08.05.2022 14:24

День Победы: 150 мальчишек, которые в 1942 году отравились на Новую Землю заготавливать яйца

Эти архангельские ребята достойны памятника, но известно о них слишком мало
Петрович. Кадр из фильма «Летняя поездка к морю»

На Новую Землю

18 октября 1973 года в «Комсомольской правде» в рубрике «Шестнадцать» напечатан очерк «Робинзоны 42‑го». Подписана публикация так: «Н. Вурдов, шестнадцатилетний 1942‑го. Архангельск». Начало не могло не заинтересовать читателей: «Кайра – птица, похожая на маленького пингвина. Она кладёт одно яйцо прямо на выступ скалы. Яйца в полтора раза больше куриных и не уступают им ни по вкусу, ни по питательности. А шло голодное военное время.

До отплытия перед нами выступил начальник экспедиции капитан Гроздников. Он рассказал о тяжёлом положении на фронтах, объяснил задачи экспедиции, а закончил так:

– Трудно вам придётся, ребята. Очень трудно. В море, на скалах – опасно. Не всегда согреетесь, не всегда и отдохнёте по‑настоящему. Кто боится – ещё не поздно вернуться домой. Отпустим, слова плохого не скажем. Есть такие?

Таких не оказалось».

Этот очерк прочитал киносценарист Юрий Клепиков, написал сценарий, по которому режиссёр Семён Аранович снял фильм «Летняя поездка к морю».

Капитан тралового флота А. А. Гроздников держал свою краткую речь перед 150 мальчишками, которые 80 лет назад, 30 июня 1942 года, отправлялись на трёх судах в экспедицию на Новую Землю для того, чтобы подкормить голодавший Архангельск.

В опасное плавание пятнадцатилетние и шестнадцатилетние архангелогородцы ушли на траулере «Зубатка», шхунах «Авангард» и «Азимут».

1942 год был самым тяжёлым для города: он принимал ленд-лизовские грузы, в том числе продовольствие, и отправлял их на фронт…

11 мая 1942 года бюро обкома Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и облисполком приняли совместное постановление «О заготовке яиц, тушек кайры и добыче рыбы на острове «Новая Земля» (так в документе. – С. Д.) и вывозе заготовленной продукции в гор. Архангельск в навигацию 1942 года».

Выполнять это постановление надо было и обкому комсомола. Через 18 дней после этого решения была готова справка (её подписал секретарь обкома Абрютин), в которой сказано, что 150 школьников и студентов техникумов для экспедиции на архипелаг подобраны. «При проведении отбора только по одному Маймаксанскому району было подано свыше 50 заявлений», – цитирую справку. Отобрали в этом районе 20 человек, в четырёх других районах областного центра – от 15 до 50 человек.

Под руководством Петровича

Николай Вурдов в своём очерке назвал реальные фамилии тех ребят, с кем он трудился на острове Пуховый. Это Артемий Кривополенов, Борис Меньшиков. Они, как и Николай Вурдов, – из 9‑й школы Архангельска. Ещё одна фамилия – Владимир Деркач.

Точнее, Пуховый – островок километра полтора в длину и около полукилометра в ширину. На высоких отвесных скалах, до 100 метров, – птичий базар, многие тысячи безобидных птиц на узких карнизах. Работала на Пуховом бригада из 40 человек. Другие бригады во главе со взрослыми промысловиками трудились у Малых Кармакул. Это уже по рассказу Артемия Павловича Кривополенова, с которым мне довелось в своё время встретиться.

Известны фамилии (к сожалению, без имён и отчеств) бригадиров – Мошков, Старков, Котлов. К экспедиции была прикомандирована опытная медицинская сестра – в фильме её сыграла ныне хорошо известная актриса Татьяна Кравченко.

На Пуховом – ни дров, ни пресной воды. То и другое привозили на мотоботе. Как и продукты питания, соль для засолки тушек кайры. Если доставке мешал шторм, от топчанов приходилось отламывать доски, а воду получать по мизерной норме, экономить хлеб. Чёрный, разумеется.

Мотобот увозил в Кармакулы ящики с яйцами кайры, чаны с этой засоленной птицей.

На Пуховом руководил «робинзонами» опытный промысловик, который назван только по отчеству – Петрович. Запомнил его Вурдов «высоким, пожилым, неразговорчивым рыбаком в огромных бахилах». В кинофильме это роль замечательного актёра Николая Скоробогатова.

Потом они воевали

В 1978 году в Северо-Западном книжном издательстве вышла документально-художественная повесть Николая Вурдова «Робинзоны студёного острова». Автор, который не мог знать фамилий всех участников экспедиции, – а некоторые имена запамятовал, – дал своим героям подлинные и вымышленные имена. И получилось, что фамилий реальных людей совсем немного.

За эту тему я взялся благодаря историку Владимиру Николаевичу Булатову, создателю Поморского государственного университета. Затем – с помощью краеведов, журналистов, других земляков – устанавливал другие фамилии. К примеру, почётный гражданин Архангельска Владислав Дмитриевич Иванов рассказал мне о Борисе Панкратове, который стал доктором технических наук, руководителем лаборатории Института атомной энергии имени Курчатова. Краевед Владислав Сметанин поделился знаниями о моряке Владимире Константиновиче Бурсине. Помогла и журналист Ольга Головченко.

Александр Ахаткин, Арсений Баков, Владимир Ермолин, Александр Каменев, Сергей Колтовой, Леонид Павлов, Геннадий Перфильев, Владимир Попов, Александр Потапов, Геннадий Сабинин, Олег Сергеев, Георгий Фроловский, Николай Чистиков. Вот и все, кого могу назвать. Только 19 человек.

О «новоземельцах» я писал не раз – и в «Правде Севера», и в журналах «Двина», «Известия Русского Севера», в «Пенсионерской газете» – надеялся, что в школах подключатся к поиску. Увы, надеялся напрасно.

О Вурдове надо сказать особо. Здесь мне недавно помог краевед Альберт Степанович Пахолков: он показал личное дело Вурдова.

Николай Александрович родился 15 января 1927 года в селе Глотово Удорского района Коми Республики (тогда – автономной республики Советского Союза). По национальности – коми. В 1931 году семья переехала в Архангельск. С 1944 года Николай служил в Военно-морском флоте. (Часть других «новоземельцев» тоже была призвана после 1942 года в армию и на флот.) Инвалид Великой Отечественной войны третьей группы. Учился в Институте физической культуры и спорта имени Лесгафта. Заведовал военно-физкультурным отделом Архангельского горкома комсомола. Работал инструктором облсовета ДСО «Труд». Член Коммунистической партии Советского Союза с 1951 года. Из «Спартака» ушёл в ДСО «Урожай» – возглавил Приморский районный совет спортобщества. Достойная биография.

Фильм «Летняя поездка к морю» вышел на киноэкраны в 1980 году, хотя был готов в 1978‑м. Картина «грубо травмирована цензурой», как выразился Клепиков: отчасти из‑за того, наверно, что парни там – не самые «правильные». Есть и хулиганистые, есть курильщики, картёжники. Но они совершили подвиг, добыв изрядное количество яиц и тушек кайры, наловив гольца. Их добыча отправлена в детские ясли, сады, школы. Ребята спасали Архангельск. В спартанских условиях. В зоне боевых действий – и немецкий самолёт стрелял, и подлодка палила. Как написал Николай Вурдов в «Комсомолке», все были горды тем, что рядом с опасностью делали очень важную работу. «С этим чувством было легче переносить все трудности…»

Наши юные земляки, работавшие у Малых Кармакул, помогли с питанием морякам американского транспорта, потерпевшего аварию. Те отметили у ребят «большое чувство к кооперативным началам», которое янки было «трудно вообразить». Не отказывались гости-союзники от кайры отварной с перловкой. И хлеба им хозяева дали, хотя самим причиталось по буханке на неделю.

Домой парни вернулись в сентябре или даже в октябре – сведения расходятся. На пароходе их наградили – выдали каждому по буханке хлеба.

Кинокартина была задвинута на задворки кинопроката. Теперь её несложно найти в интернете.

На мой взгляд, придуманная кинематографистами история со сбитым немецким лётчиком, пленением его парнями, поисками его немецкими подводниками и гибелью Петровича – лишняя. Подвиг архангелогородцев и без этих фантазий – настоящий.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ