20.04.2022 10:01

В Архангельской области прошёл агрофорум, объединивший усилия учёных и земледельцев, студентов и школьников

Такие форумы сейчас проходят в разных регионах страны, что неудивительно – продовольственная безопасность, импортозамещение в сельском хозяйстве становятся делом первостепенной государственной важности
На занятиях со школьниками в «Агрокубе» — уроженка Вельска Наталия Альбертовна Швачко, кандидат биологических наук, руководитель лаборатории постгеномных исследований

И всё же форум, который работал в Архангельской области с 12 по 15 апреля и назывался «От науки до практики», имеет свои важные особенности. Пожалуй, впервые мы видим, как большая наука буквально спустилась на землю, а учёные, представляющие институт с мировым именем, работали в двух муниципалитетах Архангельской области.

Речь идёт о специалистах Всероссийского института генресурсов растений имени Николая Вавилова (ВИР). Как мы уже сообщали, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский и директор института Елена Хлесткина подписали соглашение о совместном сотрудничестве.

Но есть ещё один важный момент этого сотрудничества — учёные отправились в Вельский район и Котлас, где им предстояло «без раскачки» показать, как можно соединить науку и производство на муниципальном уровне.

Почему выбор пал именно на эти муниципалитеты? Здесь сошлось несколько обстоятельств. Изначально инициатором сотрудничества ВИР с муниципалитетами Архангельской области стало представительство Архангельской области в Санкт-Петербурге. И такое сотрудничество началось со знакового места — с Соловецких островов. Два года назад специалисты института побывали на Соловках и предложили создать там «Вавиловский огород». Это начинание поддержал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Ещё один шаг к сотрудничеству был сделан осенью прошлого года, когда в институте имени Вавилова побывали глава Вельского района Андрей Гуляев и глава Котласа Светлана Дейнеко. Тогда они встретились с Юлией Ухатовой, заместителем директора ВИР, и Оксаной Чернышовой, советником директора.

Признаться, тогда казалось маловероятным, что учёные столь известного института начнут напрямую работать с муниципалитетами. Хотя с Вельском институт связывала прямая нить — Георгий Карпеченко, известный учёный, селекционер и соратник Николая Вавилова, родом из Вельска.

Андрей Гуляев объяснил тогда, что для совместной работы с институтом у них уже есть база — это научно-образовательный культурный центр «Дом Карпеченко» и научно-учебная лаборатория «Агрокуб».

Светлана Дейнеко предложила использовать наработки учёных института в деле озеленения города, создания ландшафта, а ещё огородники Котласа могли бы получить от специалистов ценные знания о растениях, которые они выращивают на своих участках.

В ВИР также побывала Ирина Бажанова, министр торговли и агропромышленного комплекса Архангельской области, и тогда вместе с представительством правительства Архангельской области в Санкт-Петербурге был разработан межмуниципальный проект «Агрофорум».

Тогда же была определена и основная задача форума — популяризация дисциплин биологии и генетики растений, поиск активных талантливых детей для вовлечения их в научную деятельность. Новые знания смогут получить профессиональные озеленители и дизайнеры, дачники и садоводы.

Родом из интеллигентного города

Маргарита Афанасьевна Вишнякова в Вельске бывала несколько раз. Она известный ученый, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела генетических ресурсов зернобобовых культур ВИР, автор более 250 научных работ, десятков научно-популярных статей и нескольких книг о людях из ближнего круга Вавилова. Есть среди этих работ и исследования биографии и научной деятельности Георгия Карпеченко.

– О Георгии Карпеченко мы, конечно, знали, — рассказывает Маргарита Афанасьевна, — но обнаружили, что многое о нём ещё неизвестно. И я предложила Николаю Петровичу Гончарову, специалисту в области генетики, теперь он академик РАН, заняться изучением научного наследия Георгия Карпеченко. Ведь это такая личность! Сначала мы написали брошюру из серии «Люди науки», потом издали толстую книжку. В ней появился ещё один автор — Ирина Котелкина, библиотекарь, которая помогала собирать публикации о Георгии Дмитриевиче.

Маргарита Афанасьевна говорит, что тогда почти ничего не знала про Вельск.

– И вот однажды заместитель директора института мне говорит, что пришло странное письмо из какой‑то деревни, — продолжает она, — там женсовет что‑то организует по поводу Карпеченко. Вытаскивает письмо, а оно оказывается из Вельска! Я говорю, что это не деревня, а город. И мы поехали по этому приглашению в Вельск. Помню то прекрасное заседание женсовета, на котором говорили о значении Карпеченко и для мира науки, и для родного города. С тех пор у меня появились здесь подруги. Было это в 2009 году. И я стала сюда ездить. Меня всегда поражала интеллигентность Вельска, деликатность его жителей. Это город, которому присущ высокий дух — неслучайно здесь сформировалась личность величайшего учёного, исследователя, каким был Георгий Карпеченко.

По словам Маргариты Афанасьевны, ей также дорого то, что в Вельске бережно хранят память о Георгии Карпеченко. И у него, кстати, здесь есть последователь. В ВИР работает вельчанка Наталия Альбертовна Швачко, кандидат биологических наук, руководитель лаборатории постгеномных исследований. Она тоже приехала на агрофорум, по её словам, для неё большая радость, что он проходит в её родном городе. Наталия Альбертовна рассказала, что выросла в семье филологов, но уже с детства знала, что будет заниматься научными исследованиями по примеру своего именитого земляка. Так бывает важен пример…

Кто хочет стать учёным?

Тема формирования задатков учёного уже в раннем детстве тоже очень актуальная сегодня. Ведь именно наука создаёт прорывные возможности для производства. Но много ли современных школьников мечтают стать учёными?

Галина Григорьевна Лобанова, заведующая научно-образовательным культурным центром «Дом Карпеченко», уверена, что путь в науку для маленького Георгия начался из семьи. В семье было 11 детей, где старшие помогали получить знания младшим. В частности, старшие братья Георгия соорудили во дворе свою исследовательскую лабораторию, оснащённую настоящим микроскопом. И будущий генетик с мировым именем первые свои открытия делал именно в этой лаборатории, что называется, играючи. Кстати, в музее выставлен микроскоп той поры — с помощью такого же братья Карпеченко изучали строение тканей растений.

Важно такую же возможность дать и юным землякам Георгия Карпеченко. И у них уже есть возможности попробовать себя в науке, ведь в школе № 1 работает «Агрокуб», в котором оборудованы лаборатории по последнему слову науки и техники. И он — единственный на Северо-Западе России.

Логично, что встреча школьных преподавателей биологии с учёными ВИР проходила именно в этой школе. Как сообщили гостям, только за один год в условиях «Агрокуба» успевают провести биологические опыты 200 школьников.

На встрече учителей с учёными речь шла о традиционном и углублённом преподавании биологии. Сотрудники ВИР рассказали о разработанных в институте методических пособиях и уникальной коллекции семян, хранящейся в банке ВИР. Специалисты института заявили, что для проведения опытов по семеноводству институт готов сотрудничать со школами Архангельской области и по их заявкам предоставлять семена. Первыми их получат Вельская школа № 1 и 82‑я школа Котласа, благодаря успешным докладам учеников этих школ, которые они представили на агрофоруме.

Фиалки будут расти по команде

Ещё одна важная тема, которую обсуждали во время агрофорума, — это профориентация.

Николай Николаевич Кузнецов, декан инженерного факультета Вологодской государственной молочнохозяйственной академии, специально приехал в Вельск для такого разговора.

Николай КузнецовНиколай Кузнецов

– Наши выпускники очень востребованы, — рассказывает он. — Даже в этот приезд зашёл в агрофирму «Вельская», а мне тут же перечислили, специалистов каких профессий они готовы взять хоть сейчас.

Но Николай Николаевич сетует, что выпускники школ в их академию поступают неохотно.

– Многие представляют, что сельское хозяйство — это по‑прежнему тяжёлый ручной или маломеханизированный труд, — продолжает он. — А ведь в сельское хозяйство сейчас приходят самые современные технологии. Чтобы ими пользоваться, необходимы глубокие знания, притом заработная плата в агропромышленном секторе экономики сейчас весьма приличная. Нам важно это рассказать ученикам школ, которые стоят перед выбором профессии.

А ещё лучше — показать. Поэтому участников агрофорума и школьников пригласили в Вельский сельхозтехникум. Сюда в 2020 году в рамках нацпроекта «Образование» поступила новая техника, а мастерские оборудованы в соответствии с требованиями Союза «Молодые профессионалы», то есть с учётом всех современных требований.

Сначала для гостей провели экскурсию, а затем начала работу конференция «Профессиональная ориентация учащихся. Студенческая наука для агропромышленного комплекса».

И вот здесь свои научные разработки показали студенты Вологодской государственной молочнохозяйственной академии. Студент третьего курса Вадим Чулаев представил результаты модернизации конструкции зерноуборочного комбайна, что, по его расчётам, позволит экономить 100 тысяч рублей на один комбайн в год.

Студент второго курса Даниил Дружинин представил игру «Юный фермер». По его задумке, она поможет лучше понять профессии, связанные с работой в сельском хозяйстве.

Илья Прохорычев поделился своими опытами по выращиванию фиалок с использованием регуляторов роста. Его научные наработки вполне доступны цветоводам-любителям.

Глеб Катранов, студент четвёртого курса, предложил варианты использования молочной сыворотки, которую сегодня предприятия, перерабатывающие молоко, утилизируют. А ещё он предложил новую методику производства сыра, при которой сокращается время его созревания.

Эти и другие предложения вызвали и споры, и интерес у специалистов, значит, исследовательская работа продолжится.

Юлия Васильевна Ухатова, кандидат биологических наук, заместитель директора ВИР, подчеркнула, что политика института заключается в том, чтобы талантливые специалисты оставались в регионах. Чтобы они могли здесь проводить исследования, имели возможность реализовывать свой научный потенциал.

То есть наука — это не обязательно удел столичных и крупных исследовательских центров. Но чтобы она развивалась в таких небольших городах, как Вельск, необходима поддержка учёных, которые имеют высокую научную квалификацию и большой опыт. Что и случилось в рамках первого агрофорума, когда наука пришла в муниципалитеты.

Подводя итог «вельской» части форума, участники благодарили главу района Андрея Гуляева за его отличную организацию, а он, в свою очередь, предложил и второй форум непременно провести в Вельске.

Котлас хочет всё и сразу

При подготовке форума специалисты ВИР побывали и в Вельске, и в Котласе, чтобы определить, какому городу что будет важнее и интереснее. Поэтому в Вельске упор сделали на научную и исследовательскую части программы, а в Котласе — на практическую, в частности на работу с садоводами.

Но сначала прошла встреча учёных с учителями биологии и школьниками города. Кстати, специалисты института давно и успешно преподают в «Сириусе» — образовательном центре поддержки одарённых детей в России. И у котласских школьников была возможность примерить на себя тот уровень знаний, которые требуются в столь престижном учебном заведении.

Но, как и предполагалось, самый большой интерес встреча с учёными вызвала у котласских садоводов-любителей, которые собрались в Котласском доме культуры. Сначала учёные обозначили направления, в которых развивается селекция и семеноводство, ответили на множество вопросов по особенностям выращивания плодово-ягодных культур. Куратор коллекции картофеля с полярной опытной станции ВИР представил более десятка сортов картофеля, рекомендуемых для выращивания. Оказывается, сорт «Брат-2» лучше всего подходит для салатов-винегретов, а «Имандра» хорошо разваривается, поэтому из неё получается отличное пюре. А на сорт «Катюша» можно положиться из‑за стабильности урожая.

Котлашане — люди практичные, поэтому сразу стали задавать учёным сакраментальный вопрос: «Когда и где можно купить этот посадочный материал?» Объяснения, что агрофорум — проект не коммерческий, а просветительский, никого не устроил. Поэтому теперь учёные ВИР будут думать, как котласским садоводам-огородникам доставить посадочный материал, который их заинтересовал.

На встречу котласские дачники пришли подготовленными и с гордостью показывали учёным фото урожаев яблок, редких сортов клубники и соцветья капусты, похожие на редкие цветы. А предложения по сотрудничеству внесли важные: в следующий раз разделить аудиторию дачников как минимум на две категории — начинающие и опытные. Опытные, кстати, готовы подключиться и к научным исследованиям — если ВИР предоставит семена для выращивания на котласской земле, дачники сформируют группу, которая будет не только выращивать, но и вести дневник наблюдений с отчётами для научного исследования.

Светлана ДейнекоСветлана Дейнеко

– Это абсолютно новый формат, это то, чего никогда не было, — так оценила итоги агрофорума глава Котласа Светлана Дейнеко. — И нам ещё предстоит понять перспективы, которые даёт это сотрудничество. Но бесспорно то, что оно очень важно. А ещё мы увидели, какие самоотверженные люди работают в институте! Одно общение с ними чего стоит. Такое общение ценно для учителей, оно поднимает их уровень. И разве можно было представить, чтобы профессора, учёные всемирно известного научного центра спустились на землю и давали советы обычным садоводам? И если мы говорим о том, что нам сейчас нужна продовольственная безопасность, то логично привлечь науку, которая знает, как это сделать на самых разных уровнях хозяйствования.

Глава Котласа также считает, что агрофорум даст результат, если общение будет постоянным и он снова соберёт учёных и практиков в будущем году.

«Всё, что делает наука, должно быть внедрено в жизнь»

Ирина Бажанова, министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:

– Во время первого агрофорума нам важно было погрузить в тему генетики школьников, чтобы они понимали, что сегодня агропромышленный комплекс — это не только работа в полях и на ферме, но это ещё и большая научная работа, от которой зависит урожай, надои и в целом продовольственная безопасность страны. И мы очень надеемся, что кто‑то из школьников пойдёт по этой стезе.

Ирина БажановаИрина Бажанова

Вторая цель форума — это профориентация. Его участники побывали в Вельском сельхозтехникуме, увидели, какая там серьёзная производственная база. И вот на примере этого техникума у нас была возможность показать школьникам, в каких условиях сегодня практику проходят будущие работники сельского хозяйства, как они учатся.

Ещё бы мы хотели, чтобы наши аграрии обратили внимание на те научные разработки, которые уже есть, Особенно это актуально в нынешней ситуации. И мы договорились с институтом, что они нам дадут несколько видов семенного материала для кормовых культур, которые мы высадим на базе одного из сельхозпредприятий, чтобы посмотреть, как эти культуры себя поведут в наших северных условиях. Эта большая работа в перспективе может дать хорошие результаты.

Отдельное место занимает научная конференция, в рамках которой возникают взаимосвязи, выстраиваются отношения, они также дадут результат.

Это только начало, сегодня коллеги говорят, что уже есть идеи по второму агрофоруму, и неслучайно он носит название «От науки до практики». Всё, что делает наука, должно быть внедрено в жизнь и должно работать на конечного потребителя, а именно на каждого жителя Архангельской области и страны в целом.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото автора и пресс-службы агрофорума