Причём не просто ружьё с собой носит — он из него стреляет. В воздух. А в деревне полторы сотни людей. Старики, дети…
И вот сидите вы у себя дома вечером, отдыхаете. Как вдруг раздаётся настойчивый стук в дверь. Сосед в гости пришёл! С ружьём. Злится, что его не пускаете. «Бах» — выстрел в окно… Пуля пробивает стёкла. Вы падаете на пол. Дрожащей рукой нащупываете телефон, звоните в полицию. Слышите, как стучит ваше сердце. И как сосед… перезаряжает ружьё. Но он уходит. Передумал убивать?
Эту историю, больше напоминающую сюжет какого‑то триллера, мы услышали на днях от её непосредственного участника Руслана Шонбина. События произошли в деревне Чушеле, что в Пинежском районе, ещё зимой прошлого года.
– Стреляли в меня, — рассказывает Руслан. — И самое тяжёлое, что был это не просто сосед, а мой родной брат Харитон (имя изменено)… В деревне у нас его все боятся. Харитон и раньше угрожал ружьём людям. Например, в 2018 году около деревни Малетино стрелял, запугивал подростков, стороживших ферму. Его тогда осудили условно. А в ноябре 2020 года он был осуждён уже за управление автомобилем в пьяном виде. Получается, что не успеет одно наказание отбыть — снова преступление совершает.
Руслан Шонбин вспоминает, что в тот злополучный вечер — 1 января 2021 года — пуля просвистела буквально в десяти сантиметрах от его головы.
– Холодильник мгновенно пробило! Это ведь даже не дробь — пуля. Хоть на лося иди! — эмоционально замечает Руслан. — Если бы траектория чуть‑чуть сместилась… Можно сказать, я чудом остался жив.
Руслан родом из Пинежского района, но живёт сейчас в Архангельске. В Чушеле остался родительский дом, и недавно там же, в деревне, он построил свой собственный домик, который использует как дачу.
– Места у нас в деревне очень красивые. Но приезжаю я в Чушелу, к сожалению, не слишком часто, — поясняет Руслан, — в основном на отдых. А в ту зиму понадобился мне лес на гараж. Приехал с ребятами-заготовителями договориться. И как раз с другом был дома, когда брат к нам с ружьём пришёл.
В своих показаниях суду брат Руслана пояснил, что 1 января 2021 года нагрянул в гости, чтобы «выяснить отношения». Именно с этой целью взял с собой гладкоствольное ружьё. Прежде чем идти, подготовился — вставил патрон с пулевым зарядом. И подойдя к дому, демонстративно держал в руках заряжённое ружьё. Понимал, что через окно веранды Руслан его видит — с силой постучал, а когда дверь не открыли, то очень разозлился. И выстрелил в окно «с целью запугивания». Но убивать, мол, не собирался. Потому что, по его словам, если бы он хотел убить Руслана, то «мог бы сделать это запросто» — стрелял бы прямо в Руслана, а не рядом. И хотя после выстрела остался ещё один патрон, второй раз, по его словам, стрелять уже не стал, так как понял — «напугал достаточно».
– А что за конфликт у вас с братом? — спрашиваю Руслана.
– Да конфликта‑то и нет, — пожимает он плечами, — Харитон сам по себе просто такой — наглый. Нас одиннадцать детей в семье было — семь братьев и четыре сестры. И все дружные, а он… Года два назад, когда начал строиться я в Чушеле, электричество подключил от родительского дома. Счётчик установил, а когда пришла квитанция, заплатил только за то, что лично у меня нагорело — по счётчику.
Харитон тогда возмутился: «Плати за всё!» Но я, конечно, отказался, — поясняет Руслан. — С какой стати?! Он в деревне живёт постоянно и родительский дом наш зимой в аренду сдавал рабочим, которые линии чистили. А так как печки в доме уже давно нет, то постояльцы круглые сутки грелись электроплиткой. Вот и набежала за свет огромная сумма.
– Но долг за электричество — это ведь не повод стрелять в брата.
— Конечно, — соглашается Руслан. — Из-за пьянки Харитон такой стал. Раньше у нас с ним ссор не было. Я и помогал ему, деньги давал. Но сейчас… Сколько раз уже приходил он ко мне пьяный и угрожал, что сожжёт мой дом!
6 апреля 2021 года Пинежский районный суд признал брата Руслана Шонбина виновным и назначил наказание — лишение свободы сроком на два года — условно, с испытательным сроком два года.
– Пока шёл суд, у нас, наверное, половина деревни дышать перестала, — говорит Руслан. — Но получается, что за страшное преступление — умышленный выстрел из огнестрельного оружия в направлении человека — брат получил условное наказание. Ладно, если бы он искренне раскаялся. Но этого ведь и по сей день нет! Поймите, не остановится он, — устало машет рукой Руслан. — В конце концов, убьёт кого‑нибудь или покалечит. Вопрос только, кто будет следующей жертвой?
«Один из наших братьев открыто угрожает убить Руслана. Об этом он нам сам неоднократно говорил, — строки из заявления в полицию, которое летом 2021 года подписали сёстры и братья большой семьи Шонбиных, доведённые до отчаяния. — Он объявил, что приобрёл в деревне Заозёрье ещё одно ружьё, из которого собирается застрелить брата. Он уже стрелял в него. Был суд. Дали условно. Но он не раскаялся, а угрожает опять! Всех запугивает своим ружьём, пьёт годами, нигде не работает. Мы боимся за жизнь Руслана и за свои жизни…»
В июле прошлого года Руслану Шонбину удалось добиться пересмотра и отмены приговора Пинежского районного суда в отношении своего брата — уголовное дело по решению судебной коллегии Архангельского областного суда было тогда возвращено в районную прокуратуру.
– 8 июля 2021 года было вынесено апелляционное постановление, а 16 июля Харитон вновь пришёл ко мне домой… с ружьём! — Руслан еле сдерживает эмоции. — Я не стал с ним разговаривать, не пустил его. В окно видел, что он был рассержен и ружьё бросил возле своей бани — дома у нас практически рядом, просматривается всё хорошо. А через несколько дней брат напился так, что увезли его в психиатрическую больницу.
Я мимо его двора проходил, когда заметил, что ружьё, оставленное Харитоном у бани, всё ещё там и лежит — в траве… Вызвал полицию. А потом в полиции брат признался, что нашёл нарезное оружие ещё десять лет назад в лесу.
2 июня 2022 года Пинежский районный суд вынес брату Руслана новый приговор — два года шесть месяцев лишения свободы, постановив считать наказание условным, с испытательным сроком три года.
— Пересмотр дела длился год, — констатирует Руслан. — Получается, что обвинили брата уже не в одном, а в двух преступлениях — в стрельбе и незаконном хранении оружия.
Но в суде опять прозвучало «смягчающее обстоятельство», что у подсудимого есть несовершеннолетний ребёнок, которого он воспитывает. Но вся деревня знает, что это не так! — говорит Руслан. — Мало того, что дочка не его, а сожительницы, так Харитон ещё и прикрывается этой девочкой, которая, по сути, в большой опасности…
Сразу после суда Руслан Шонбин в очередной раз подал апелляционную жалобу. Впереди — новый суд.
– Уже не столько за себя борюсь, а за всю нашу Чушелу, — поясняет Руслан. — Я хочу это остановить… Ведь нарезное оружие в руках пьяного человека — не какая‑нибудь рогатка.
Фото из архива Руслана Шонбина и группы «ВКонтакте» — «Деревня Петрова / Пинежский район»