10.07.2022 13:10

Директор Российской государственной библиотеки для молодёжи рассказала о комиксах и умных книгах

Ирина Михнова приняла участие в работе межрегионального библиотечного форума «Север читает!»
Фото Екатерины Чащиной

Поэтому наш разговор с ней — о читающей и нечитающей молодёжи, о том, как она влияет на современную библиотеку, а библиотека — на современную молодёжь.

– Ирина Борисовна, вы ведь уже не первый раз приезжаете в Архангельск. Чем для вас интересны и важны такие поездки?

– Первый раз в Архангельск я приехала ещё в 2004 году. Тогда Архангельская область была в числе регионов, где создавались по инициативе Министерства культуры России на спонсорские средства первые модельные сельские библиотеки. Очень хорошо помню, как мы с Ольгой Геннадьевной Стёпиной, директором Архангельской областной научной библиотеки имени Добролюбова, ездили в посёлок Ерцево Коношского района. Тогда библиотекам по проекту предоставлялось техническое оснащение, книжные и мультимедийные фонды, некоторое оборудование, а ремонт помещения делался целиком за счёт местных средств. Меня поразило, какой уют создали в своей библиотеке жители посёлка — кто‑то принёс домотканые дорожки, кто‑то — тюль на шторы, кто‑то — посуду. Это был единственный раз, когда благословение новой компьютерной библиотеке дал настоятель Ерцевского прихода. И это было очень трогательно.

В Архангельской области уважительное, трепетное отношение к библиотекам, возможно, ещё и потому, что много усилий для этого прилагает библиотека имени Добролюбова, оказывая помощь и поддержку муниципальным библиотекам. И я, как только появляется возможность, стараюсь приезжать не только в областной центр, но и в районы, понимая, что разговор с коллегами на семинарах, встречах, форумах будет не только интересным, но и очень важным. Так было и на нынешнем межрегиональном форуме «Север читает!».

– Ирина Борисовна, для библиотек какое сейчас время?

– Сейчас для библиотек очень удачное время, наверное, самое лучшее за последние тридцать лет уж точно. Появился национальный проект «Культура», в регионах страны за счёт федеральных и региональных средств модернизируются библиотеки. Интерес к библиотекам есть у самых разных целевых аудиторий. Государство это видит и их поддерживает.

– Ваша библиотека работает с довольно сложной и своеобразной целевой аудиторией — молодёжью. Было время, когда молодёжь игнорировала библиотеки. Сейчас она возвращается в читальные залы. С чем это связано?

– Все девяностые и нулевые годы государство, а вместе с ним местная власть, молодёжь как социально-возрастную категорию, требующую особого внимания, не воспринимало. А раз не видели молодёжь, то не видели и библиотеки, для которых она является целевой аудиторией. Сейчас молодёжь видят все — она становится важной действующей частью общества. Значит, есть надежда, что государство начинает активно поддерживать и библиотеки, работающие с молодёжью.

– Можно ли сказать, что сейчас у молодёжи возвращается мода на чтение?

– Да, можно. Наряду с увлечением музыкой, просмотром видеофильмов, рисованием комиксов, молодёжь начинает активно читать и обсуждать прочитанное. Сейчас, как грибы, возникают молодёжные книжные клубы, построенные на полной самостоятельности и в отборе книг для обсуждения, и в модерировании разговора. В библиотеках создаются молодёжные читательские советы из числа людей разных профессий, любящих читать. Возвращается интерес к печатным книгам. Бумажная книга — это эксклюзив. А причастность к эксклюзиву очень привлекательна. Помните, как по наличию или отсутствию томика Кафки люди определяли, их ли круга этот человек.

– Какие книги сейчас читает молодёжь?

– Прежде всего у молодёжи библиотечное чтение связано с получением нового знания. И в этом случае библиотеки работают как социальные лифты. В 2012 году наши специалисты побывали в Китае. Тогда в наших библиотеках читателей было мало, а в Китае же библиотеки были забиты молодёжью. Почему? Да потому, что библиотеки для молодых китайцев, приехавших из провинции, и являлись социальным лифтом: они понимали, что только через учёбу смогут выстроить достойную карьеру. А библиотека — место свободного доступа к знаниям, заложенным в её фонде, ресурсах. А у их российских сверстников в то время такого безусловного понимания ценности образования не было, значит, и в библиотеку идти незачем. Сейчас появилась востребованность в знаниях, в образовании.

– А художественная литература? Можно определить, какие книги прежде всего востребованы молодым читателем?

– Разброс большой. Но пять лет назад Российская государственная библиотека для молодёжи учредила «Премию читателя». Это единственная в своём роде литературная премия, основанная на анализе спроса на художественную литературу года издания, предшествующего году проведения конкурса. 45 библиотек анализируют у себя читательский спрос. Появляется лонг-лист. Потом вступают в дело эксперты, которые отбирают тринадцать книг, а книги из шорт-листа прочитывают уже члены молодёжных читательских советов, которые и определяют лауреатов. Среди них — Вадим Панов, Гузель Яхина, Андрей Рубанов, Виктор Пелевин, Алексей Слаповский, Павел Басинский и Екатерина Барбаняга. А лауреат нашего конкурса Максим Замшев с его романом «Концертмейстер» стал также победителем и конкурса «Чистая книга», итоги которого подводились на форуме в Архангельске.

– А спрос на классику есть?

– Есть. Прежде всего это Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский, Иван Тургенев. Другие классики тоже стабильно востребованы.

– Чем объясняется такой выбор?

– Даже по сравнению с прошлым десятилетием молодёжь очень изменилась. Тогда она была более подвижная, а сейчас стала задумчивее, больше занимается самоанализом, размышляет о жизни, своём месте в ней. А это прямой путь к книге. В этот период жизни роль умных книг бывает очень велика.

– Комиксы, которые сейчас тоже весьма востребованы у молодёжи, вы бы отнесли к какому чтению?

– В нашей Российской государственной библиотеке для молодёжи в 2010 году появился первый в стране Центр комиксов. Потом Московский комикс-клуб, который некоторое время работал на площадке книжного магазина, обосновался у нас. В итоге все художники-комиксисты, включая самых известных, были у нас. Наши специалисты инициировали создание комикс-центров во многих российских библиотеках.

– Как сотрудники библиотек восприняли появление таких центров?

– Когда начинали работать с комиксами, у библиотекарей было категорическое их отрицание. Считалось, что комиксы — это профанация великой литературы. Комикс об Анне Карениной — фу… И в течение нескольких лет мы прививали своим читателям интерес к комиксам и потребность их чтения. И уже комиксы, а их у нас более восьми тысяч, размещаются в зале художественной литературы и искусства. Сейчас в библиотеке проходит выставка комиксов «Философский ковчег», приуроченная к 100‑летию знакового события русской культуры, получившего название «Философский пароход». Это совместный художественный проект комикс-сообщества «Хронограф», Российской государственной библиотеки для молодёжи и Российского университета дружбы народов. По сути, это графические романы, созданные образованными и начитанными сценаристами и художниками.

В восьмидесятых годах прошлого века посольство Франции подарило библиотеке сотню книг знаменитой серии комиксов об Астериксе. Они четверть века стояли в зале иностранной литературы как просто детские иллюстрированные книги, а после 2010 года мы переместили их в фонд комиксов.

– К комиксам у нас отношение скептическое, наверное, потому, что долгое время бытовало мнение: в Америке дети и молодёжь читают только примитивные комиксы, а это не наш путь. На ваш взгляд, наше и их отношение к комиксам отличается?

– Когда мы были в 2010 году в публичной библиотеке в Нью-Йорке, я спросила специалиста по работе с молодёжью: «Что читает ваша молодёжь?» Он ответил: «Комиксы». Я уточнила: «А когда они начинают читать художественную литературу?». Он говорит: «В колледже». В американской версии комиксы — это один из способов формирования у детей грамотности. Могу ошибаться, но мне показалось, что у нас в комиксах часто поднимаются серьёзные, мировоззренческие проблемы, и первоначально они были востребованы вполне взрослыми образованными людьми.

– Если говорить о востребованности книги и чтения молодёжью, как вы считаете, насколько эта тенденция устойчива?

– Библиотека ведь зависима от общества и государства, от тех изменений, которые происходят во внешней среде. Библиотека не просто зеркало, а модель общества. Умная, человеко-ориентированная библиотека всегда будет изменяться вместе с изменениями потребностей и интересов молодёжи, её читательских запросов — идёт ли речь о знаниях, общении или самопознании, самореализации. А государство сейчас помогает формировать позитивное отношение общества к библиотекам, а библиотекам помогает меняться. Поэтому есть все основания надеяться, что интерес к библиотекам, к книгам и чтению будет стабильно расти.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО