Первым, заметным для многих жителей областного центра, когда речные пассажирские теплоходы на переправах приходят на смену буксирам ледового класса. Флот компании «Архангельский речной порт» далеко не новый; три судна серии «МО» — 1963 года постройки, шесть судов серии «Москва» — от 1976 до 1991 года. За долгую северную зиму все они были отремонтированы, и шестого мая вышли на пригородные линии: центр города — Кегостров «Петр Завернин», район Соломбала — острова Хабарка и Пустошь «Аквамарин», лесозавод № 14 — остров Бревенник «Москва — 49». В межсезонье, то есть с прошлой осени, межмуниципальные пассажирские линии не работали. Сейчас на маршруты, проходящие по речкам и протокам дельты реки, вышли: в деревни Нижнее Рыболово и Чубола — «Москва-36», в Вознесенье и Тойватово — «Леонид Марков», в Реушинку и Лапоминку — «МО — 259».
Традиционно с окончанием ледохода суда технического флота, приписанные к порту Архангельск, приступают к очистке дна на фарватерах Северной Двины. Первым из земснарядов ФГУП «Росморпорт» приступил к дноуглублению з/с «Белое море» на самом проблемном участке — Мудьюгском входном канале. Сюда, на отмели устья реки, приливо-отливные течения и шторма регулярно приносят тонны ила и песка, однако глубины на фарватере для судов с максимальной осадкой — 9,2 метра поддерживать необходимо. Зимой по понятным причинам дноуглубительные работы не выполнялись, и потому для экипажа «Белого моря», отработавшего осень, зиму и часть весны на Калининградском морском канале, после возвращения к родным берегам перерыва на отдых не было. Возможно, что нынешнюю навигацию з/с «Белое море» будет единственным, кто будет работать на акватории порта. Земснаряд «Северная Двина» с прошлого года трудится во Владивостокском порту, еще один «Юрий Маслюков» — на Калининградском морском канале.
С первых дней навигации от верховий Северной Двины лесозаготовители отправляют в Архангельск плоты леса, при скорости паводковых вод в два-три узла «плотоводы» доставляют свой груз от мест сплотки к лесозаводам в два раза быстрее обычного. И основная часть плотов древесины прибывает по реке с нижнего склада леспромхозов на лесостоянки, расположенные вблизи лесозаводов в начале-середине мая. Первый в навигацию-2022 плот объемом 14 тысяч кубометров отбуксирован в Архангельск речным плотоводом «Грязовец» с устья речки Кирокса (270 километров). 6 мая он прибыл к границе порта, и для безопасного прохода в узких протоках речной дельты ему в помощь были направлены пять вспомогательных буксиров. Уже вечером плот был надежно закреплен вблизи причалов Цигломенского ЛДК. Кстати, в прошлом году к причалам и лесостоянкам деревообрабатывающих предприятий Архангельска прибыло более 20 плотов.