14.05.2022 15:00

В Добролюбовке представили фильм архангельских документалистов Инги и Алексея Шаршовых

Это четвёртая большая работа авторов. Предыдущие их фильмы «Вознесенье: поиски утраченного», «В зеркале Верколы» и «Были-небыли» завоевали ряд призов российских и международных кинофестивалей
Фото Екатерины Чащиной

Фильм «Скит» рассказывает об единственном в Архангельской области женском ските. Шаршовы снимали фильм летом прошлого года на собственные средства.

– Мы работаем журналистами. Съёмка документального кино – это наш отдых. Поскольку мы видели большой отклик на первые свои фильмы, нам захотелось сделать что‑то ещё и безвозмездно это отдать, – сказала на презентации фильма его автор и режиссёр Инга Шаршова.

Скиту уже третий год. Его основал настоятель подворья Антониево-Сийского монастыря в Архангельске, иеромонах Даниил. Поселение находится в Приморском районе, в 40 километрах от Архангельска, но добраться до него сложно.

– Близко, на самом деле, но дорога непроезжая. Но там нетронутая тишина, уединение. Если затаить дыхание и минуточку помолчать, то начинаешь слышать тишину, реальную тишину, который лишён человек в городе, – рассказал присутствовавший на презентации фильма «Скит» настоятель Успенского храма Архангельска отец Кирилл.

Из-за сложностей с дорогой работу над картиной пришлось сделать в максимально сжатые сроки. Но в него вошло много материала, снятого отцом Даниилом, в том числе и кадры, сделанные с квадрокоптера.

На премьеру фильма «Скит» ждали настоятеля, но он не смог добраться до Архангельска. Лёд на Лодьме подтаял, вода поднялась, и дорога до города стала непреодолимой. Отец Даниил прислал зрителям фильма своё видеообращение, в котором он сказал:

– Фильм этот создавался достаточно долго, долго вынашивался, и результатом этого труда явилась талантливейшая работа наших друзей Инги и Алексея Шаршовых. Важно то, что в этом фильме отражена главная идея, цель обустройства скита. Скит – это не какая‑то трудовая коммуна, не подсобное хозяйство, как иногда говорят. Это место, где монах тренируется в двух важных добродетелях: труде и молитве. Труд и молитва – это два весла, с помощью которых он движется в направлении Царства Небесного. Скиты нужны для того, чтобы была возможность получить специалистов высокого профиля в области духовной жизни. Известно, что основная масса святых отцов, те, кто занимались умным деланием, умной молитвой, уходили в уединение, отстраняли себя от мирской суеты. Конечно, есть жемчужины, блещущие и в миру, такие как отец Иоанн Кронштадтский или, например, Игнатий Брянчанинов, люди, которые были в гуще событий, однако достигли святости, но это очень редкие, драгоценные камни нашего православия.

Скит освящён в честь преподобных великомучеников Вениамина и Никифора. Когда во время советской власти их изгнали из Соловецкого монастыря, они поселились недалеко от этих мест, на Волкозере, построили келью. Сюда, к ним в леса, уходили другие братья и сёстры-монахини.

В центре фильма – фигура молодой монахини, матушки Елисаветы. Она уже почти год проживает в одиночестве в скиту «Заречный». Устроитель обители отец Даниил организовал в чистом поле жилище, наладил хозяйство. В обустройстве скита монахов поддержали жители близлежащих деревень. Сейчас матушка Елисавета не просто в одиночку ведёт быт вдали от городских благ. Она ухаживает за козами, доит их и кормит, поит из бутылочки козлят, делает сыры. Отец Даниил приезжает и помогает ей вместе с братией подворья Антониево-Сийского монастыря и с прихожанами храма Святой Великомученицы Варвары. В кадре отец Даниил косит траву, заготавливает сено – делает много тяжёлой физической работы. Но главное хозяйство ведёт матушка Елисавета. Ежедневно она живёт и трудится одна, наедине с собой, с природой и с Богом.

– Животные посещают, но миролюбивые, можно сказать. За козовником я видела лосиные следы, которые вели через поле в сторону поймы. Здесь прекрасно. Это нетронутая земля, нетронутый лес, удивительный. Зимой всё покрыто, как в сказке, белым ковром, пушистые деревья, иней. Весной цветение, летом зелень. Я хожу и восторгаюсь. Но всё зависит от расположения сердечного, – рассказывает в фильме матушка Елисавета.

В конце фильма «Скит» есть кадр, когда матушка Елисавета отъезжает от обители на лодке. Река ещё открыта, правый берег заснеженный, а левый, видимо, за счёт отблеска от воды как будто зелёный. Здесь зима – там лето, матушка плывёт. К какому берегу она пристанет? Достигнет ли места радости и вечного лета? Достигнем ли мы? Это зависит от ежедневного выбора каждого из нас.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Надежда ЛЕБЕДЕВА