01.05.2022 10:00

Как в Хорошевском коневодческом комплексе выполняют свою главную миссию – разведение орловских рысаков

На днях стало известно, что авиакомпания «Россия» новый воздушный лайнер назвала в честь нашего Вельска
Андрей Перетягин, известный наездник и управляющий Хорошевским конезаводом, приветствует своих питомцев. Слева – гордость Татарстана жеребец Беркут, которого удалось заполучить для репродуктивной работы
Возрождение скаковых троек началось в Вельске
Жеребята орловских рысаков почти всегда рождаются серыми и только к пяти годам становятся белыми
Помимо беговых качеств в лошадях ценится и красота
Инициатор создания конезавода – маршал Советского Союза Будённый, о чём рассказывается в музее предприятия
В этом прицепе из Казани в Вельск доставили знаменитого рысака Беркута

На носовой части фюзеляжа под кабиной пилотов размещены название и герб города, а фюзеляж украшает тройка мчащихся лошадей.

Теперь вельская тройка летаетТеперь вельская тройка летает

«Это наш национальный символ – самая быстрая упряжка в мире. В Хорошевском как раз сейчас ведётся работа по возрождению традиций русских троек», – написал в своём телеграм-канале по этому поводу губернатор Александр Цыбульский.

Хорошевский коневодческий комплекс известен и вниманием прессы не обижен – особенно журналистов и просто зрителей привлекают скачки, которые проходят на вельском ипподроме. И прежде всего заезды троек – ведь они очень красочные и вызывают множество эмоций. Тем более что Андрей Перетягин, известный наездник, управляющий Хорошевским конезаводом – инициатор возрождения русской тройки. В 2019 году на ипподроме Хорошевского конезавода впервые прошёл этап чемпионата России русских троек. Тройка Андрея Перетягина становилась победителем и призёром на различных соревнованиях.

Известно, что вельские лошади лечат – на конезавод на реабилитацию приезжают дети с различными заболеваниями. Здесь также учат подростков верховой езде и ухаживать за лошадьми, проводят экскурсии для желающих – такая просветительская работа.

Всё это важно и ценно. И всё же главная задача конезавода – разведение орловских рысаков. Но об этой работе как раз известно мало, что и объяснимо – дело в том, что в конюшни, где находятся матки с жеребятами, бесценное достояние не только конезавода, но и страны, не водят экскурсий и вообще не пускают посторонних. Но нам повезло – во время агрофорума, который проходил в Вельске, Андрей Альбертович Перетягин позволил побывать в конюшне нескольким его участникам.

Об агрофоруме мы рассказывали в прошлом номере газеты, в статье, которая называлась «Большая наука спустилась на землю». Главная его тема – импортозамещение и продовольственная безопасность. И можно сказать, что и конезавод в Вельске начинался со схожих посылов, с учётом своего времени, конечно.

Первые жеребята – в год Победы

Большая наука в Вельск пришла ещё в 1943 году. И это удивительно! Страна, отдавая все силы, работала на фронт и Победу, а в Вельске начинали создавать коневодческий комплекс, где специалистам предстояло заниматься племенной работой. Инициатором его создания стал маршал СССР Семён Будённый. Он был человеком, далёким от науки, но близок к лошадям, понимал их стратегическое значение для страны во все времена – и в мирное, и в военное. Также понимал, что коневодство без племенной работы не поднять, а ведь война по нему ударила очень сильно.

И в деревне Хорошево началось строительство первой конюшни будущего конезавода. И это тоже была поистине героическая работа. Вскоре она дала результат – первых жеребят завод получил в победном 1945 году, также, благодаря этой работе, поголовье лошадей в районе достигло довоенного уровня.

У конезавода случались и тяжёлые времена, он чуть было не закрылся, казалось бы, в благополучных 2000‑х, но в 2014 году предприятие перешло к агрофирме «Вельская». Тогда управляющим Хорошевским коневодческим комплексом и стал Андрей Перетягин. И тогда же начался новый этап в истории предприятия. Самое главное – в 2015 году конезавод получил лицензию на право заниматься племенной работой по разведению орловского рысака. И стал самым северным предприятием-репродуктором в мире.

Быстрые и красивые

Вот они, бесценные продолжательницы лошадиной рысистой породы – 24 племенные матки. И они – самый важный результат восьмилетней работы конезавода, как сказал Андрей Альбертович.

Эти лошади посторонних видят нечасто, поэтому нас рассматривают с любопытством. Вот так и смотрим – мы на них, они на нас. Зато к Андрею Альбертовичу тянутся сразу, узнают, здороваются.

У каждой лошади есть красный паспорт института коневодства.

– Когда рождается жеребёнок, мы отправляем кровь в этот институт, а они по ДНК определяют достоверность породы, после этого мы лошадей чипируем, – объясняет Андрей Альбертович.

Так что с родословной здесь у всех всё в порядке. И, конечно, все кобылы непременно имеют выдающиеся достижения в беге – так они получают право на продолжение рода орловских рысаков. Андрей Альбертович так и сказал – матками достойны стать только те, кто показал себя в беге.

Кстати, признания лошадиной красоты тоже учитываются.

– Это кобыла по кличке Мечта, – рассказывает Андрей Альбертович, – у неё мать – от московского конного завода. Мечта выступала на Центральном Московском ипподроме, а во время соревнований специалисты делают экстерьерные оценки. Так вот Мечта в трёхлетнем возрасте по этим оценкам в России была первая.

Но матерями быть непросто, даже породистым кобылам. Видно, что некоторые похудели.

– Это естественно, – объясняет Андрей Альбертович, – организм работает на молокоотдачу, кальций из организма вымывается. Попробуй жеребёнка с такой жопой прокормить! Но главное – он сытый. А на травку выйдут, быстро наберут вес и форму.

На вопрос – через какое время кобыла снова готова стать матерью, Андрей Альбертович отвечает, что уже на девятый день после рождения жеребёнка. Подрастёт один, а на подходе уже другой. Так и пополняется племенное стадо.

Обратили внимание, что среди жеребят нет ни одного белого, хотя мамы такой масти есть.

– Жеребята белыми не рождаются, – объясняет Андрей Альбертович. -Любая лошадь орловской породы чаще всего рождается серой. Потом начинает седеть, а к годам пяти может стать почти белой.

По словам управляющего, много хлопот с придумыванием имён новорождённым жеребятам. Имя должно начинаться на букву матери, также в нём обязательно должна присутствовать буква отца. А имя обязательно должно звучать – ведь это будущие рысаки.

Лучшие отцы страны

Андрей Альбертович рассказал, что под каждую кобылу специально подбирается жеребец, чтобы потомство унаследовало лучшие качества обоих родителей. Есть такие отцы на самом конезаводе, например, Полёт Второй. Он бегал в Москве, а потом Хорошевский конезавод приобрёл его в собственность. Он не выступает из‑за возраста, но является отличным отцом. Андрей Альбертович показал его сына – жеребёнка по кличке Марципан. Кстати, мать у него – красавица Мечта, значит, есть вероятность, что вырастет быстрым и красивым.

А за знатными отцами охотятся все племенные хозяйства страны. Например, за жеребцом Беркутом, элитой Татарстана, по словам Андрея Альбертовича, выстроилась большая очередь. А его удалось заполучить именно нашему конезаводу. Во дворе стоит прицеп, на котором его везли из Казани, а это более тысячи километров. Но дорогу он перенёс хорошо и быстро адаптировался.

– Привезли мы Беркута в январе, – рассказывает Андрей Альбертович, – а уже 11 кобыл от него забеременело.

Спрашиваю – дорого ли стоит аренда такого жеребца?

– Мы платим алименты, – шутит Андрей Альбертович, – у нас есть договор, по которому Беркут должен произвести 12 жеребят. Его хозяину достанутся двое, а нам – десять. Хозяин имеет право сам выбрать жеребят, но только из «мальчиков», «девочки» остаются собственностью конезавода.

Беркут уже заканчивает свою миссию на Хорошевском племзаводе и вскоре отправится обратно в Казань – ведь начинается сезон скачек, а он знатный рысак. Продолжением рода занимается исключительно в свободное от скачек время, а это зимний период.

Когда мы любовались Беркутом, Андрею Альбертовичу позвонил его хозяин. Мы хором крикнули, что Беркут – настоящий красавец и вообще – молодец… И это чистая правда.

Для коренника главное – стальные нервы

Лошади, которые входят в состав тройки Андрея Альбертовича, стоят в той же конюшне, что и Беркут. И они тоже очень красивые. К лошадям, бегающим в тройках, много требований, но одно из основных – устойчивая нервная система. По словам Андрея Альбертовича, особенно это касается коренника. У него должны быть стальные нервы.

А вообще, лошади перед соревнованиями часто нервничают и волнуются. В этой тройке особенно отличается один из пристяжных – у коня все показатели прекрасные, а вот нервишки шалят.

– Приезжаем в Москву, только выгрузились и в карантин стали, а его уже трясёт, двое суток не ест. А ведь это потеря энергии перед самым забегом, – рассказывает Андрей Альбертович. – Бежим в магазин, покупаем мешок яблок, которые он любит, чтобы он хоть что‑то ел, поддерживал себя. Потом его седлаю, вроде успокаивается, а перед выходом на старт снова начинает его колотить. Но во время забега уже не до волнения – надо побеждать.

Вот, кажется, чего тебе, коню, волноваться? А ведь точно как мы перед экзаменом. В общем, всё у нас, как у коней…

По словам Андрея Альбертовича, лошади знают, что они победили и очень этому радуются. Но мало того, что порадовались после финиша на эмоциональной воле. Они эту радость сохраняют до самого дома.

– Как они кричат, когда возвращаются с победой, – рассказывает Андрей Альбертович, – чтобы все слышали, а им отвечают ржанием, тоже радуются и приветствуют. А когда проигрывают, хвосты поджали – и быстро в свой загон. Говорю – что, стыдно стало?

Лошади живут здесь своей жизнью – с эмоциями, радостями и огорчениями. Но вот возникает вопрос – что бывает с этими заслуженными рысаками, когда они вырабатывают свой ресурс во всех смыслах?

– Такие лошади доживают у нас до естественной смерти, они это заслужили, – говорит Андрей Альбертович. – Хороним их, отдаём последнюю дань…

Лошади, действительно, – это особый мир. В Хорошевском коневодческом комплексе сегодня делают всё, чтобы его сохранить и передать потомкам. А это и работа, и служение. И в 2020 году предприятие получило высшую общественную награду Архангельской области «Достояние Севера».

А сейчас лошади родом из Вельска ещё и летают. Конечно, вдохновенно. Есть такой секрет летающих лошадей…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото автора, Аллы Валуйских, Анны Барониной и из архива «Правды Севера»