Согласно выводам специалистов регионального Роспотребнадзора, опубликованным в ежегодном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Архангельской области в 2021 году», территорий охранных зон мирных ядерных взрывов сегодня «нуждаются в приведении в надлежащее санитарное состояние».
— На территории, прилегающей к месту проведения мирного ядерного взрыва «Глобус-2» (Вилегодский район), выявлены участки незначительного локального загрязнения почвы цезием-137. Боевые скважины объектов «Глобус-2» и «Рубин-1» (Вилегодский район) находятся в зарослях леса, представляющих пожарную опасность. Информационные знаки на всех объектах имеют едва различимые надписи, — говорится в докладе.
Радиационно-гигиенические исследования территорий, прилегающих к местам проведения мирных ядерных взрывов в Архангельской области, проверяли в 2020 году специалисты ФБУН НИИРГ им. П. В. Рамзаева. Ранее аналогичные исследования проводили и ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН. По словам заведующего лабораторией экологической радиологии ФИЦКИ РАН Евгения Яковлева, результаты были практически одинаковые.
— В Советском Союзе было проведено 156 ядерных взрывов в мирных целях, три из них — на территории Архангельской области (один в Мезенском районе и два в Вилегодском), — рассказывает Евгений Яковлев. — Кроме того, промышленный атомный взрыв был применён в НАО для тушения аварийной скважины на Кумжинском газоконденсатном месторождении. Взрывы в Архангельской области использовались для сейсмических исследований — изучения глубинного строения Земли. Сейсмологи таким образом искусственно с помощью мощного подземного взрыва возбуждали упругие волны, которые проходя через земные слои помогали извлекать полезную геологическую информацию.
Все три ядерных взрыва в Архангельской области были проведены под землёй на глубине от 600 до 800 метров. Бурились скважины, куда помещались заряды, в момент взрыва геофизики фиксировали, как проходят колебания через слои Земли, записывались сейсмограммы.
Мощность промышленного взрыва «Агат» в Мезенском районе составляла 8,5 килотонн, «Глобус-2» и «Рубин» в Вилегодском районе — по 2,3 килотонны (для сравнения: мощность взрыва атомной бомбы в японском городе Хиросима в августе 1945 года составляла от 13 до 18 килотонн. — прим. ред.). В связи с тем, что это были подземные взрывы, ощутимого загрязнения окружающей среды не произошло. Надо сказать, что наша лаборатория также проводила работы на этих же точках в 2014 году. И результаты были аналогичными.
Согласно опубликованному отчёту 2021 года, содержание радиоактивного изотопа водорода — трития — в воде природных источников и источников питьевого водоснабжения в районах проведения мирных ядерных взрывов находится на уровне, не превышающем 5 беккерель на килограмм или на литр (беккерель (сокращённо Бк) — единица измерения активности радиоактивного источника. — прим.ред.). Сейчас 3 — 5 Бк/л — это фактически фоновое значение для поверхностных вод на Земле. Природный уровень когда-то составлял около 0,5 Бк/л. А допустимый уровень (уровень вмешательства), согласно нормам радиационной безопасности, — 7600 Бк/л. То есть защитные мероприятия не требуются.
Тритий постоянно образуется в атмосфере за счёт космического излучения и включается в природный круговорот воды, выпадая с атмосферными осадками.
Повышение активности трития связано с последствиями ядерных испытаний в атмосфере, которые проводились в 1950–60-е годы в разных частях планеты, в том числе на Новой Земле. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой был подписан ядерными державами в 1963 году. Со временем фон трития снизился и постепенно будет приближаться к естественному. Правда, снижение содержания этого изотопа может компенсироваться сбросами с энергетических установок атомных электростанций.
Присутствие радиоактивного нуклида цезия-137 в почве может быть не связано с мирными взрывами. Вероятно это следствие глобального выпадения цезия после атмосферных ядерных взрывов. Этот радионуклид активно оседал на земной поверхности до 1963 года. Верхние слои почвы, особенно болотной, концентрируют цезий. Для нашего региона совсем не редкость активности цезия в верхних слоях торфяных почв на уровне 100-200 Бк/кг.