Режиссёр-постановщик спектакля народная артистка России Тамара Волынкина не первый раз работает с Архангельским театром кукол. До сих пор на архангельской сцене идёт её спектакль «Жемчужина Адальмины», поставленный более 20-ти лет назад. Тамара Александровна много лет служила в Мурманском областном театре кукол, а ныне, по её словам, она «очень свободный художник».
«Журавлиные
перья» – сказка, известная во всём мире,
совсем недлинная, пленяющая читателей
своей утончённой красотой и мудростью.
Известны разные варианты этой сказки,
видимо, на разных японских островах её
рассказывали по‑разному.
Фото: Елена Ирха
Есть даже пьеса, написанная по её мотивам японским
драматургом Дзюндзи Киносита для
драматического театра. Спектакль по
этой пьесе, тоже поставленный Тамарой
Волынкиной, некогда принёс удачу
Мурманскому театру кукол на театральном
фестивале «Золотой витязь» в Минске.
Но авторская
пьеса и народная сказка отличаются по
сюжету. По мнению режиссёра архангельского
спектакля, народная сказка – об
ускользающем счастье:
– Человек
встретил счастье и не узнал его, не
догадался, – говорит Тамара Волынкина.
– И получилось так, что он предал своё
счастье, и оно улетело, исчезло. И горевать
человеку теперь нечего, остаётся только
вспоминать и вздыхать: оказывается, он
был счастлив!..
Фото: Елена Ирха
Куклы в
спектакле дублируются: одни и те же
герои – большие и маленькие, двигающиеся,
сложной системы и плоские. Интересно
решены две куклы – торговца Гонты и
девушки-журавля О-Цуру, их лица напоминают
белые маски театра кабуки. И неслучайно:
эти два персонажа, по задумке режиссёра,
не из мира сего, а остальные куклы
олицетворяют образы «земных» людей.
– Считается,
что журавль – это человек, и японцы
обращаются к этим птицам, как к
достопочтенному гражданину, – сказала
зрителям перед спектаклем режиссёр. –
А кто причинит зло журавлю, будет наказан…
В японских
сказаниях журавль, превратившийся в
человека, путешествует и ищет людей,
которые бы нуждались в его помощи. Но
доброе волшебство бывает разрушено по
злой воле или человеческой глупости,
как в печальной японской сказке
«Журавлиные перья».
В спектакле
мало слов, больше неторопливой «красоты»:
красное восходящие солнце, дети, играющие
с бабочкой, одинокий «полёт» журавля,
цветные зонтики и танец с веерами.
Фото: Елена Ирха
«Вживую» в
спектакле играет одна актриса – Нина
Туманова, заслуженная артистка России.
Она и рассказчица, и говорит за всех
героев, и «ниндзя», и «гейша». Помогают
ей «невидимые» заслуженные артистки
России Валентина Родькина, Вера
Никитинская и молодая актриса Полина
Банникова. К слову, 29 мая в 16.30 – не просто
премьера «Журавлиные перья», но ещё и
бенефис Нины Тумановой.
Спектакль
получился по‑японски изысканным.
Художник-постановщик спектакля –
петербурженка Любовь Нурмухамбетова,
художник-конструктор кукол – Ася Юрина,
тоже из Петербурга. Автор «японской»
музыки – Александр Яничек, заведующий
музыкальной частью Архангельского
театра кукол. Спектакль адресован
зрителям шести-восьми лет и старше.