Напомним, что работа на участке «северная кромка льда — лоцманский буй порта Архангельск» началась в новогоднюю ночь, а на участке от «северной кромки льда до лоцманского буя порта Кандалакша» — в первую неделю нового года. Всего ледоколами ФГУП «Росморпорт» — «Диксон», «Капитан Драницын» и «Тор» за зимнюю компанию 2022 года проведено почти 120 транспортных судов. Безусловное лидерство в проводках судов принадлежит ледоколу «Диксон»; за зиму и весну он находился во льдах Белого моря 115 суток.
А в устье Северной Двины продолжается ледоход. Не ошибусь, если скажу, что «Гидрологический бюллетень», в котором специалисты Северного управления гидрометслужбы сообщают о движении льда на Северной Двине, всю прошлую неделю был самой читаемой литературой. Понятен интерес тех жителей, кто живет на островах; затопит дома половодьем — не затопит, повезут людей буксиры — не повезут. «Бюллетень» внимательно читают и те, кто связан с морем, рекой и портом; подход головы ледохода к границе порта — это остановка грузовых операций, это выход морских судов на внешний рейд. Гидрологи прогнозировали, что голова ледохода подойдет к Архангельску в первой половине суток 27 апреля. И к тому времени противопаводковые мероприятия в порту были выполнены.
К полуночи 26 числа из порта вышли и встали на якорь в Двинском заливе: теплоходы Северного морского пароходства «Капитан Сахаров» и «Капитан Коковин», грузившиеся у Цигломенского ЛДК, «СМП Северодвинск» и «Виктор Забелин», стоявшие под погрузкой у причалов Маймаксанских лесозаводов. Сухогрузы из Хатанги «Ермак» и «Георгий Ушаков», ожидавшие указаний судовладельца на Городском рейде, также перешли на внешний рейд. И даже ледовый богатырь «Михаил Сомов», зимовавший у пирса СРЗ «Красная кузница», покинул пределы порта. В начале суток 27 апреля, максимально ускорив темпы грузовых операций, вышли в рейс сухогруз «Арктика-1» с генеральным грузом в Сабетту, иностранец «Veerseborg» с пилолесом в Бельгию, танкер «Корд Арктик» с нефтепродуктами в Мурманск. Опустели причалы грузовых районов «Жаровиха», «Левый берег», «Соломбальский терминал», остановилась работа на причалах лесозаводов.
В ночь на 28 апреля голова ледохода подошла к Холмогорам, утром того же для — к Архангельску. Ледоколы, обеспечивающие безопасное прохождение льда, встали в контрольных точках: «Капитан Евдокимов» — на Бакарице, «Капитан Чадаев» — у морского-речного вокзала, «Тор» — на Экономии. Однако двум последним долго стоять не пришлось; основанная часть льда, против ожидания, пошла не Никольским и Мурманским рукавами дельты, а по фарватеру Главного судового хода. Нагромождения крупнобитых льдин, торосов моментально заполнили Соломбальский рейд, Ледоход встал возле острова Бревенник, там, где начинается узкая извилистая протока Маймакса.
Заторы на северной Двине — явление не редкое. Но самое плохое, что при такой ледовой обстановке буксиры, перевозящие пассажиров, оказались бессильны. Транспортное сообщение между районом Соломбала и островом Хабарка, а также поселком Маймаксанского лесного порта было прекращено. К разрушению затора были привлечены ледоколы, но и они двигались с трудом. Лишь к ночи удалось взломать часть затора, но утром 29 апреля ледяная стихия вновь закупорила вход в Маймаксу. Гидрологический бюллетень сообщал об этом так: «В период с 11:20 до 16:00 на главном судовом русле Соломбалы и Маймаксы лед не двигался. Наблюдалось слабое кратковременное движение льда в Никольском рукаве. Продолжалась работа ледоколов по разрушению затора и разрежению льда. В 16:00 движение льда возобновилось. Далее 30 апреля в Маймаксанском русле будет наблюдаться средний ледоход, разрушение льда в Корабельном и Мурманском рукавах ожидается 3 — 7 мая. Предположительно прохождение редкого ледохода на акватории порта продлится до 5 мая, полное очищение ото льда дельты реки Северная Двина — 09 мая».
То есть, судоходство в устье Северной Двины и грузовые работу в Архангельском порту продолжатся через два — три дня.