Конечно, традиции отечественного парламентаризма намного глубже — и ранее существовали такие институты народного представительства, как вече, княжеские и боярские думы, земские соборы. Многовековой опыт истории России показывает, что именно эти институты способствовали диалогу между властью и народом.
И все же самостоятельная законодательная власть возникла лишь с образованием в 1906 году Государственной Думы - первого всероссийского представительного органа.
В Архангельске, после земских реформ императора Александра II, были созданы Дворянское депутатское Собрание, выборная городская Дума.
Свою роль в становлении современного парламентаризма в стране сыграл сложный и неоднозначный период середины 80-х – начала 90-х годов XX века. Всего за восемь лет страна прошла через политические потрясения: передачу власти от партийных органов Советам народных депутатов; принятие нового закона о выборах, которые стали альтернативными; переход в марте 1990 года к президентской системе правления, августовский путч 1991 года, роспуск Советов, распад СССР.
И все же, годом рождения представительных органов власти в современном понимании стал 1993-й.
Принятая в 1993 году на Всероссийском референдуме пятая в истории страны Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», на основании постановлений главы администрации области 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Архангельское областное Собрание депутатов первого созыва.
Сегодня, в
День российского парламентаризма,
предлагаем вместе с нами перелистнуть
страницы истории Архангельского
областного Собрания депутатов.
Первый созыв
(1993 – 1996 годы)
Фото: пресс-служба областного Собрания
Выборы первого созыва принципиально отличались от формирования Советов. Да, кандидатов по-прежнему выдвигали трудовые коллективы, но выбор был уже альтернативным.
Избиратели видели в креслах парламентариев тех, кого знали по работе, ориентируясь по принципу: смог решать задачи и проблемы предприятия – по плечу и проблемы области. Им, профессионалам своего дела, но непрофессиональным политикам и законотворцам, люди готовы были доверить судьбу области на следующие два года.
Ещё не был законодательно закреплён порядок привлечения специалистов к работе в избирательных комиссиях. Работали в них люди достойные, те, кому можно было доверять благодаря их статусу: редакторы газет, руководители организаций, представители профсоюзов, юристы.
Первоначально в декабре 1993 года были избраны 35 депутатов, после повторных выборов 20 марта 1994 года их стало 37 человек, в том числе четыре женщины. Возглавил Архангельское областное Собрание депутатов первого созыва Николай Алексеевич Исаков – глава администрации Пинежского района, его первым заместителем стал Юрий Сергеевич Сивков – начальник цеха Севмашпредприятия.
За два с небольшим года, с декабря 1993 по май 1996, были проведены 25 сессий, приняты 50 законов и 369 решений.
Первым созывом областного Собрания создавалась законодательная база, способствовавшая формированию и организации работы представительных и исполнительных органов власти на местах.
Сама жизнь ставила актуальные задачи: в связи со сложным финансовым положением и спадом производства депутаты ежеквартально утверждали областной бюджет, обсуждали вопросы стабилизации экономической ситуации, положение дел в капитальном строительстве, химико-лесном и аграрном комплексах, народном образовании и здравоохранении области.
Первый созыв
Архангельского областного Собрания
депутатов работал в период формирования
новой системы государственного
управления, в условиях острого
социально-экономического кризиса.
Именно поэтому принимаемые законы
определяли в основном правовое положение
области в целом и отдельных
административно-территориальных
образований, структуру и порядок
формирования органов государственной
власти области и органов местного
самоуправления.
Второй созыв (1996-2000 годы)
Выборы депутатов второго созыва состоялись 16 июня 1996 года, одновременно с выборами Президента Российской Федерации. Благодаря работе парламентариев первого созыва выборы во второй созыв проводились уже на основании областного закона, по 39 одномандатным округам.
Принципиально новым в выборах второго созыва стало участие избирательных объединений и блоков - стране складывается многопартийная система многопартийности.
Выборы протекали в напряжённой обстановке: в сложных экономических условиях у россиян просто не было времени всё осмыслить и сориентироваться в изменяющейся ситуации.
Всё это и, как следствие, нарастание социальных проблем обусловили выбор избирателей, пожелавших видеть среди депутатов и представителей социальной сферы.
Председателем Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва был избран начальник управления автомобильных дорог Архангельской области Вячеслав Калямин. Заместителями стали Юрий Сивков, являвшийся первым заместителем председателя облсобрания первого созыва, и глава администрации Плесецкого района Валерий Харитонов. По сравнению с первым созывом срок полномочий парламентариев увеличился до 4 лет.
За время работы депутатов второго созыва была проведена 31 сессия, приняты 208 областных законов, вынесены 882 решения, значительная часть которых была связана с вопросами экономики и социальной сферы региона, с деятельностью органов государственной власти области.
В структуре Собрания были образованы 9 постоянных депутатских комиссий. Решением сессии была зарегистрирована одна фракция – «Союз Архангела Михаила». Для решения конкретных вопросов и проблем в Собрании создавались временные рабочие группы. Работа депутатов второго созыва, особенно в первые годы, шла в условиях продолжающегося спада производства, снижения жизненного уровня населения, повсеместной задержки выдачи зарплаты, пенсий, пособий. Именно поэтому особое внимание уделялось рассмотрению и реализации областной программы «Об основных направлениях выхода экономики области из кризиса», вопросам бюджетной и социальной политики.
Был принят
закон о контрольно-счётной палате
областного Собрания; приняты областные
законы «О социальной норме площади
жилья», «Об организации работы по опеке
и попечительству в Архангельской
области», «О качестве и безопасности
пищевых продуктов и продовольственного
сырья».
Третий созыв (2000-2004 годы)
Выборы в
областное Собрание третьего созыва
состоялись 18 июня 2000 года по 39 одномандатным
избирательным округам, формирование
которых проводилось по принципу
примерного равенства числа избирателей.
Главным отличием выборов третьего созыва, свидетельствовавшим о сложившейся качественно новой избирательной системе области, стало выдвижение кандидатов от избирательных блоков - «Честная политика», «Солидарность», региональные отделения «Демократической России» и «Аграрной партии России» участвовали в предвыборной борьбе.
23 кандидата получили статус депутата областного Собрания, 8 из них – представители второго созыва. В 16 избирательных округах выборы не состоялись по причине низкой явки избирателей. Перед областью встала серьёзная проблема – из-за отсутствия кворума депутаты не могли принимать законы, в том числе и областной бюджет на следующий год. Отсутствие легитимности не позволяло начать работу по приведению областного законодательства в соответствие с активно изменяющимся федеральным.
Потому так важно было максимально быстро, насколько позволял закон, провести повторные выборы, которые и состоялись 3 декабря 2000 года. Были избраны 14 депутатов, а 25 марта 2001 года – ещё два.
Возглавил областное Собрание депутатов генеральный директор ОАО «Севералмаз» Виталий Фортыгин. Его заместителем был избран Николай Исаков – председатель комитета международных, межрегиональных связей и национальной политики администрации Архангельской области, заместитель председателя правительства.
Особенностью состава депутатского корпуса третьего созыва стал приход в Собрание представителей бизнеса. И это понятно и логично: избиратели оказали доверие в том числе тем, кто выстоял в очень тяжёлое с экономической точки зрения время, а значит, и мог способствовать развитию области.
Четырёхлетняя работа депутатов третьего созыва шла в условиях стабилизации экономики, роста производства в промышленных отраслях, наметившейся тенденции к выходу из кризиса в социальной сфере. В стране началась активная работа по государственному переустройству, в том числе по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местным самоуправлением.
Всё это определило главную задачу парламентариев третьего созыва – приведение областного законодательства в соответствие с федеральным, стало импульсом его динамичного развития. Реагируя на требования жизни, учитывая развитие федерального законодательства, областные парламентарии решали самые актуальные вопросы, вносили с учётом реалий поправки в действующие законы, отменяли устаревшие, разрабатывали и принимали новые.
Были проведены 40 сессий, на которых рассмотрено более 900 вопросов, приняты 286 законов, 972 постановления и 158 решений. Среди основных направлений работы – вопросы бюджетного и налогового регулирования, государственного строительства, местного самоуправления, промышленности, транспорта, торговли, охраны здоровья населения.
Важно, что
за четыре года были приняты более 20
законов социальной направленности,
ориентированных на поддержку
малообеспеченных граждан, социальную
реабилитацию инвалидов, на защиту
материнства и детства, поддержку
образования и культуры. Впервые в
Архангельской области был введён
институт уполномоченного по правам
человека.
Четвёртый
созыв (2004 – 2009 годы)
Состав
областного Собрания четвёртого созыва
был сформирован в конце 2004 года. На
выборах 19 декабря были избраны 56 депутатов
из 62.
На повторных выборах 13 марта 2005 года – еще 6 депутатов. Это была совершенно иная выборная кампания – и по эмоциональному накалу, и по принципу выдвижения кандидатов. Повышение активности политических партий, усиление их влияния на общественные процессы определили систему, по которой должны были проводиться выборы. Впервые предпочтение было отдано смешанной системе выборов – пропорционально-мажоритарной: кандидаты выдвигались и от избирателей, и от общественных объединений. Таким образом, был сформирован парламент классического типа в составе 62 человек. В областном Собрании успешно действовали пять фракций: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ», «Справедливая Россия».
Сохранилась тенденция прихода во власть представителей бизнеса, большинство депутатов являются предпринимателями: состоявшись в деловом мире, они пришли в сферу политики, чтобы и здесь применить свои знания и опыт. Среди парламентариев также учителя, врачи, руководители муниципальных и государственных предприятий, представители профсоюзов. Председателем вновь стал Виталий Фортыгин, который является и руководителем Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Его заместители: Елена Вторыгина – председатель комитета по делам женщин, семьи и молодёжи администрации области, Александр Поликарпов – первый заместитель главы администрации области по управлению ресурсами и имущественным комплексом, Дмитрий Владимирович Таскаев – генеральный директор «Карат НЛ».
К началу работы четвёртого созыва областного Собрания законотворческая деятельность в области уже довольно прочно встала на накатанные рельсы. Этому способствовали и стабилизация ситуации в стране, и опыт первых трёх созывов, и активно начатая предыдущими депутатами работа по совершенствованию законодательной базы области, а также знания и опыт, приобретённые в результате межпарламентской и международной деятельности.
За период деятельности четвёртого созыва принят 671 закон, столь большая цифра связана с масштабными реформами в стране и с кардинальным изменением федерального законодательства. Так, значительная работа была проведена в связи с реформой системы местного самоуправления.
Для организации эффективного взаимодействия между муниципальными образованиями области в марте 2005 года был создан Координационный совет представительных органов муниципальных образований при областном Собрании депутатов. В рамках Совета муниципальные образования разделились на 6 территориальных групп, что позволило формировать общие предложения по законодательным инициативам.
Пришло и понимание того, что недостаточно просто принять закон. Важно отследить, как он работает на практике, определить его сильные и слабые стороны, реакцию населения области на принятые решения.
С этой целью
в четвёртом созыве начал проводиться
мониторинг законодательства и
правоприменительной практики. Итогом
такой работы является ежегодный доклад
председателя областного парламента «О
состоянии законодательства в Архангельской
области». Таким образом, законодательная
и политическая система региона прошла
путь от решений, нередко принимаемых
интуитивно, под влиянием требований
времени, к деятельности, подкреплённой
законами, основанной на чётком понимании
экономической ситуации, происходящих
в обществе процессов, осознании места
Архангельской области в стране и мире.
Пятый созыв (2009-2013 годы)
Выборы депутатов Архангельского областного Собрания пятого созыва состоялись 1 марта 2009 года и проводились по смешанной системе: 31 депутат избран по одномандатным округам; 31 депутат – по партийным спискам.
Председателем вновь стал Виталий Фортыгин. Его заместители: Антонина Драчева (до избрания – генеральный директор ООО «Беломорский лес»), Александр Поликарпов. В рамках Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва зарегистрировано 4 депутатских фракции: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» и «ЛДПР».
За период деятельности депутатов Архангельского областного Собрания пятого созыва состоялось 48 сессий, принято 716 законов и 2004 постановления.
Пятый созыв депутатов Архангельского областного Собрания начал работу в непростые времена мирового экономического кризиса. Поэтому, уделяя самое пристальное внимание экономике региона, депутаты активно занимались подготовкой законодательной базы для реализации комплекса мер по стабилизации положения в области, по защите северян от последствий кризисных явлений.
Депутатами Архангельского областного Собрания пятого созыва проведена серьезная работа по формированию нормативно-правовой базы для обеспечения реформ образования, здравоохранения, социальной сферы.
Кроме того, именно в этом созыве были приняты принципиально новые законы, серьезно влияющие на политическую ситуацию в области:о гарантиях равенства политических партий, представленных в Архангельском областном Собрании депутатов при освещении их деятельности региональными электронными СМИ, об Общественной палате Архангельской области, о гражданской законодательной инициативе. Были внесены изменения в Устав Архангельской области, в соответствии с которыми срок полномочий Губернатора Архангельской области и Архангельского областного Собрания депутатов увеличен до 5 лет.
Именно в период работы Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва были приняты законы, в соответствии с которыми в области учреждены посты Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Открытость и доступность стали приоритетами работы Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва. Деятельность Архангельского областного Собрания депутатов широко освещается, организована прямая видеотрансляция сессий Архангельского областного Собрания депутатов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Не менее
значимы для взаимодействия с обществом
стали общественные экспертные советы,
впервые созданные при Архангельском
областном Собрании депутатов, как
постоянно действующие совещательные
органы, осуществляющие свои полномочия
на общественных началах.
Шестой созыв (2013-2018 годы)
Выборы
депутатов Архангельского областного
Собрания шестого созыва состоялись 8
сентября 2013 года и проводились по
смешанной системе: 31 депутат избран по
одномандатным округам, 31 депутат – по
партийным спискам.
Председателем избран Виктор Новожилов (до избрания –председатель совета директоров ООО «Диал-Север»). Его заместителями стали: Юрий Сердюк (до избрания – глава Приморского муниципального района), Игорь Чесноков (до избрания – председатель комитета по образованию и высшей школе Архангельского областного Собрания депутатов четвёртого созыва), Надежда Виноградова (до избрания – административный директор ЗАО «Лесозавод 25», заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва), Сергей Моисеев Вениаминович (до избрания – председатель Архангельской городской Думы), Виталий Фортыгин Сергеевич (до избрания – председатель Архангельского областного Собрания депутатов третьего, четвёртого и пятого созывов).
В структуре Архангельского областного Собрания образовано 14 комитетов и 5 депутатских фракций: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», «ЛДПР», «РОДИНА».
За период деятельности Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва проведено 56 сессий, принято 665 законов и 2014 постановлений.
Депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва были сконцентрированы на законотворческой работе, в максимальной степени отражающей интересы жителей региона: федеральное законодательство «адаптировалось» к условиям Архангельской области, уточнялись его отдельные положения с учётом особенностей нашего региона.
На федеральном уровне были приняты серьезные изменения, которые касались территориальных, организационных основ местного самоуправления, а также перераспределения полномочий между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов в различных сферах деятельности по решению вопросов местного значения.
Установлены критерии определения городских поселений области, главы которых избираются представительными органами таких поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В состав формируемых комиссий по проведению конкурса на замещение должности главы муниципального района или городского округа Архангельской области входят, в том числе, и депутаты Архангельского областного Собрания депутатов.
Изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ, наделили субъекты Российской Федерации полномочиями по нормативному регулированию вопросов, связанных с созданием региональных систем капитального ремонта.
Изменился подход к вопросу предоставления мер социальной поддержки семьям, воспитывающим детей. Принятый комплексный областной закон «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» исходит из принципа адресности и применения критерия нуждаемости.
Важным направлением работы для депутатов шестого созыва Архангельского областного Собрания депутатов стала государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства. Поддержаны многие инициативы, в том числе по вопросам сокращения сроков и затрат на реализацию инвестиционных проектов, сокращения административных процедур при строительстве объектов жилищного и иного назначения. Соответствующие изменения внесены в Градостроительный кодекс Архангельской области.
Продолжая
традиции пятого созыва, в шестом созыве
Архангельского областного Собрания
депутатов действует восемь общественных
экспертных советов по различным отраслям.
Обсуждение законопроектов с представителями
общественности позволяет значительно
повысить качество подготовки нормативных
актов, максимально учесть все нюансы,
убрать возможные шероховатости еще на
стадии формирования нормативного
правового акта.
Седьмой созыв (2018 — настоящее время)
Фото: пресс-служба областного Собрания
Выборы депутатов Архангельского областного Собрания седьмого созыва состоялись 9 сентября 2018 года и проводились по смешанной системе: 24 депутатов избраны по одномандатным округам, 23 депутата – по партийным спискам.
Председателем 7 созыва впервые в истории Архангельского областного Собрания стала женщина. Региональный парламент возглавила Екатерина Прокопьева (до избрания – заместитель председателя Правительства Архангельской области).
Ее заместителями стали: Надежда Виноградова Ивановна, Александр Дятлов (до избрания – председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по природопользованию и экологии), Игорь Чесноков Александрович.
В структуре Архангельского областного Собрания образовано 11 комитетов и 4 депутатские фракции: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, «ЛДПР», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Сегодня перед депутатским корпусом Архангельского областного Собрания седьмого созыва стоят важные стратегические цели. Они касаются сферы здравоохранения, образования, культуры, социальной политики, вопросов дорожного строительства, сельского хозяйства, развития малого и среднего бизнеса – всех тех вопросов, которые сейчас волнуют жителей региона.
В связи с этим актуальным направлением работы депутатов Архангельского областного Собрания седьмого созыва является контроль за реализацией национальных проектов.
Координационный Совет представительных органов муниципальных образований Архангельской области продолжает быть востребованной площадкой для обсуждения актуальных проблем реализации реформы местного самоуправления, взаимодействия с контрольно-надзорными органами и многих других.
При Архангельском областном Собрании депутатов создано 4 экспертно-консультативных совета по законодательству: в сфере жилищной политики и коммунального хозяйства, в сфере культурной политики и туризма, в сфере здравоохранения и социальной политики, в сфере образования. Это – развитие уже имеющейся практики участия общественных объединений и иных организаций в выработке предложений по совершенствованию регионального законодательства.
Деятельность
Архангельского областного Собрания
продолжается. Стало быть, продолжается
и история российского парламентаризма.
По материалам официального сайта областного Собрания