21.05.2022 10:00

Дениз Синджар: музыкант по имени Море

Выпускник музыкальной школы № 1 Баренц-региона и участник проекта «АрхиДжаз» мечтает о карьере музыканта – собирается через год поступить в Академию джаза Игоря Бутмана в Москве

«И ещё я играю джаз…»

– Меня зовут Дениз Синджар, мне 18 лет, я учусь в школе № 5 Архангельска, оканчиваю 10-й класс. Я родился в Турции. И ещё я играю джаз, – так он представился, когда мы только познакомились.

Несмотря на юный возраст Дениза, его как музыканта в Архангельске знают многие – он участник и лауреат различных фестивалей и конкурсов. В 2015‑м, например, победил в региональном конкурсе «Виват, таланты!» для детей с ограниченными возможностями здоровья, стал лауреатом международного фестиваля «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге. В 2018‑м – лауреат первого регионального конкурса пианистов «Созвучие рояля», в 2021-м – лауреат в номинации «Солисты-инструменталисты» регионального фестиваля, дипломант в номинации «Исполнение джазовой программы» международного конкурса в Москве.

Сколько именно выступлений было в его жизни? Дениз признаётся честно: «Не помню».

– Я не только в России, но и в Турции много выступал, – рассказывает он. – На одном конкурсе в Измире, мне было тогда лет десять, занял второе место и выиграл электронное фортепьяно. Оно до сих пор стоит у нас дома в Анталии. В Петербурге на международном фестивале «Шаг навстречу» несколько раз выступал. Скоро, в конце мая, опять поеду. В Москве играл. Совсем недавно вернулся с фестиваля «Рояль в джазе». Ничего не занял, никого не победил, но пообщался с другими музыкантами, погулял по Москве.

«Всё началось с автобуса»

Дениз не видит с рождения. Но ощущает свет. На вопрос, помнит ли он, когда появилось его увлечение музыкой, шутит, что «всё началось с автобуса» – детской музыкальной игрушки.

– Мне тогда года четыре, наверное, было, – рассказывает Дениз. – Я подошёл дома к фортепьяно и подобрал мелодию из поющей игрушки.

По словам Дениза, «эксперимент» ему так понравился, что скоро все его музыкальные игрушки уже дружно «пели» под фортепьяно.

– И тогда мама решила, что у сына абсолютный слух и… записала меня в музыкальную школу, – улыбается Дениз.

– А в вашей семье ещё были музыканты?

– Ну, в музыкальную школу родственники мои в детстве ходили, – кивает. – Мама вроде даже в творческой студии занималась. Дедушка играл… Но профессионально – нет.

14 лет из своих 18-ти Дениз играет на фортепьяно. Говорит, фортепьяно – уникальный инструмент, потому что исполнить можно практически всё.

«Джаз – это полёт»

В 2018 году Дениз окончил музыкальную школу № 1 Баренц-региона. А годом раньше, по его словам, «пришёл к джазу».

– А почему именно джаз?

– Потому что это полёт – легко, свободно, – поясняет Дениз, – в отличие от классики, где нужно исполнять нота в ноту, в джазе выучил тему, подобрал гармонии и всё – импровизируешь, погружаешься в космос.

– И какое джазовое произведение любимое? С чем собираешься выступать на фестивале в Санкт-Петербурге?

– Оскар Питерсон “Night Train”. Старое произведение, я с ним выступал уже много раз. Нравится Джон Льюис. Но это из программы. А из джемовых… Это такие импровизационные концертики, – поясняет, – где одновременно могут участвовать и импровизировать сразу несколько музыкантов. Из джемовых много чего любимого. Например, что‑нибудь из Телониуса Монка…

Дениз – участник проекта «АрхиДжаз», который реализуется сейчас в области при поддержке Фонда президентских грантов. Организатор проекта – Поморская региональная благотворительная общественная организация «Время добра». В феврале у Дениза был собственный джазовый концерт – первый в жизни.

– Я играл в Архангельске, в джаз-клубе Тима Дорофеева, – рассказывает он. – И, пожалуй, впервые почувствовал вкус настоящего серьёзного концерта. Играл с моими друзьями – Саней Королёвым и Лизой Владимировой – они тоже из Архангельска, но учатся в Москве. Концерт длился около двух часов. Зрители хлопали, свистели – это так круто…

– А вообще, что для тебя «АрхиДжаз»?

– Соединение театра и джаза – такая уникальная образовательная программа. Мы как участники можем целый год учиться у лучших джазовых музыкантов. Я, например, занимаюсь сейчас с Иваном Фармаковским – это один из самых известных джазовых пианистов России.

– Это онлайн-занятия?

– Да. Но летом поедем в джазовый лагерь в «Малые Корелы». Там будет очное обучение, большой концерт. Я очень жду лагерь, – мечтательно вздыхает. – А потом, наверное, полечу сразу в Турцию – к папе…

На две страны

– А имя Дениз – это папа выбрал?

– Да. Дениз – турецкое имя. В переводе означает «море». Мне, и правда, море нравится. Это как джаз – свобода.

– Значит, ты музыкант по имени Море…

– Получается, так…

– А где больше нравится жить – в Турции или в России?

– И там, и там, – кивает Дениз. – Я всю жизнь – на две страны. Хотя раньше, когда маленький был, говорил, что в Турции лучше. Развлечений много – аквапарки всякие. И тепло. А сейчас понимаю, что и в России много чего интересного есть. И для незрячих тоже стало что‑то делаться.

– Шаги навстречу пошли?

– Да. Но главная проблема, конечно, – доступность, инклюзия. В школе, например, у меня с сопровождением проблем нет. Тому, кто сопровождает, надо просто знать, как вести себя с незрячим – если косяк какой‑то, угол, чтобы лбом не врезаться.

А вот по Архангельску, если одному, передвигаться проблемно. Даже в Турции, если я в Анталии. Например, если сам иду из дома в кафе, то делаю это с помощью видеозвонка. Папа мне обычно звонит, я держу телефон камерой вперёд. И папа подсказывает – правее, левее. Только камера, – смеётся, – шатается всё время. Не могу придумать, как бы её получше закрепить.

Недавно с одним канадцем общался. Он говорит: «Приезжай в Канаду! У нас для незрячих все условия. И светофоры специальные, и даже футбол…» Он, кстати, сам музыкант, на органе играет. Мы в интернете познакомились. Разговариваем иногда по‑английски.

Дениз, к слову, на английском, как впрочем и турецком, разговаривает свободно. Признаётся, что знает и немецкий, но «плоховато», а вот шведский учит сейчас.

– Говорят, музыкантам изучение иностранного языка даётся легче из‑за хорошего слуха. Это так?

– Не знаю, – пожимает плечами. – Но произношение я, действительно, быстро схватываю. Например, английский специально даже не учил. С детства просто слышал, как мама с папой разговаривали. И мне интересно стало. А они считали, что я их не понимаю, – улыбается, – на английском секретничали. И вдруг однажды я начал им отвечать – ни с того ни с сего. Вот удивились.

«Играй, сынок, громче!»

– Дениз, а любимые предметы в школе у тебя какие?

– Химия. Конечно, я беру только школьный уровень. Дальше не копаю. Алгебра с геометрией, если тема длится не очень долго, мне тоже нравятся. А так программирование люблю. С детства компьютерами увлекаюсь. Но программировать нормально стал, наверное, только года четыре назад.

– А если говорить про музыкальных кумиров – с кем бы хотелось вместе сыграть?

– Одного кого‑то трудно выделить. Много хороших музыкантов. Ну а кумир… Если только Олег Аккуратов. Я с ним один раз встречался несколько лет назад. Тогда ещё джазом не занимался. Пару вопросов ему задал – и всё, больше мы не пересекались.

– А сколько времени в день у тебя уходит на занятия музыкой?

– По-разному. Могу и долго прозаниматься. Часа три-четыре, например. Нет такого, что день прошёл и я совсем не играл. Ну, если только совсем загружён учёбой.

– А соседи? По батарее или в стену никто никогда не стучал?

– Нет. Наоборот, ещё сыграть просят. С соседями повезло. Один – гитарист, другой – барабанщик. А вот в Турции, я тогда ещё маленький был, один сосед немузыкальный попался… Но папа сказал мне, что он, наверное, просто не очень хороший человек: «Играй, сынок, громче!» И я стал играть громче…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ, фото Артёма КЕЛАРЕВА