На недавнем книжном салоне на Дворцовой площади в Петербурге была представлена новая книга Игоря Гостева — «Пётр I в Архангельске: события, реликвии и историческая память». Книга богато иллюстрирована, она адресована не только историкам и преподавателям, но и широкому кругу читателей. На обложке — рисунок петербургского художника-мариниста Андрея Троня «Первый выход Петра I в море на яхте „Святой Пётр“ в Архангельске, 1693 год». В скором времени книга появится в широкой продаже.
С автором мы поговорили о новой книге и не только.
– Игорь Михайлович, а что нового можно сказать об эпохе Петра Первого в истории России?
– Считается, что нового сказать уже ничего нельзя, на самом деле сказать можно очень многое, поскольку история Петровской эпохи изначально писалась в основном по легендам и слухам. И именно сейчас, в XXI веке, мы начинаем поднимать подлинные архивные документы и вносить исправления в те байки, которые сложились о Петре. Сейчас мы пишем реальную историю. И первым в этом был Юрий Беспятых в своей книге «Архангельск накануне и в годы Северной войны. 1700–1721». Он сделал гигантскую работу, но не до всех документов ему удалось добраться. Моя новая книга — на документальном материале, уточнённом и открытом недавно. Я считаю, получилась реальная история трёх приездов Петра на Север.
– В вашей книге приведены факты, которые раньше нигде не публиковались?
– Практически половина содержания книги. Ну, например, история трёх конных экипажей Петра: кареты, зимнего возка, коляски. В своё время они побывали в Архангельске, но сейчас нет ни одного. До наших дней сохранился только зимний возок, который ранее хранился в Архангельске, а ныне экспонируется в Государственном историческом музее в Москве. Коляска пропала в принципе, а за карету Петра долгое время принимали карету Брауншвейгского семейства, которая ныне отреставрирована и готова к экспозиции в Архангельском краеведческом музее. Но к Петру Первому она не имеет никакого отношения.
– Какими архивами вы пользовались?
– Всеми доступными архивами Москвы, Петербурга, Архангельска.
– Наверное, в вашей книге много цитат из документов того времени…
– Думаю, приведение большого объёма документов не нужно сегодняшнему широкому читателю. Иначе вместо книги получился бы малоинтересный увесистый «кирпич». Нет, я постарался написать коротко и доступным языком, но, конечно, без цитат не обошлось.
– Как считаете, в какой мере Архангельск повлиял на взгляды Петра?
– Архангельск был для него «окном», а точнее, «воротами» в Европу ещё до того, как он отправился туда с дипломатической миссией в 1697–1698 годах. Архангельск изначально создавался как европейский фасад России, именно здесь уживались русские и европейцы, соприкасалась русская цивилизация с европейской. А «Немецкая слобода», где жили иностранцы с семьями, была второй по величине после Москвы. Для Петра Архангельск стал моделью будущих реформ. Всё, что удачно получилось и прижилось в Архангельске, потом было перенесено как схема на Санкт-Петербург.
В интересах государства
– Есть разные мнения о петровских реформах, многие считают, что для Севера они принесли больше вреда, чем пользы…
– Людей, которые считают, что Пётр Первый разорил Север, переубедить практически невозможно. Давайте исходить из того, что любой царь, император, генеральный секретарь или президент действует в интересах всего государства, а не конкретно какого‑то города или региона. Что будет потом, будут ли его реформы благом или нанесут ущерб, видится по прошествии времени. Да, Пётр Алексеевич был во многом не прав как государственный деятель, и от некоторых неудачных нововведений отказался сам.
– Какова же была дальняя цель Петра на Севере?
– Действия Петра были направлены на то, чтобы возвратить исконно русские земли по берегам Балтики, утраченные в результате Ливонской войны при Иване Грозном. Для этого создавался флот, для этого строился Петербург, для этого шла долгая изнурительная война со Швецией.
– Но ведь ценой больших жертв, об этом во многих источниках написано…
– Будем обвинять Петра за эти жертвы? Ну тогда давайте говорить о том, что не нужно было создавать флот, возвращать выход к Балтике и вообще уйти бы за Урал, оставив северные земли шведам, полякам и вообще всем желающим. Так ли уж Север был разорён? Правда, в разных местах жертвы были разными. Но вот Нижнее Подвинье — сегодняшние Архангельск, Приморский и Холмогорский районы, условно до Ваги — в результате набора рекрутов на Северную войну и строительства Петербурга, голода, наводнений уменьшилось к концу царствования Петра всего на десять процентов, в Верхнем Подвинье — на тридцать процентов. Так разорил Пётр Первый Архангельск или нет, по сравнению с другими территориями?..
Резервный порт
– Всем известно, что он запретил внешнюю торговлю в Архангельске, перенеся её в Петербург, что привело к упадку города и Севера в целом.
– Да, запретил. Но частично. Для чего? Навигация в то время в Архангельске составляла в лучшем случае пять месяцев в году, а международная — фактически три. В Петербурге навигация составляла от семи месяцев и больше. Так где выгоднее развивать внешнюю морскую торговлю? Но Архангельск был, есть и остаётся резервным портом страны, это заложил Пётр Первый. Архангельск как порт развивался тогда, когда все остальные порты европейской части страны были недоступны, — во время войн. Это относится и к Северной войне, и Первой мировой, и Великой Отечественной. Архангельск не главный порт России, но всегда останется главным резервным портом страны.
– В последнее время выходят книги о Петре Первом людей, которые считают себя историками. Версии в этих книгах приведены разные, в том числе сомнительные. В своей новой книге вы опровергаете их?
– Я не ставил своей задачей опровергать мнения конкретных людей. Я ставил своей задачей изложить реальную историю. А выдумки и ложь пусть остаются на совести других авторов.
– Поскольку вы глубоко погрузились в тему Петровской эпохи, можете сказать, каким человеком был Пётр Алексеевич?
– Сложным. Очень сложным. Но очень интересным.