В прошлом номере мы рассказывали о том, как в Усть-Цильме проходит обрядовый праздник «Усть- Цилемская Горка» и как там хранят традиции — и староверческие, и поморские, и других культур — ведь в село в разное время ссылались представители разных народов. Всех их объединила Усть-Цильма и стала малой родиной.
Но Родина, и
малая, и большая, начинается с рода, его
истории. Так решила Тамара Дмитриевна
Вокуева и в 2004 году начала собирать
историю своего рода, а также предложила
это делать другим устцилёмам. Так
появился проект «Родовой дом». В 2016 году
министерство национальной политики
Республики Коми проекту «Родовой дом»
присвоило республиканский статус.
Теперь он вышел на всесоюзный уровень
— Тамара Дмитриевна Вокуева вместе с
Домом национальностей в Москве
осуществляет проект, который называется
«От семьи и рода — к единству нации».
Сейчас она живёт в Москве, является
председателем Московского представительства
межрегионального общественного движения
«Русь Печорская».
Конечно, шествие родов во время празднования 480‑летия Усть-Цильмы вызвало особый интерес и у жителей села, и у гостей, а их приехало много. Роды выстраивались друг за другом с табличками, на которых обозначено их название. Тогда я думала, что просто собрались родственники, которые живут в селе, и, те, которые приехали на праздник, и прошлись все вместе.
Но я ошиблась.
Конечно, в родовых колоннах шли
родственники. Но этого мало, чтобы
получить официальный статус «Родового
дома». Для этого владельцам нужно собрать
фамильную родословную, документы на
землю с постройкой. Узнать, кто и когда
строил дом, был его хозяином.
– До 2014‑го
года никто не задумывался о той
исторической глубине, которую имеют
наши роды, — говорит Тамара Дмитриевна.
— Когда я занялась историей рода,
множество раз ездила в Архангельск в
архив, также искала и поднимала документы
в самых различных источниках. Мне удалось
установить наш род до 15 колена, я уже —
из 16‑го. Дальше идут наши дети и внуки.
Татьяна
Дмитриевна рассказывает, что её предки
пришли из Великого Новгорода. Особая
гордость — родоначальник рода является
потомком одного из первопоселенцев
Усть-Цильмы Сенки Павлова, сына Дуркина.
Эта фамилия в первозданном виде
сохранилась до сих пор. Были в роду и
Чупры, которые впоследствии стали
Чупровыми.
Официально
история Усть-Цильмы отсчитывается с
1542 года, когда новгородец Ивашка Ластка
получил грамоту от царя Ивана Грозного
на освоение печорских земель. Тогда
заселение отдалённых территорий
поощрялось на государственном уровне
— поселенцев таких земель не облагали
повинностью, поэтому сюда переселялись
также жители Мезени, сёл, расположенных
на Северной Двине, и с других мест. Таким
образом, здесь соединилась поморская
культура, культура коренных народов, а
также культура, которую принесли
переселенцы из Великого Новгорода.
Спустя столетие сюда придут староверы,
тоже из Новгорода, спасавшиеся от
преследований. И у села начнётся новый
исторический этап…
– Мы не
говорим «предки», — рассказывает Татьяна
Дмитриевна, — все, кто жил до нас — родны
родители, мы должны помнить их и поминать.
Но для этого
надо знать их имена. Своих родных
родителей восстановили уже 17 родов
Усть-Цильмы.
Я была в двух
родовых домах Сениных, его хранительница
— Надежда Григорьевна Хозяинова. Она
вместе в внучкой Машей рассказывают
гостям об истории села, его традициях,
в том числе и старообрядческих. Конечно,
этот дом — настоящий музей, без малейших
натяжек, как и другие дома, получившие
статус родовых.
Надежда
Григорьевна и Маша выстроили свой
рассказ в виде небольшого представления,
рассчитанного на туристов — ведь прежде
всего им должно быть интересно. И это
тоже важная миссия — популяризация
своей культуры и истории.
Когда зашла
в родовой дом Анхиных, Татьяна Дмитриевна
Вокуева, его хранительница, извинилась
— спешили на Горку, достали вещи из
сундуков, убрать не успели. Музей, где
живут… По дому бегали дети, кто‑то
приходил-уходил. Как в обычном доме.
И всё же он
необычный. В нём собрано всё родовое
богатство. Чтобы к нему прикоснуться,
сюда приезжали специалисты из музея
Рублёва, Российской академии наук,
директор кунст-камеры, министры культуры.
Бывала в этом доме и Татьяна Кольцова,
доктор искусствоведения, заведующая
отделом музейного объединения
«Художественная культура Русского
Севера», который находится в Архангельске.
– Когда мы
начинали проект «Родовой дом» в 2014 году,
многие выходцы из Усть-Цильмы даже не
представляли, что у них есть родовой
дом. Они давно жили в других местах, в
том числе за рубежом. Надо было видеть
их лица, когда впервые они переступали
порог дома, где жили их деды и прадеды,
— говорит Татьяна Дмитриевна.
Обычно потомки
родов собираются в дни проведения
«Усть-Цилемской Горки». Когда собирается
весь род, около дома выставляются
семейные реликвии, а на стене размещается
родословная. Мемориальную доску на доме
открывает старейший представитель
рода.
Затем роды
собираются из года в год — поддержать
семейные узы, а также помянуть родных
родителей, которые основа всего…
Наталья
Яковлевна Носова, мама Татьяны Дмитриевны,
работала в селе директором школы. А
поскольку принадлежала к коренным
старообрядцам, хранила веру предков, а
в девяностые годы именно она стала
возрождать старообрядческую общину в
Усть-Цилемском районе.
– Тогда
было много старообрядцев, да и сейчас
много. Я помогала маме искать контакты
— информации было мало, — поясняет
Татьяна Дмитриевна. — Мы знали, что в
Санкт-Петербурге есть наша Церковь
поморского согласия, тогда вместе с
мамой ходили там по церквям, искали. Мы
всё же нашли единоверцев в Рыбацком и
установили контакты, которые мама
поддерживала. И она зарегистрировала
первую на территории Республики Коми
старообрядческую общину поморского
брачного согласия.
Спросила:
почему община так называется?
– Потому
что мы поморы и приемлем браки, — ответила
Татьяна Дмитриевна.
Она рассказала,
что её мама обладала даром объединять
людей, ей доверяли, поэтому люди за ней
пошли. Тогда совместно отремонтировали
молёный дом, а потом построили храм
Николая Чудотворца Древнеправославной
поморской Церкви. По словам Татьяны
Дмитриевны, его строили тоже всей
общиной, очень помог в этом строительстве
Вальтер Фот, который вырос в старообрядческой
семье, хотя по отцу он немец.
Спросила:
можно ли зайти в этот храм, если не
принадлежишь к старообрядческой общине?
Татьяна Дмитриевна ответила, что это
вряд ли возможно, разве что по чьей‑то
рекомендации, но тут же добавила, что
сама она такую рекомендацию не дала бы.
И в никонианские храмы они тоже не ходят.
И рассказала,
как её бабушка вынужденно венчалась в
никонианской церкви — иначе брак был
бы недействителен. Но за это она наложила
на себя епитимию, которую строго соблюдала
целый год. Кстати, в доме хранятся
костюмы, в которых венчались дедушка и
бабушка Татьяны Дмитриевны.
Староверы
до сих пор соблюдают обряды, которые
были важны для их родных родителей. Они
не сядут за стол, не помолясь. А ещё чужих
к себе особо не подпускают. Пользуются
каждый своей посудой.
– Детей мы
крестили в нашей церкви, — продолжает
Татьяна Дмитриевна. — Дочку в доме
крестили, а сына — уже на реке.
Спрашиваю:
правда ли, что крещение у них проходит
на реке в любое время года? Татьяна
Дмитриевна ответила, что это не так —
зимой на реке обряд не проводят.
– Мы уже и
внуков здесь крестили, — говорит она.
— Алёшка — такой большой парень, тоже
здесь крестился…
«Такого
большого парня Алёшу» я заприметила
ещё во время шествия родов. И то трудно
было не обратить на него внимания —
столь он статен. Только мы о нём с Татьяной
Дмитриевной вспомнили, как он зашёл в
дом вместе с кумом Николаем Александровичем
Чупровым, который живёт в Печоре, там
представляет «Русь Печорскую», а также
руководит фольклорными коллективами.
Узнав, что я из Архангельска, Николай
Александрович рассказал, как они вместе
с Татьяной Милентьевной Фуртиковой,
которая представляет «Русь Печорскую»
в Архангельске, проводили в Лешуконском
фестиваль северной говори. Сказываются
старые связи — долгое время Усть-Цильма
была частью Архангельской области,
только в 1929 году вошла в состав Коми
Республики.
– Мы до сих
пор считаем себя поморами, — говорит
Николай Александрович.
Он рассказал,
что и в их деревне собирают сведения по
родовым домам.
– Даже
молодёжи стало интересно, — говорит
он. — Удивляются, а мы и не знали, что
родственники, да ещё и близкие! И теперь
начали родниться. Дома в деревне стали
восстанавливать.
А потом они
с Алексеем запели старинные духовные
стихи. Они звучали пронзительно в стенах
старинного родового дома:
– Мы не
голуби, мы не сизои, мы не пташочки
востокрылои, мы не пташочки востокрылои,
а мы ангелы-хранители. А мы ангелы-хранители
— души-телу покровители. Души-телу
покровители, а мы там были, там летали…
Специалисты
говорят об особой культуре, сформировавшейся
и сохранившейся в Усть-Цильме. Испокон
веков здесь жили охотники и рыбаки, это
занятие было сродни и поморам, и местным
жителям. И на гербе Усть-Цильмы — бобёр
и сёмга.
Много общего
и у костюмов, которые хранят традиции
Усть-Цильмы, с костюмами поморов: сарафан,
коротенька, то есть распашная душегрея,
головные уборы — кокошник, повойник, —
которые украшали жемчугом. Но здесь не
носили бусы — только золотые и серебряные
цепи, броши и кольца.
Мужчины из
новгородских родов охотно брали в жёны
девушек коми. Татьяна Дмитриевна говорит,
что пять братьев Чупровых ушли в деревню
Ижму и там породнились с коми. Так что
и тут культуры разных народов переплетаются.
Так и формировалась та особенная
культурная традиция Усть-Цильмы.
И относительно
небольшое село на Печоре, где сейчас
живёт порядка семи тысяч жителей,
показывает, как можно жить одновременно
в разных временах — быть современным
человеком, но каждодневно соблюдать те
же обряды, которые были важны для их
дедов и прадедов. А ещё знать, к какому
роду-племени относишься. И главное —
куда бы ни занесла судьба, помнить, что
есть земля, на которой стоит твой родовой
дом…