любви —
светлой, верной, горькой, выстраданной;
любви к женщине, своему делу, своей
родине. Если бы не было этой темы, не
стоило бы и писать.
– Ваши
бывшие студенты десяти выпусков работают
в наших столицах, в Архангельске. А в
районах?
– В районных
газетах их очень мало. За пять последних
лет — единицы. Уходят в пресс-службы, в
рекламу, меняют профессию… Стартовые
условия для журналистов-выпускников и
тех, кто хотел бы поработать в глубинке,
не соответствуют современным социальным
параметрам. Эта проблема и заставляет
нынешних студентов и тех, с которыми в
2008 году я выпустил энциклопедию
«Архангельские журналисты. ХХ век»,
искать, как говорится, «где глубже»… А
в той энциклопедии 635 подробных биографий,
около 500 фотопортретов и 170 жанровых
снимков.
В 1772 году в
Петербурге был издан «Опыт исторического
словаря о российских писателях» Николая
Новикова. В предисловии к этому труду
он написал: «Не тщеславие получить
название сочинителя, но желание оказать
услугу моему отечеству, к сочинению сея
книги меня побудило». У нас было тогда
такое желание. И остаётся.
Недавно
Архангельский областной Союз журналистов
заключил с Северным Арктическим
федеральным университетом соглашение
о сотрудничестве. Надеюсь, оно поможет
нам выпустить второй том энциклопедии
— «Архангельские журналисты. ХХI век».
– В 1969 и
1979 годах вы были участником лыжных
переходов по маршрутам Нарьян-Мар —
Архангельск и Архангельск — Нарьян-Мар.
Поэт Прокопий Явтысый посвятил вам
стихи с такими, в частности, строчками:
Бежит лыжня
— то вправо, то левее.
Лесное эхо
— словно зов совы…
Над рюкзаком
хореем ясавея
Торчит гитара
выше головы.
А вот когда
— спасибо кашевару! –
Согреет нас
густой душистый чай,
Достанет
Толкачёв свою гитару
И струн её
коснётся невзначай…
Касаетесь
ли по‑прежнему струн семиструнки?
– Сыграть?
Вот, Визбор…
…На смену
миражам приходят рубежи,
Но первая
тропа с названием Работа
Останется
при нас оставшуюся жизнь.
Тропа-работа
«останется при нас» и потому, что рядом
любимые: жена, дети, внучки… Это не
красные слова. Книга «Облака любви»
создана в 2017 году семейной артелью, где
автор и редактор, дизайн и вёрстка,
корректор и рецензент — все Толкачёвы.
– И новые
книги будут?
– Одна
готовится к изданию, вторая — в наборе.
Известно ведь: всё зависит от Бога и
немного от нас.