25.05.2022 10:00

Начались грузовые перевозки по Белому морю в навигацию-2022

Вчера, 24 мая, в рейс из порта Архангельск назначением в портопункт Умба (Мурманская область) вышел теплоход серии «река-море» «Балтийский -108»
Порт Умба, 2017 год. Фото газеты «Терский берег»

Таким образом — начаты грузоперевозки по Белому морю в навигацию-2022. Любопытный факт, этот сухогруз ровно год назад также прибыло в Умбу и, приняв в трюма около 1500 тонн щебня, отправилось в Нарьян-Мар.

Надо признать, что порт в закрытой от всех ветров бухте на Терском берегу Белого моря был незаслуженно забыт на целых полвека. Идею его возрождения решили реализовать местные предприниматели: сделан расчет на добычу камня из карьера, расположенного рядом с поселком, отправку щебня по морю в ближние и дальние порты Арктики. Известно, для нужд строителей и дорожников Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов необходимо тысячи и тысячи тонн щебня. До недавнего времени его поставки шли из Карелии железнодорожным или речным, и только потом морским транспортом.

Первое грузовое судно пришло в Умбу за щебнем в 2016 году, экспериментальную партию в количестве 1800 тонн ООО «Техпром» отправило в адрес Архангельского речного порта. И уже к следующей навигации грузоотправитель подготовил причал с бетонированным основанием, на крепких сваях — место швартовки судов длиной до 70 метров и с осадкой семь метров и грузоподъемностью более трех тысяч тонн. Вот уже пять лет портопункт Умба стабильно работает в период навигации; суда компаний из Архангельска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода везут щебень в Нарьян-Мар, на Варандей и Харасавей, в Сабетту.

Наша справка. Небольшой поселок Умба, при том, что само селение ведет отсчет с 1466 года, известен далеко не многим даже в Поморском крае; ближайший город — Кандалакша, где есть железная и шоссейная дороги, находится за сто миль. Некоторое оживление здесь появилось в конце XIX века благодаря особого сорта лесу, из которого получалась отличного качества древесина. Сто с лишним лет назад здесь был построен лесопильный завод, а на берегу губы Большая Пирья — причалы. В порт Умба стали заходить большие морские суда, отсюда они везли пилолес по всей Европе. Стоимость его такова, что за два рейса в Данию или Голландию можно купить новый лесовоз. Со временем вокруг поселка лес — ценный, дороже золота — вырубили. Гавань опустела, причалы разрушились.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анатолий МАКАРЕНКОВ