16.06.2022 15:13

Путешествие в Ставрополье: «Чтоб вам состариться на одной подушке!»

Лучший способ погрузиться в культуру — приехать туда, где можно попробовать национальное блюдо, примерить костюм и пообщаться с носителями традиций
Фото автора

Большие возможности в этом плане открывает Ставрополье, где можно познакомиться с традициями терских казаков. Почему их называют рыцарями православия, как они берегут лад в семье и чем местные женщины напоминают поморских жонок — это и многое другое можно узнать в этнографическом подворье «В гости к казакам».

Здорово дневали!

В подворье посёлка Горячеводский, где удалось побывать благодаря экспедиции Гильдии межэтнической журналистики, нас встречает Вера Фёдоровна Труфанова, потомственная терская казачка. Теперь знаем, что на фразу-приветствие «Здорово дневали!» следует отвечать «Слава Богу!».

Первое место, куда мы отправляемся, — это конюшни. Для казаков конь — это и друг, и товарищ, и брат. А ещё незаменимый помощник в военном деле: и с поля боя вынесет, и живым щитом послужит. В подтверждение этому Вера Фёдоровна рассказывает поучительную историю.

Три приказа атамана

Был на Кавказе знаменитый атаман Бакланов. Его все боялись, но уважали за необыкновенную храбрость. Как‑то раз набирал он себе войско, и прислали ему из России красавцев-казаков в новеньких мундирчиках да на лощёных жеребцах. Атаман предупредил: служить останется лишь тот, кто выполнит все три его приказа.

Первый приказ: выбросить подаренный золотой в реку. Не все повиновались, и не последовавшие требованию были отправлены назад. Оставшиеся получили второй приказ: разорвать или изрезать новые мундиры. Непокорные так же были отосланы обратно. Остальные услышали третий приказ: пристрелить своих жеребцов.

Прошедшие все испытания получили объяснение. «Я сказал вам выбросить золотой в реку, потому что мы с вами воины: сегодня живы, а завтра нет, и если потребуется нам золото — добудем в бою. Почему велел изрезать на себе новые мундиры? Потому что на Кавказе следует одеваться именно так, как горцы, и тогда горец во время боя трижды подумает: стрелять или нет, свой или чужой, — и это спасёт вам жизнь. Ну, и, наконец, третий приказ — почему? Да потому что только лошади кабардинской породы в горной местности смогут сориентироваться и вынести вас с поля боя, спасая вашу жизнь».

В любое дело — с молитвой

Находясь под сильным впечатлением от рассказа, следуем за Верой Фёдоровной в хату. В красном углу — непременно иконы. Казаков называют рыцарями православия или Богородицыными детьми, которые, в свою очередь, ни одного дела не начинают и не заканчивают без молитвы. «Отче наш» читается и перед каждым приёмом пищи.

После молитвы — столование. На скатерти-самобранке постных и скоромных яств видимо-невидимо: варенички, картошечка, запечённая в чугунках, соленья, сырочек, пирожочки, редечка, сальцо, сметанка, горчичка… Соль, по словам Веры Фёдоровны, обычно ставили перед самыми уважаемыми гостями. Шутим над теми из нас, кому приходится далеко тянуться за солонкой.

Трапеза перемежается тостами. Четыре из них — обязательные: «За славное Терское казачье войско и за его заслуги перед Отечеством!» — «Любо!»; «За атамана Горячеводской казачьей общины Савченко Владимира Алексеевича!» — «Любо!»; «Поминальный тост. За предков наших!» — «Любо!».

А потом сразу же следующий: «За здоровье! — Любо!».

Женское право

За разговорами вникаем во внутреннее устройство казачьей общины. На Круге могут голосовать только мужчины, женщина права голоса не имеет. Однако у них есть мужья, братья, сыновья. Именно через них женщины могут обратиться к общине за помощью.

Жизнь казачек на юге чем‑то схожа с бытом северных жонок. У тех и у других мужья постоянно были в разъездах: одни воевали, другие занимались рыбным промыслом. Поэтому и казачки, и северные жонки в отсутствие глав семейств всецело отвечали за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

Притча о воспитании звёздами

Бывало так, что как только настанет правильное время, казачка собирает своих детей ночью, берёт их за руки и выводит в чистое поле под ясное звёздное небо. Ребята с девчатами смотрят наверх и видят над своими головами неохватный небосвод, расцвеченный мириадами серебристых звёзд. «Мама, смотри: звёздочки!» — кричат они, стараясь дотянуться до поблёскивающих светил. «Никакие это не звёзды, — отвечает мать. — Это глаза ваших предков. Они смотрят оттуда на вас, они слышат каждое ваше слово, они видят каждый ваш поступок, и даже мысли ваши они знают. И чтобы им никогда не было за вас стыдно, чтобы они гордились вами, помните: прежде чем что‑либо сказать, сделать или даже подумать, не забывайте, что на вас всегда глядят глаза ваших предков».

Праздник первых штанов

Взрослеют юные казаки рано, не уставая с благодарностью перенимать мудрость своих старших родственников.

В пять лет мальчишка отмечает праздник первых штанов. В том же возрасте он уже прекрасно объезжает всё подворье на лошади. В семь лет отлично стреляет. В десять — мастерски рубит шашкой, она считается гораздо опаснее огнестрельного оружия.

В семилетнем возрасте при особых обстоятельствах мальчика могли назначить главой рода. С этого дня его все называли по имени-отчеству и выполняли его поручения.

Влюбился казак в казачку

Секрет крепкой казачьей семьи — во взаимном уважении и умении слышать и слушать друг друга. Об этом — ещё одно поучение от Веры Фёдоровны.

Влюбился казак в казачку. А она маленькая, худая, характер у неё препротивный. Он говорит: «Брито». А она: «Нет, стрижено». Он: «Стрижено». Она: «Нет, брито». Он говорит: «Вареников навари». А она щей наварит. Он скажет: «Щей навари». А она вареников наварит. В общем, жили ужасно: постоянные склоки, крики, шум. И только в одном они сходились: пели очень хорошо. Как заведут песню, вся станица заслушивается. Но в остальном: «Брито!» — «Нет, стрижено!»

Как‑то пошли они в гости. Переходят по мостику через речку. А мостик этот шаткий, доски прогнившие. Он перешёл, а она давай раскачиваться на мосту и провалилась. Он бегает вдоль берега, переживает, зовёт её, кричит: «Вот говорил тебе: стрижено!» …И тут из‑за веточки голос: «Нет, брито». Он смотрит, а жена его в берёзку превратилась…

Секрет крепкой семьи

Погоревал немного, но думает, ладно, отвязался, теперь буду жить спокойно и никогда в жизни больше не женюсь. Счастливый приезжает домой, кобылу привязывает, а она как заговорит человеческим голосом: «Брито». Казак тут и догадался: кобыла его листочков берёзовых наелась.

Делать нечего. Отвёл он свою кобылу к конюхам для пригляда: чтобы кормили, пасли, но домой не пускали. Проходит два-три дня, приносят конюхи шкуру от этой кобылы: «Не уследили, сорвалась с крутого обрыва и померла». Казак постелил кобылью шкуру и улёгся на ней спать. А шкура ему ночью шепчет: «Брито». Он её в печь кинул. А из печи снова: «Брито». Тогда он весь пепел в мешочек собрал, в поле вышел, а там в дыру преглубокую — аж дна не видать — пепел этот высыпал.

Неделя прошла, две прошло — затосковал казак. И песен‑то попеть не с кем, и никто в ответ не скажет поперечного слова. Поехал он снова к этой дыре. Вдруг из неё выскакивает чёрт и говорит: «Слушай, казак, забери свою жену, нам жизни тут уже две недели нет. Забери её, а мы тебе и золота в благодарность насыплем, и серебра — сколько хочешь». Дали ему мешки золота, камней драгоценных и жену в придачу. Пошли казак с казачкой домой. И с той поры всё у них наладилось. Казак захочет борща, говорит: «Вареничков свари». Захочет вареничков, просит: «Борща свари». И песни каждый день поют. И живут теперь душа в душу.

У казаков, когда желают семейного благополучия, говорят: «Чтоб вам состариться на одной подушке». Отличная фраза для финального тоста. Любо!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Марина ТИТОВА