Выход этих судов от причала судоремонтного предприятия, где они ремонтировались в течение всей зимы, считается главным признаком скорого начала навигации на Северной Двине. А накануне обслуживающий ледовые переправы персонал уже не раз докладывал: «С каждым днем все труднее намывать лед, чтобы уложить на судоходном канале переходные мостки. Людям все дольше приходится ждать готовности переправы после прохода судов».
Вчера буксиры «Муромец» и «Борей» выполнили первые рейсы с пассажирами на борту на переправах протоки Маймакса. С раннего утра сегодня на перевозку людей поставлены буксиры «Гранит» и «Эскандер»; первый — между центром города и Кегостровом, второй между районом Соломбала и островом Хабарка. Пассажирские перевозки буксирами продлятся до открытия летней навигации, до времени, когда на маршруты к островам устья Северной Двины выйдут речные трамвайчики.
Хотелось бы заметить, что Архангельск — единственный в мире город, где, по крайнем мере зимой, встречаются на перекрестках люди и морские суда. Напомним, с появлением устойчивого ледового покрова на фарватерах дельты Северной Двины обустраивают пешеходные переправы. Подсчитано, что по ледовым тропам между центром города и Кегостровом за день проходят до тысячи человек, между районом Соломбала и островом Хабарка — также не меньше тысячи, на четырех переправах, соединяющих Маймаксанский район и остров Бревенник, — до 700 человек. На всех переправах действовало четкое расписание, когда в «час пик» с 7 до 9 часов и утром, и вечером грузовые суда, ледоколы, буксиры обязаны встать, чтобы пропустить людской поток. В любое другое время вынуждены стоять люди, пока переправы открыты для движения судов. И надо сказать, что почти за четыре месяца, пока действовали ледовые переправы, в порту Архангельск побывало 185 морских судов. И также подсчитано, что каждая из переправ разбиралась и вновь собиралась до семи раз ежедневно.
Изредка четко отлаженная схема давала сбой, когда какой-либо морской транспорт застревает во льду прямо в переправе. В результате, ни огромное судно не может стронуться с места, ни люди не могут перейти через речное русло. Как признался капитан одного из ледоколов — причиной такого происшествия становятся сами пешеходы. Дожидаясь, когда мимо пройдет судно, они останавливаются всего в 2 — 3 метрах от кромки ледового канала. Судоводителю надо иметь железные нервы, чтобы при такой картине дать двигателю «полный ход», у малоопытного рука сама тянется к машинному телеграфу — сбавить до «самого малого». В итоге, инерция у судна быстро гасится, ему уже не по силам пройти по каналу. Таким примером стал теплоход «Мыс Желания». 7 февраля он простоял в районе переправы на Хабарку более четырех часов. Жители островов, открытые всем ветрам и крепкому морозу, еще долго высказывали много нелестных слов в адрес его экипажа.